Старинный деревянный Крест Распятие Христово с предстоящими святыми. Палестина, Иерусалим 1870-1890 год
Сопроводительная документация
Лот с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этой старинной реликвии подтвержден сертификатом, заверенным экспертом-искусствоведом специалистом по оценке культурных ценностей и нематериальных активов, негосударственным судебным экспертом. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Старинный резной крест Распятие Христово с предстоящими – Пресвятой Богородицей и Иоанном Богословом это предмет для домашнего моления. Перед вами настоящий миниатюрный старинный резной иконостас для дома, изготовленный мастером-резчиком, работавшим в Святом Граде Иерусалиме в конце 19 века. Резной комплекс разборный. Размеры комплекса в собранном виде: высота 32,5см; ширина 19см; глубина 8 см. Очень хорошее коллекционное состояние, полностью пригоден к использованию для молитвы или размещению в экспозицию частного музея резной иконы. Домашние киоты могут быть разными. Для кого-то важно купить и поместить в молельный угол несколько старинных икон, кто-то довольствуется иконами современными, печатными. Но можно создать и совершенно уникальный киот, разместив в нем… старинную резную скульптуру, а еще лучше – композицию из резных фигур!
Именно такую редкую, а можно сказать смело – уникальную возможность мы и представляем Вам, нашим Покупателям, ведь представленная скульптурная группа Крест Распятие Христово с предстоящими сохранилась за свою более чем столетнюю историю просто отлично, редкость такого резного предмета очень и очень высока!
Рассмотрите эту скульптурную миниатюру, сделанную самобытным резчиком, человеком талантливым и прозорливым, настоящим мастером, умеющим с помощью минимума технических средств и изобразительных приемов сообщить своему творению удивительную выразительность и пластику, необыкновенную динамику и духовную силу!
В каждом движении резца, в каждой фигуре Вы можете видеть и дыхание времени и частичку души резчика, который сумел передать трагизм самой сцены и надежду на наше спасение: вера во Христа и спасение бессмертной души - именно это должна дать каждому молящемуся человеку резная скульптурная композиция.
Резной деревянный крест, распятый Христос – Ваш взгляд первоначально сосредотачивается на этой скорбной фигуре и только потом переходит на фигуры предстоящих Кресту - Пресвятой Богородице и любимому ученику Христа – Иоанну Богослову.
Кажется неправильным, что фигура Христа меньше фигур предстоящих, но таким образом мастер, располагая фигуры в один ряд, как бы сообщает им свойства, присущие прямой перспективе.
Фигура Христа выполнена упрощенно, впрочем, так же сделаны и резные фигурки святых, но она более пластична, полна скрытого движения.
Лица Богородицы и Иоанна Богослова скорбны, и хотя мастер показывает лики и одежды святых свидетелей казни Иисуса упрощенно и даже резко, необходимое душевное состояние безошибочно четко транслируется молящемуся человеку.
Есть различный тип настоящего художника, творца. Одному, например, необходимо на своей картине нарисовать и изобразить все до мелочей, до ниточных тонкостей. Он тратит годы на то, чтобы каждый лист на дереве, блики в глазах, пена волны или лепесток нежной розы были такими, что все удивляются этому мастерству и говорят восхищенно, что «на картине все, как живое»!
Другому мастеру достаточно сделать несколько ударов кистью по холсту, чтобы проявить свою природную гениальность и все зрители картины скажут, что вот, дескать, провел художник несколько линий, но как здорово, как точно он отразил этими несколькими взмахами кисти глубинную суть своей идеи! И ясно, что оба художника бесконечно талантливы, только каждый – по-своему.
Вот и сейчас перед Вами талантливая работа, которая больше может отражать второго художника из приведенного нами, примера: мастер-резчик сумел простыми и понятными средствами пробудить в созерцателе нужные чувства, переживания, дать душевный посыл и получить душевный отклик, так разве не в этом и состояла его задача-максимум?
Деревянная скульптура сохранилась очень хорошо, она компактна (высота всего 30 сантиметров) и может быть разобрана для хранения и транспортировки.
Перед Вашим взором настоящий миниатюрный старинный резной иконостас для дома, его можно разместить в молельном углу, но он может стать и настоящим украшением интерьера, попробуйте разместить его на комоде или тумбочке, в застекленной полке или шкафу и Вы убедитесь, что подобная старинная вещь совершенно меняет помещение, становится центром притяжения, объектом для душевного умиротворяющего созерцания.
Резьба деревянных скульптур – дело тонкое, но фигурки и основание было исполнено добротно, что называется, на века, а потому Вы сможете передать это удивительное творение своим детям и внукам, те же передадут его своим детям и внукам, можно быть полностью уверенным в том, что они примут такой подарок с благодарностью, ценность же самого антикварного предмета с годами может вырасти многократно.
***
Старинная деревянная резьба, а если быть точным, старинная деревянная скульптура – явление редкое, яркое и самобытное, и очень жаль, что сегодня найти и купить резные деревянные скульптуры прошлых веков можно с очень большим трудом!
Поэтому особенно радостно и приятно представить Вашему вниманию старинную резную композицию Крест Распятие Христово с предстоящими, выполненную в XIX веке.
Но перед Вами не просто деревянный Крест Распятие Христово (резная Голгофа), а редкая деревянная скульптурная группа, изготовленная в Пермском крае, считающимся обителью и местом рождения подлинных шедевров деревянной пластики!
Так получилось, что язычество в этих суровых местах укоренилось настолько, что никак не хотело уступать место христианству, а потому деревянные идолы, присутствовавшие некогда в религиозном обиходе местных жителей нашли свое отражение в убранстве храмов и в домашнем духовном обиходе, только они трансформировались в уже другую резную деревянную скульптуру – в христианскую!
