Старинная нательная иконка-образок Святой князь Михаил Тверской и Святая княгиня Анна Кашинская. Россия 1905-1910 год
Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Старинная бронзовая иконка, нательный церковный образок Святой Благоверный князь Михаил Тверской и Святая Благоверная великая княгиня-инокиня Анна Кашинская.В XIX веке Россия становится паломнической страной: сотни тысяч людей хотят увидеть и поклониться великим святыням, расположенным как за территорией империи, так и в ее приделах.
Из таких поездок они привозили памятные паломнические предметы, и прежде всего – старинные нательные образки иконки!
Всмотритесь в нательную иконку – это необыкновенная миниатюра, оттиск с матрицы, выполненной мастером-резчиком, сумевшим в таком малом художественном пространстве уместить сложную иконографическую композицию, придать ей объем, динамику, душевный посыл доброты!
Образки нательные стали продолжением развития технологий, прежде всего, штамповочного производства. Ранее иконки для ношения на теле вместе с крестом изготавливались при помощи литья, но в середине XIX века стало возможным задействовать другие методы, позволявшие не только уменьшить затраты на производство, но и увеличить тираж, уменьшить стоимость изделия, но главное – довести его внешний вид до совершенства!
Материалом для изготовления старинных нательных иконок и образков служила медь, латунь, серебро и даже – золото! Если Вы хотите купить старинную иконку из серебра – обратите внимание на пробирные клейма и клеймо мастера, как правило, Вы увидите пробу номер 84, по клейму мастера можно установить, в каком городе был сделан данный старинный образок!
Размер старинного образка-иконки мог варьироваться от полутора сантиметров до пяти-шести сантиметров в высоту.
Форма старинного образка бывала разной. Старинный образок-иконка овальной формы наиболее часто встречается на антикварном рынке. Реже можно встретить нательную иконку квадратной, или прямоугольной формы. Можно найти и купить старинные металлические иконки круглой, или многоугольной формы.
Печать изображения на старинной иконке различалась. Так, например, предлагалось паломнику купить односторонний образок, или двухстороннюю икону, то есть одна нательная иконка могла нести на себе изображение одной, или двух икон. Иногда на оборотной стороне миниатюрной нательной ладанки помещали краткий текст молитвы.
Старинную иконку (ладанку) можно купить и носить на шее вместе с православным крестом-тельником, а можно купить старинный образок и носить скрытно – в кармане, в качестве надежного намоленного оберега, амулета, талисмана. И никогда не надо забывать, что старинная нательная металлическая иконка-образок это полноценный святой образ, перед которым можно всегда совершить просительную или благодарственную молитву!
Анна Кашинская родилась в октябре 1280 года. Она была правнучкой князя Василия Ростовского, известного своей глубокой верой в Иисуса Христа. Отказавшись отречься от христианства, он принял мученическую смерть от золотоордынского хана. Честным христианином был и отец Анны, Дмитрий Борисович. Таким образом, христианская традиция была невероятна сильна в семье Анны, и девушку с раннего детства воспитывали в любви к Богу.
В 1294 году Анна связала себя узами брака с князем Михаилом Тверским. Впоследствии у них родилось пятеро детей – дочь и 4 сына. Однако наслаждаться радостями супружеской жизни святой предстояло недолго. В год венчания Анны и Михаила отошел к Господу отец княгини, немногим после этого выгорел дотла терем семейства, а князя Михаила поразил страшный недуг. Первенец Анны – дочка Феодора – скончалась в раннем возрасте. В 1318 году Анны навеки простилась со своим супругом – он отправился в Золотую Орду, где по навету князя Юрия Московского был жестоко убит.
Печальная участь постигла и излюбленного сына княгини Дмитрия Грозные Очи. В Золотой Орде он встретился с Юрием Московским, виновником смерти его отца. Дмитрий убил князя, но и сам был казнен золотоордынским ханом. Но и на этом страдания Анны не окончились. Обозлившись на постоянные набеги татар, жители Тверского княжества нанесли им разгромный удар, погнав со своих земель захватчиков. Такого оскорбления ханы снести не смогли – вскоре Тверь пережила опустошительный набег, которого в её истории ещё не было. Земля была выжжена, и все дома разорены.
