Живописные иконки-финифть

Старинные иконы из финифти купить в Москве

Мы открываем новый Раздел, посвященный удивительному народному художественному промыслу - финифти и рады пригласить Вас для ознакомления и приобретения редких антикварных икон и образков, выполненных талантливыми русскими мастерами белее ста лет назад!
«Финифтис» в переводе с греческого на русский означает «Блестящий», отсюда и появилось, прижилось на Руси слово финифть. А по сути своей финифть – это стекловидная эмаль, наносимая тонким слоем на металлическую основу, в качестве которой может выступать стальной, медный, серебряный и даже золотой лист. Специальными красками, изготовленными на основе стекла, мастер наносит на пластинку рисунок, который впоследствии запекается при температуре 900 градусов Цельсия.
Русская финифть берет свое начало в древности, ведь приемы покрытия культовых предметов горячей эмалью пришли на Русь одновременно с принятием христианства, из Византии.
Древние кресты-тельники, находимые археологами, часто несут на себе несколько цветов эмали, обнаруживая в русских мастерах великих творцов прекрасного, сохранившегося в веках.
Существует Вологодская финифть, делал финифть Ярославль, но наибольшую известность и популярность приобрела, безусловно, финифть Ростова Великого.
Финифть в Ростове производилась в большом количестве и ассортиментном ряду, а ведь сам процесс нанесения рисунка на фарфоровую тонкую пластинку весьма долог и имеет много промежуточных стадий.
Все начинается с самой металлической пластинки, ведь она – основа всему, от качества изготовления пластины зависит, насколько финифть получится объемной, гладкой. Медную пластинку «выбивают» - делают выпуклой, потом обрезают, формируя контур, или подгибают край.
Именно эта выпуклость придет объем и внутреннее полупрозрачное свечение готовому изделию: лучи света проникают в полупрозрачные слои эмали под углом, отражаются от пластины и подсвечивают финифть изнутри.
Сначала на первый эмалевый слой наносятся основные цвета – подмалевок. Затем пластинку обжигают в печи до того момента, пока краски не проявят свою настоящую сочность и яркость.
После остужения пластинки производят пропись теней, основных деталей будущего изображения. При следующем обжиге рисунок фиксируется и после остужения вновь художник берет в руки кисть, корректируя рисунок, а затем процесс запекания в печи повторяется.
Если Вы посетите город Ростов и музей финифти, то убедитесь, сколь может быть сложен рисунок на изделиях старинных мастеров. Оказывается, для создания сложных композиций приходилось делать до семи промежуточных прописок изображения!
Чем сегодня Вас удивляет Ростовская финифть, почему финифть купить сегодня хотят очень многие любители старины?
Секрет этого промысла заключается в том, что при очень малых формах изображений художникам удается их воспроизводить с высочайшей филигранной точностью, старинные изделия из финифти как будто изнутри светятся, рисунок полупрозрачен, он имеет необычный объем и звучание.
Мягкость красочных переливов, четкость контурных линий, блеск эмали, и все это не выцветает, не меркнет даже если предмет прожил не одну сотню лет!
Роспись эмалью – удивительное явление в истории России, но особенно сегодня ценятся иконы финифть, то есть старинные антикварные иконы на фарфоре.
Вологодская, или усольская финифть зародилась  в Вологде примерно в семнадцатом столетии, пришла она туда из Сольвычегодска, сюжетная линия такой финифти сводилась к воспроизведению цветочных орнаментов, изображению зверей и птиц, мифологических существ. Возможно, именно по причине такой смысловой направленности эта линия в русской истории финифти утрачивает свое влияние. Производство ее замирает, не находя спроса.
Ростовская финифть появилась несколько позднее, но именно мастера Ростова снискали славу в среде верующих христиан самыми разнообразными по сюжетам и размерам, эмалевым иконам.
Сегодня антикварную религиозную сюжетную финифть купить в Москве Вы можете на нашем сайте, в XIX веке продукция из Ростова поступала не только в Москву, но и в Санкт-Петербург и многие другие города.
Кстати, считается, что именно Москва и Питер стали отправной точкой в образовании этого промысла: первые мастера финифти работали в двух столицах и занимались тем, что украшали горячей эмалью различные богослужебные предметы, а затем, переехав в Ростов, промысел получил новый заряд, централизацию, особое направление в деятельности, сконцентрировавшись на выпуске икон.
Иконы финифть - это удивительный мир святых образов, с мастерством и любовью исполненных иконописцами Ростова. На миниатюрных иконках могли они поместить не только образ одного святого, но и объемные сложные иконографические композиции. Фарфоровую пластинку, на которой изображалась религиозная сцена, обрамляли специальной рамкой. Такая рамка сама по себе часто являлась произведением искусства: на ней выполнялся орнамент из геометрических фигур, ангелов или цветов, она могла быть украшена сканью, резьбой.
