Старинная серебряная иконка образок святая Варвара и святые преподобные Антоний и Феодосий Печерские, проба серебра 84, эмаль. Россия 1890-1910 год
Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Маленький серебряный образок - нательная иконка изготовлена из серебра 84 пробы, которое использовалось во времена Царской России до 1917 года. На иконке Святая Великомученица Варвара и Святые преподобные Антоний и Феодосий Печерские - Преподобные отцы Киево-Печерской Лавры. Если вы не знаете что подарить, то маленькая серебряная иконка-образок будет очень приятным и памятным подарком на любой юбилей. Иконка не имеет подвесного ушка, но в любой ювелирной фирме или палатке по ремонту ювелирных изделий в вашей иконке сделают маленькое отверстие и ее можно будет носить на цепочке.Купить старинную нательную иконку-образок может себе позволить каждый желающий! Нательная иконка (ее еще часто называют нательная «иконка ладанка») - небольшой по размеру предмет, но сколько в ней заключено духовной силы, ведь по сути это настоящая икона, или даже… несколько православных икон!
В XIX веке Россия становится паломнической страной: сотни тысяч людей хотят увидеть и поклониться великим святыням, расположенным как за территорией империи, так и в ее приделах.
Из таких поездок они привозили памятные паломнические предметы, и прежде всего – старинные нательные образки иконки!
Всмотритесь в нательную иконку – это необыкновенная миниатюра, оттиск с матрицы, выполненной мастером-резчиком, сумевшим в таком малом художественном пространстве уместить сложную иконографическую композицию, придать ей объем, динамику, душевный посыл доброты!
Образки нательные стали продолжением развития технологий, прежде всего, штамповочного производства. Ранее иконки для ношения на теле вместе с крестом изготавливались при помощи литья, но в середине XIX века стало возможным задействовать другие методы, позволявшие не только уменьшить затраты на производство, но и увеличить тираж, уменьшить стоимость изделия, но главное – довести его внешний вид до совершенства!
Материалом для изготовления старинных нательных иконок и образков служила медь, латунь, серебро и даже – золото! Если Вы хотите купить старинную иконку из серебра – обратите внимание на пробирные клейма и клеймо мастера, как правило, Вы увидите пробу номер 84, по клейму мастера можно установить, в каком городе был сделан данный старинный образок!
Размер старинного образка-иконки мог варьироваться от полутора сантиметров до пяти-шести сантиметров в высоту.
Форма старинного образка бывала разной. Старинный образок-иконка овальной формы наиболее часто встречается на антикварном рынке. Реже можно встретить нательную иконку квадратной, или прямоугольной формы. Можно найти и купить старинные металлические иконки круглой, или многоугольной формы.
Печать изображения на старинной иконке различалась. Так, например, предлагалось паломнику купить односторонний образок, или двухстороннюю икону, то есть одна нательная иконка могла нести на себе изображение одной, или двух икон. Иногда на оборотной стороне миниатюрной нательной ладанки помещали краткий текст молитвы.
Старинную иконку (ладанку) можно купить и носить на шее вместе с православным крестом-тельником, а можно купить старинный образок и носить скрытно – в кармане, в качестве надежного намоленного оберега, амулета, талисмана. И никогда не надо забывать, что старинная нательная металлическая иконка-образок это полноценный святой образ, перед которым можно всегда совершить просительную или благодарственную молитву!
Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.
Преподобный Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь.
За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо его любила, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви слова Господни: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня" (Матф.10:37), он решился оставить и мать (отец уже умер), и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию. "Видишь ли чадо, — спросил его Антоний, — что пещера моя скромна и тесна?" — "Сам Бог привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь".
Когда число сподвижников преп. Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе. Феодосий остался на прежнем месте; скоро он был избран братией во игумена и начал стараться об учреждении правильного общежития по уставу цареградского Студийского монастыря. Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благосло-вением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. Преподобный Феодосий часто обходил кельи и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего, и чем занимается братия. Часто и ночью он приходил к двери келий и, если слышал разговор двух или трех иноков, сошедшихся вместе, то ударял жезлом в дверь, а утром обличал виновных. Сам преподобный был во всем примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь, и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов, преп. Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую долю монастырских доходов.
Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключенным в темницах. Из сочинений преподобного Феодосия известны: два поучения к народу, десять поучений к инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы.
Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский). преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп. Нестор Летописец и Симон.
Молитва преподобным Антонию и Феодосию Печерским.
О угодницы Христовы, преподобнии отцы наши Антоние и Феодосие и вси святии Киево-Печерстии, светильницы пресветлые, святостию иноческаго жития первые просиявшие на земле Российстей, покровители града Киева и всего отечества нашего! К вам, молитвенникам теплым и предстателям непостыдным, усердно притекаем, в нуждах и скорбях наших утешения и помощи просяще. Помозите нам, рабам Божиим (имена), заступницы наши! Утвердите нас в вере святей, сохраните Церковь Божию от пагубных ересей и расколов, научите нас всегда творити заповеди Божия и вся предания церковная, от отец нам заповеданная, будите нам благосердые отцы и теплые молитвенницы, яко да прославим имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.
Тропарь преподобного Феодосия Печорского, глас 8
Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие, к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру и, украсив житие твое пощением и светлостию, в молитвах, яко безплотен, пребывал еси, в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Феодосия Печорского, глас 3
Звезду Российскую днесь почтим, от востока возсиявшую и на запад пришедшую, всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны содеянием и благодатию монашескаго устава, блаженнаго Феодосия.
Тропарь преподобного Антония Печорского, глас 4
От мирскаго мятежа изшед, отвержением же мира евангельски Христу последовал еси и, равноангельное житие пожив, в тихое пристанище Святыя Горы Афона достигл еси, отонудуже благословением отцев в гору Киева пришед и тамо трудолюбно жизнь совершив, Отечество твое просветил еси и, множеству монашествующих стезю, ведущую к Небесному Царствию, показав, Христу сия привел еси, Егоже моли, Антоние преподобне, да спасет души наша.
Кондак преподобного Антония Печорского, глас 8
Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному от юности, преподобне, Тому от всея души любовию последовал еси, мира же тленная ни во чтоже вменив, в земли пещеру соделал еси и, в ней добре противу невидимаго врага козней подвизався, яко светозарное солнце, во вся концы земли возсиял еси, отонудуже, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом. И ныне со Ангелы Владычню престолу предстоя, поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Антоние, отче наш.
Тропарь преподобных отцов Киево-Печерских, глас 4
Мысленное солнце и светлую луну, первоначальных Печерских, со всем собором преподобных днесь почтим, тии бо, церковную твердь озаряюще, просвещают во тьме страстей бедствующих, и подают от Христа Бога молитвами своими помощь во всех скорбех, и душам нашим просят избавления.
Кондак преподобных отцов Киево-Печерских, глас 8
Избраннии от всех родов угодницы Божии, святии преподобнии Печерстии, на сих горах добродетельми просиявшии, вас земля не потаила есть, но Небо отверзеся вам и райское селение. Темже мы похвальныя песни Богу, прославльшему вас, в памяти вашей приносим; вы же, яко имущии дерзновение, ваш собор почитающих от всех бед молитвами вашими заступайте, яко заступницы наши и к Богу ходатаи.