Вскоре после этого Анна лишилась своего второго сына Александра и внука Феодора. Она также пали в Золотой Орде от руки татаро-монгол. Смерть их была ужасной – Александру и Феодору отрубили головы, а над телами их надругались, разорвав на части. Казалось бы, что княгине осталось только одно – впасть в отчаяние.
Однако святая Анна смогла найти утешение в вере. После страшной гибели сына и внука она решила посвятить остаток своей жизни Господу и уйти в монастырь. Постриг Анна приняла в Твери, а спустя несколько лет её последний из оставшихся в живых сын Василий выстроил для матери отдельный монастырь. Именно в нём в 1368 году княгиня-инокиня и покинула бренный мир. Её тело захоронили в Успенской церкви города Кашин.
На какое-то время имя Анны Кашинской было забыто. Однако в 1611 году пономарю Успенской церкви приснилось дивное видение, в котором статная княгиня взывала к нему: «Почему гроб мой ни во что не ставите и меня призираете? Сколько мне быть попираемой вашими ногами?». И действительно – церковь обветшала, лесенка в ней начала разваливаться, а под той лесенкой хранился гроб святой Анны. Никто не знал, кому он принадлежит – почтением мощи в то время не пользовались.
Пономарь рассказал о своем сонном видении священникам и простому народу. Подле гроба княгини стали случаться чудеса (до 1649 года было засвидетельствовано 41 чудо) – исцелялись хромые, глухие и тяжелобольные. К мощам Анны потянулись паломники, в том числе и родственники царской семьи. Именно их усилиями государю Михаилу Федоровичу было принесено прошение о канонизации княгини-инокини Анны Кашинской.
Первый правитель из династии Романовых не успел подписать приказ, однако это дело продолжил его сын Алексей Михайлович. В 1649 году Анну причислили к лику святых, а 12 июня 1650 года её мощи были торжественно перенесены в Воскресенский Кафедральный Собор.
В 1677 году случилось уникальное в истории Русской Православной Церкви событие: патриаршая комиссия приняла решение о запрете почитания Анны Кашинской и декононизации святой. Документ содержал 13 пунктов, среди которых самым весомым был: «правая рука согбена, яко двуперстно благословляющая». На некоторое время церковное прославление Анны прекратилось.
Однако простой народ продолжал притекать к её мощам и молиться подле икон княгини. Священнослужители из Кашина не препятствовали этому, так как видели всеобщую любовь горожан и регулярные чудеса, случавшиеся по молитвам подле мощей и образов святой. Вновь канонизирована княгиня была лишь в 1908 году после многочисленных прошений в Синод.
Молитва Святой Анне Кашинской
О, преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к раце честных мощей твоих, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих: аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребываеши, и не отступаеши от нас духом, сохраняюще нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему: аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Ему же слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков.
Аминь.
Тропарь Святой Анне Кашинской
вятой благоверный князь Михаил Тверской родился в 1272 году уже после смерти своего отца великого князя Ярослава Ярославича, родного брата святого благоверного князя Александра Невского. При поездке в Орду князь Ярослав заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, скончался. Мать Михаила, Ксения, воспитала в сыне горячую любовь к Богу. Воспитывался и учился Михаил под руководством Новгородского архиепископа (вероятно, Климента). На Тверском княжении сменил старшего брата Святослава. В 1285 году он построил каменный храм в честь Спаса Преображения на месте деревянной церкви Космы и Дамиана. По смерти великого князя Андрея Александровича (+ 1305) Михаил, по праву старшего, получил в Орде ярлык на великокняжеский престол, но Московский князь Юрий Данилович не подчинился ему, сам домогаясь великокняжеской власти. Часто бывая в Золотой Орде у нового хана Узбека, который принял магометанство и отличался жестокостью и фанатизмом, Юрий сумел понравиться хану, женился на его сестре Кончаке и стал великим князем. Но он не успокоился и начал новую междоусобную войну с Тверью. В войско Юрия входили посланные Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем. Однако тверичи, возглавляемые святым князем Михаилом, 22 декабря 1317 года наголову разбили Юрия. Было захвачено много пленных, в том числе Кавгадый, которого святой Михаил отпустил, и жена Московского князя Кончака, но она неожиданно умерла в Твери. Князь Юрий оклеветал святого князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки. Хан разгневался, угрожая разорением княжеской вотчины Михаила, и потребовал его к себе для ответа. Не желая проливать кровь русских воинов в неравной борьбе с ханом, святой Михаил смиренно отправился в Орду, понимая, что это грозит ему смертью. Он простился с семьей и тверичами, взял благословение на мученический подвиг у своего духовного отца игумена Иоанна. "Отче, - сказал святой, - много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междоусобий. Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи".