Скань – это ажурные спаянные между собой, витые проволочки, которые мастер заплетает в объемные и очень красивые воздушные узоры. Наиболее популярным материалом для скани всегда считалось серебро, так как оно, окисляясь в складках и других местах, не соприкасающихся с одеждой или телом, придавало изделиям удивительный объем и благородную игру света.
Для людей со скромным достатком предлагались иконы с упрощенным рисунком и рамкой из латуни, а человек богатый мог купить или даже сделать на заказ рамку из серебра или золота, украшенную авторской резьбой, драгоценными вставками из камней или жемчуга.
Маленькие нательные иконки-образки можно было не только разместить в домашнем киоте, но и всегда взять с собой: специальные петельки позволяли носить нательный образок вместе с  крестом-тельником, или на отдельной цепочке.
Старинные финифтяные иконки-образки из Ростова Великого были прекрасны по своему миниатюрному исполнению и выгодно отличались от грубоватой старообрядческой пластики, став визитной карточкой людей зажиточных, ценящих в окружающих их предметах красоту и изящество.
Маленькие нательные иконки были и очень практичными – они не боялись воздействий атмосферы, были весьма стойки к механическому износу, но вот против ударов были, увы, бессильны.
При условии ограждения финифти от повреждений ее можно считать практически вечной.
Сегодня можно констатировать факт, что подавляющее большинство красивейших финифтяных образков и икон утрачено. Это произошло по разным причинам. Во-первых, такие маленькие предметы можно было легко потерять. Во-вторых, эмалевые иконы портились от ударов, падений, небрежного обращения. В третьих, и в самых основных – длительный период безбожия и пассивного отношения к религиозным предметам привели к тому, что многие из таких предметов были просто выброшены за ненадобностью!
Но такое положение дел порождало и другое явление: Ростовская финифть стала настоящим раритетом, предметом желанным для каждого серьезного коллекционера!
Приемы финифти хоть и не были полностью утеряны после революции, но направление в финифти, отвечающее за создание икон прервалось с приходом советской власти и интерес к этому массовому, в XIX веке, продукту, был практически утрачен.
В советское время мастера Ростова занимались изготовлением самых разнообразных финифтяных украшений: они делали серьги, перстни, браслеты, броши, оправляя их в серебряную или мельхиоровую скань. Сегодня в Ростове работает около 250-и мастеров, но все же настоящую мировую славу этот промысел получил именно благодаря изготовлению нательных и «стационарных» икон, финифти с религиозным сюжетом.
Раньше секреты мастерства передавались из поколения в поколение, каждый мастер имел свои собственные приемы работы, он берег их, старался приумножить знания и навыки, изготовление финифти часто было делом семейным.
Нынешнее поколение собирателей старины и конечно, людей искренне верующих, обратили свое пристальное внимание на это яркое явление, а потому старинная финифть сегодня особенно ценится.
Нам искренне кажется, что Ростовская финифть любима в народе практически на генетическом уровне, ведь промысел этот со времени его появления, тысячу лет бытует в людской среде, радует душу и глаз, является особым индикатором культурной составляющей нашей страны.
Собиратели старины и раритетных древностей ценят финифть и отмечают тот неоспоримый факт, что тут нет и не может быть двух одинаковых предметов! Как и в живописных иконах, каждая финифтяная икона – индивидуальна, неповторима, а потому можно каждый раз удивляться многообразию и таланту мастеров, выполнивших эти вечные эмалевые миниатюры.
Конечно, существуют иконографические сюжеты, которые встречаются чаще, но есть и такие, которые можно встретить, возможно, лишь однажды!
Мы постарались собрать в нашем Разделе многообразные по своему изводу, оформлению и размеру, иконы, выполненные в технике финифти.
Каждый из Вас, будь Вы коллекционер, или человек верующий, найдет на страницах Раздела финифти сайта www.1939.ru много интересных старинных икон, среди которых обязательно отыщутся особенно волнующие и необходимые образы святых.
Помните, что перед Вами уникальные творения русских мастеров, каждое из которых заслуживает не только помещения в домашний киот или частное собрание редкостей, но и достойно размещения в музейной экспозиции.
Добро пожаловать в мир старинной и самобытной русской финифти, добро пожаловать в мир удивительных открытий!
Сегодня каждый из Вас может стать не только заинтересованным Зрителем, но и Покупателем, Хранителем этих редких и очень красивых антикварных предметов!