Известнейший собиратель и исследователь деревянной скульптуры Пермского края Н.Н. Серебренников в своей книге «Пермская деревянная скульптура» отмечает факт, согласно которому деревянные языческие идолы еще можно было встретить в лесах возле деревень в первой четверти XX века, при этом христианские деревянные скульптуры «Спас в темнице», «Распятие Христово», «Никола Можайский», «Апостол Марк», «Апостол Иоанн Богослов», «святая Параскева Пятница» и многие другие, включая такие «вспомогательные» скульптуры из дерева, как «резные Ангелы из дерева», или «резной Херувим» находились практически повсеместно в сельских церквях и в церквях самой Перми! То есть налицо было некое отождествление христианских святых и языческих идолов, народ продолжал наряду с почитанием христианских святых верить в языческих богов, исполнять укоренившиеся в крестьянской среде обряды, и это после тысячелетней истории христианства на Руси!
Люди поклонялись и молились перед иконами, но резная скульптура, резные святые, «деревянные Боги», как их сегодня принято называть, раскрашенные яркими красками привлекали их особо и причин тут много помимо «врожденной тяги» и памяти о языческом прошлом предков.
Старинная икона – изображение плоскостное и хотя иконы Строгановского письма (которое также зарождалось и выпестовывалось в Прикамье) дают молящемуся множество душевных эмоций, объемные, выполненные часто во весь рост, резные фигуры позволяли увидеть в святых особые духовные символы, ощутить Божественное воздействие совершенно в другом, необычайном ракурсе!
Согласитесь, что ростовое изображение святого на иконе все же менее воздействует на человеческое воображение, чем такое же по размеру, но выполненное из дерева в объеме, раскрашенное так, что кажется, что перед молящимся застывший на мгновение живой человек!
Представьте теперь эту же резную скульптуру в особой позе, чаще всего – в скорбящей, где тонко и самобытно показаны все грани человеческого естества, переживания, мучений духовных и телесных – и картинка будет совсем полной.
Н.Н Серебренников стал собирателем скульптур Пермского края случайно: проходил мимо заброшенной церкви и решил заглянуть в нее. Там он обнаружил несколько резных скульптур, которые его поразили своей удивительной красотой, а ведь эти изваяния отражали не только религиозные чаяния, но и культуру народа и силу таланта мастера, их исполнившего, они отражали время, в которое их создали, но что еще удивило первооткрывателя – скульптуры находились в храме, хотя православие давно пыталось изжить из церквей объемные изображения святых!
Да, да, именно так! В какой- то момент указы, принятые Священным Синодом строго запретили использование в храмах деревянных скульптур, вот только не везде и совсем не сразу удалось церковникам это явление победить. В Центральной России, где контроль за исполнением указов был более простой, со скульптурами расправились довольно быстро, за Уральским хребтом дело не пошло, застопорилось, причем застопорилось настолько, что только революция 1917 года с последующим закрытием храмов и их полным забвением поставила точку в удивительном явлении, которым была в русской культуре резная скульптура.
Одной из причин возникновения в храмах старинной резной деревянной скульптуры было заимствование (подражание) Западной католической церкви, где, как известно, практически нет икон, а вот украшательство храмов самой причудливой скульптурной резьбой развито чрезвычайно. По мнению Н.Н. Серебренникова, становлению и развитию деревянной скульптуры способствовали... сами церковнослужители, которые отмечали особое воздействие на молящихся «деревянных Богов», старались через фигуры утверждать православие и конечно, получать повышенный доход от посещения храмов. Это утверждение мы комментировать не беремся, тем более что эти сведения почерпнуты из книги, вышедшей почти пятьдесят лет назад в разгар коммунистической эйфории, и тексты в ней имеют явную атеистическую направленность.
Но факт остается фактом: в каждой церкви в Пермском крае, в Прикамье имелись резные скульптуры или даже резной иконостас!
К сожалению, практически все деревянные резные иконостасы погибли в годы безбожия, тогда все деревянное убранство в разоряемых храмах «шло в дело», скульптуры погибали сначала под ударами топоров, а потом сгорали в печах. Та же самая участь постигала иконостасы и детали интерьера, во многих храмах деревянная скульптура и убранство испортилось и исчезло просто от людского равнодушия, от внезапной ненужности всей этой недавно столь еще востребованной, красоты.
Энтузиасты и сегодня разыскивают образцы старинной храмовой резьбы, но необходимо констатировать, что время безвозвратно упущено и попадающиеся на антикварном рынке отдельные скульптуры или элементы отделки иконостасов (те же фигурки Ангелов или Херувимов) считаются большой удачей, хоть и не могут быть использованы для составления хотя бы одной органичной композиции.
Пермские деревянные Боги (так сегодня принято называть подобные произведения искусства) ныне занимают умы не только коллекционеров и научных деятелей, но и обычных людей, и конечно, православных верующих, которые ищут следы самобытных художников, скульпторов, прославляющих в своих работах торжество православия.
Выставка пермской деревянной скульптуры путешествует по России и всему миру, вызывая неподдельный интерес и у специалистов и у случайных посетителей, у Вас сегодня есть прекрасный шанс стать Хранителем редкого, чудом уцелевшего комплекса, который может украсить самую серьезную коллекцию древностей.
Пермская скульптура – явление удивительное и благодаря нашему сайту Вы можете стать обладателем редкого антикварного предмета, а точнее, группы предметов, составляющих единое целое.
Представленная Вашему вниманию резная композиция Крест Киотный Распятие Христово с предстоящими, изготовленная для домашнего использования поражает тем, что сохранилась она идеально и находится в полной комплектности, практически без утрат!
Знаменуй себя крестом и говори молитву Честному Кресту:
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.
Перевод:
Да воскреснет Бог, и рассеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: Радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.