В Орде над святым князем был устроен неправедный суд, который признал его виновным в непокорстве хану и приговорил к смерти. Святому Михаилу надели тяжелую деревянную колодку и отдали под стражу. В заточении святой Михаил, по своему обыкновению, постоянно читал Псалтирь и благодарил Господа за посланные ему страдания. Он просил не оставить его и в предстоящих мучениях. Так как и руки святого страдальца были закованы в колоду, перед ним сидел мальчик и переворачивал страницы Псалтири. Долго кочевал с Ордой святой князь-узник, терпя побои и издевательства. Ему предлагали бежать, но святой мужественно отвечал: "Во всю жизнь не бегал я от врагов, и если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Господня да будет". По милости Божией, он не был лишен христианского утешения: его посещали православные священники, игумены Александр и Марк, и он каждую неделю исповедовался и причащался Святых Христовых Таин, получив и перед самой смертью христианское напутствие. По наущению князя Юрия и Кавгадыя, который мстил святому князю за поражение, в табор, где содержался пленник, ворвались убийцы. Они жестоко били мученика, топтали его ногами, пока один из них не заколол святого Михаила ножом (+ 1318). Обнаженное тело святого мученика было брошено на поругание, затем его прикрыли одеждой и положили на большую доску, привязанную к телеге. Ночью два сторожа были приставлены охранять тело, но их объял страх и они убежали. Наутро тела его не нашли на доске. В ту же ночь многие, не только православные, но и татары, видели, как два светлые облака осияли то место, где лежало тело мученика и, хотя по степи рыскало много хищных зверей, ни один из них не коснулся его. Утром все говорили: "Князь Михаил - святой, невинно убитый". Из Орды тело святого князя было перевезено в Москву, где его погребли в церкви Спаса на Бору в Кремле. Лишь через год, в 1319 году, в Твери узнали о судьбе своего князя. По желанию его супруги, княгини Анны (память 2 октября), и по просьбе тверичей, мощи святого Михаила Тверского были перенесены в его родной город и 6 сентября 1320 года положены в выстроенном им самим храме в честь Преображения Господня. Местное празднование святому благоверному князю началось вскоре после перенесения его мощей в Тверь, а на Соборе 1549 года состоялось общецерковное прославление святого. 24 ноября 1632 года были обретены нетленные мощи святого Михаила. Святой князь часто оказывал благодатную помощь Русской земле. В 1606 году поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал дивный всадник на белом коне с мечом в руках и обращал их в бегство.
Увидев икону святого благоверного Михаила, они клятвенно заверили Тверского архиепископа Феоктиста, что явившийся всадник - святой Михаил.
Молитва Святому князю Михаилу Тверскому
Дивный во страдальцех, святый благоверный великий княже Михаиле! Велия подвиги и труды твоя, яже за правоверие, за Церковь Божию и за отечество твое, град Тверь, положил еси. Ты, возжелав вышних, оставил еси тленную славу земную и, ревнуя подвижником Христовым, доблественно противустал еси ярости царя нечестиваго и прещению зломышленнаго его воеводы. Ты, прием неправедное осуждение и заколение, восприял еси Небесное Царствие, и кровными каплями, яко пречудным каменем, украсив на главе своей венец, предстоиши ныне на небесех престолу всех Владыки с лики ангел и со всеми святыми Его. Сего ради, притекающе к иконе твоей, лобызаем оную сердечными устами, и умильно к тебе взываем: о, тезоимените небесному воеводе вышних сил, великий княже Михаиле! Молися непрестанно Христу Богу за град твой, за люди и за вся православныя христианы. Буди споборник крепок на врагов православия христолюбивому отечеству нашему, испроси нам предстательством твоим мир, здравие, долгоденствие и во всем благопоспешество. Буди нам помощник улучити вся, к пользе нашей и ко спасению благопотребная, охраняй нас от искушений и напастей, приходящих во временней жизни, и не лиши нас ходатайства твоего ко Христу Богу, во еже получите нам прегрешений прощение и сподобитися небесного селения со избранными Его, яко да и в сем славится пречестное и великолепое имя Его во веки. Аминь.