Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Старинная маленькая иконка, нательный церковный образок Святой преподобный Иоанн Рыльский и Святая Троица Ветхозаветная «Гостеприимство Авраама».Купить старинную нательную иконку-образок может себе позволить каждый желающий! Нательная иконка (ее еще часто называют нательная «иконка ладанка») - небольшой по размеру предмет, но сколько в ней заключено духовной силы, ведь по сути это настоящая икона, или даже… несколько православных икон!
В XIX веке Россия становится паломнической страной: сотни тысяч людей хотят увидеть и поклониться великим святыням, расположенным как за территорией империи, так и в ее приделах.
Из таких поездок они привозили памятные паломнические предметы, и прежде всего – старинные нательные образки иконки!
Всмотритесь в нательную иконку – это необыкновенная миниатюра, оттиск с матрицы, выполненной мастером-резчиком, сумевшим в таком малом художественном пространстве уместить сложную иконографическую композицию, придать ей объем, динамику, душевный посыл доброты!
Образки нательные стали продолжением развития технологий, прежде всего, штамповочного производства. Ранее иконки для ношения на теле вместе с крестом изготавливались при помощи литья, но в середине XIX века стало возможным задействовать другие методы, позволявшие не только уменьшить затраты на производство, но и увеличить тираж, уменьшить стоимость изделия, но главное – довести его внешний вид до совершенства!
Материалом для изготовления старинных нательных иконок и образков служила медь, латунь, серебро и даже – золото! Если Вы хотите купить старинную иконку из серебра – обратите внимание на пробирные клейма и клеймо мастера, как правило, Вы увидите пробу номер 84, по клейму мастера можно установить, в каком городе был сделан данный старинный образок!
Размер старинного образка-иконки мог варьироваться от полутора сантиметров до пяти-шести сантиметров в высоту.
Форма старинного образка бывала разной. Старинный образок-иконка овальной формы наиболее часто встречается на антикварном рынке. Реже можно встретить нательную иконку квадратной, или прямоугольной формы. Можно найти и купить старинные металлические иконки круглой, или многоугольной формы.
Печать изображения на старинной иконке различалась. Так, например, предлагалось паломнику купить односторонний образок, или двухстороннюю икону, то есть одна нательная иконка могла нести на себе изображение одной, или двух икон. Иногда на оборотной стороне миниатюрной нательной ладанки помещали краткий текст молитвы.
Старинную иконку (ладанку) можно купить и носить на шее вместе с православным крестом-тельником, а можно купить старинный образок и носить скрытно – в кармане, в качестве надежного намоленного оберега, амулета, талисмана. И никогда не надо забывать, что старинная нательная металлическая иконка-образок это полноценный святой образ, перед которым можно всегда совершить просительную или благодарственную молитву!
В основе сюжета иконы Живоначальной Троицы лежит повествование из Книги Бытия. В ней, в 18 главе, описана встреча Авраама с тремя странниками, которые метафорично передают сущность Святой Троицы и триединство Бога. Первоначально композиция образа состояла из сюжетов, описанных в книге Бытия – на иконах изображался сам Авраам, его жена, странники и различные житийные сцены. Именно поэтому второе название этой иконы звучит как «Гостеприимство Авраама».
Позже реальные события, изображенные на иконе, начали наделяться символическим смыслом. А трёх странников (их также называют Ангелами) стали почитать как символ Триединство Бога, а само их явление Аврааму назвали явлением Святой Троицы. Это положило начало развитию двух основных вариантов написания иконы Ветхозаветной Троицы. На одном из них все три странника-ангела изображаются равными между собой, а на другом – выделяется центральный ангел, либо за счёт увеличенного нимба, либо за счёт монограммы Иисуса Христа.
Первые иконы Святой Троицы появились на Руси в XI столетии. На одной из наиболее древних из них – на фреске в Киевском Софийском Соборе – изображены три ангела, восседающие за столом, а на заднем плане запечатлены Авраам и его жена Сара. Совсем другая икона Святой Троицы была написана Андреем Рублёвым. Великий иконописец отказался ото всех частностей в своём творении – на его иконе нет ни Сары, ни Авраама, ни сюжетный сцен. Предстоящий видит лишь трёх странников-ангелов, подчёркнуто равных между собой и символизирующих неразрывное и вечное триединство Бога.
Явление Бога Аврааму в виде трех странников
Тысячелетия назад, когда наша земля была охвачена язычеством, в Азии, близ великого града Вавилон, жил честный и праведный муж по имени Авраам. Не смотря на время всеобщей смуты, он славил единого Бога и жил преданно Ему, творя благие дела. Авраам был богат, он обладал златом и серебром, слугами, скотом и хорошими угодьями. И лишь одна скорбь омрачала жизнь этого человека – он не имел детей и горько переживал об этом.
Аврааму было суждено стать избранником Божьим и хранителем подлинной веры – именно его потомство потом на протяжении многих лет несло свет божественной истины людям. Чтобы уберечь праведного Авраама от мрака языческого мира, сам Всевышний явился к нему и наказал: «Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое. И благословятся в тебе все племена земные».
Авраам не ослушался своего наставника и за послушание и кротость свою получил обещание стать родителем многих сыновей и дочерей, которые спустя века подарят миру Спасителя. Когда мужчина собрался исполнить данный Богу обет, ему было уже 75 лет. Собрав своё имущество, вместе с женой Сарой и племянником Лотом он отправился в далёкие земли, на которые ему указал Всевышний.
Так новым домом Авраама и его семьи стала Ханаанская земля. Она была плодородна и прекрасна, и мужчина постоянно справлял благодарственные молитвы Богу. Всевышний поведал Аврааму, что передаёт эту цветущую местность в дар ему и его будущим детям, так Ханаанский край начал называться обетованным (обещанным). Сегодня на этом месте располагается современная Палестина.
Именно в этом место и случилось одно из знаковых событий, определившее современную историю христианства. Недалеко от Хеврона, подле Мамврийского дуба к Аврааму явился Сам Бог в виде трёх странников. Когда Авраам узрел этих незнакомцев, – он кинулся к ним в учтивом приветственном жесте, приглашая их разделить трапезу и передохнуть от знойного дня.
Странники не отказались от приглашения, и Авраам, как это было принято у радушных хозяев в то время, омыл своим гостям ноги и подал лучшие кушанья, которые были в его доме. И внезапно один странник промолвил: «Через год Я опять буду у тебя, и у Сары, жены твоей, будет сын». Женщина лишь рассмеялась про себя – ведь к тому моменту её было уже 89 лет. Но странник продолжил свою речь: «Зачем Сара засмеялась? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок Я буду у тебя, и у Сары родится сын».
И, действительно, спустя год у Авраама и Сары родился здоровый мальчик, которого нарекли Исааком, и который стал отцом всех народов на нашей земле. А праведные родители его поняли, что не простые странники посетили их дом, а сам Бог, явившейся в виде Святой Троицы.
Молитва перед иконой Живоначальной Троицы
Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, отрастем нашым и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любя, и грешники кающияся милуеши и благоутробне при-емлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.