Старинная нательная иконка-образок Святой Георгий Победоносец "Спаси Сохрани". Россия 1900-1915 год


Частная коллекция
Артикул : ar7421
Доставка: СДЭК или Почта РФ
Датировка: 1900-1915 год
Регион: Россия
Размер: высота 27 мм
Самовывоз: нет
Распечатать

Сопроводительная документация

Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА

Старинная иконка, нательный церковный образок Святой Великомученик Георгий Победоносец, на обороте надпись "Спаси Сохрани".
Святой великомученик Георгий Победоносец – покровитель военных, земледельцев, животноводов. Икона, на которой изображен его образ, защитит всех, кто несет действительную воинскую службу, находится в запасе или уже ушел на заслуженный отдых, отдав воинскому делу годы жизни. Вместе с ними молитва перед иконой защитит и их семьи. Также перед иконой святого Георгия Победоносца молятся о новобранцах срочной службы, о том, чтобы служба была удачной и молодого воина миновали возможные превратности, которые могут происходить в период исполнения им воинского долга. Тем, кто живет на селе, хорошо читать молитвы святому Георгию и иметь в доме икону его, чтобы молитва перед ней защитила от проблем, связанных с ведением сельского хозяйства. Георгий Победоносец изображен на флагах Москвы и Подмосковья в память об основании Москвы князем Юрием (вариант имени Георгий в России – Юрий, Егорий, Егор) Долгоруким и является покровителем и защитником Москвы и Подмосковья. Также святой Георгий почитаем в Грузии, Осетии и в конфессиях Западной Европы. Икона с образом святого Георгия, молитва перед ней помогают также земледельцам и животноводам – ему молятся о сохранении урожая и здоровье скота, защите от стихии в сельском труде. Празднование в честь Святого великомученика Георгия Победоносца совершается 4 раза в год: 6 мая, 16 ноября, 23 ноября, 9 декабря.

Купить старинную нательную иконку-образок может себе позволить каждый желающий! Нательная иконка (ее еще часто называют нательная «иконка ладанка») - небольшой по размеру предмет, но сколько в ней заключено духовной силы, ведь по сути это настоящая икона, или даже… несколько православных икон!
В XIX веке Россия становится паломнической страной: сотни тысяч людей хотят увидеть и поклониться великим святыням, расположенным как за территорией империи, так и в ее приделах.
Из таких поездок они привозили памятные паломнические предметы, и прежде всего – старинные нательные образки иконки!
Всмотритесь в нательную иконку – это необыкновенная миниатюра, оттиск с матрицы, выполненной мастером-резчиком, сумевшим в таком малом художественном пространстве уместить сложную иконографическую композицию, придать ей объем, динамику, душевный посыл доброты!
Образки нательные стали продолжением развития технологий, прежде всего, штамповочного производства. Ранее иконки для ношения на теле вместе с крестом изготавливались при помощи литья, но в середине XIX века стало возможным задействовать другие методы, позволявшие не только уменьшить затраты на производство, но и увеличить тираж, уменьшить стоимость изделия, но главное – довести его внешний вид до совершенства!
Материалом для изготовления старинных нательных иконок и образков служила медь, латунь, серебро и даже – золото! Если Вы хотите купить старинную иконку из серебра – обратите внимание на пробирные клейма и клеймо мастера, как правило, Вы увидите пробу номер 84, по клейму мастера можно установить, в каком городе был сделан данный старинный образок!
Размер старинного образка-иконки мог варьироваться от полутора сантиметров до пяти-шести сантиметров в высоту.
Форма старинного образка бывала разной. Старинный образок-иконка овальной формы наиболее часто встречается на антикварном рынке. Реже можно встретить нательную иконку квадратной, или прямоугольной формы. Можно найти и купить старинные металлические иконки круглой, или многоугольной формы.
Печать изображения на старинной иконке различалась. Так, например, предлагалось паломнику купить односторонний образок, или двухстороннюю  икону, то есть одна нательная иконка могла нести на себе изображение одной, или двух икон. Иногда на оборотной стороне миниатюрной нательной ладанки помещали краткий текст молитвы.
Старинную иконку (ладанку) можно купить и носить на шее вместе с православным крестом-тельником, а можно купить старинный образок и носить скрытно – в кармане, в качестве надежного намоленного оберега, амулета, талисмана. И никогда не надо забывать, что старинная нательная металлическая иконка-образок это полноценный святой образ, перед которым можно всегда совершить просительную или благодарственную молитву!

Житие Святого великомученика Георгия Победоносца
Георгий, прославившийся на весь мир как верный и ревностный подвижник христианской веры, родился во второй половине III века н.э. в городе Бейрут, который расположен в Каппадокии у подножия величественных Ливанских гор. Родители его были благочестивыми христианами: отец трагически погиб за Христову веру ещё в младенческие годы Георгия, а мать, оставшаяся богатой вдовой, воспитала сына в скромности и искренней любви к Спасителю и Господу Богу.
С самых юных лет Георгий отличался живым умом, добрым нравом и необыкновенной храбростью. Едва поступив на военную службу в римское войско, юноша снискал восхищение и признание действующего императора Диоклетиана и был удостоен должности старшего начальника императорской стражи.
Диоклетиан являлся ярым приверженцем языческой веры и неустанно устраивал гонения на христиан. На закате своего правления тиран выступил в сенате и повелел учинить жестокую расправу над христианами, пообещав со своей стороны оказать всевозможную помощь в этом злодеянии. Юный Георгий, услышав столь невыносимую для него весть, раздал всё своё имущество беднякам, подписал вольные для рабов и отправился в сенат, чтобы исповедовать Слово Божие. Поступок этот таил в себе опасность – такой дерзости Диоклетиан не простил бы никому. Но храброе, пылкое и чистое сердце Георгия не знало страха – юноша открыто выступил против тирана и поведал всем собравшимся о спасительной вере во Христа. Его слова вошли в историю: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине. А Истина есть Сам Христос, гонимый вами!».
Диоклетиан был поражен дерзостью Георгия, но он испытывал искреннюю привязанность к юноше, а потому начал уговаривать его отказаться от своих слов, не губить росток юной жизни и сохранить римскую честь. Император настаивал на том, чтобы Георгий отрекся от Христа и принёс жертву в честь языческих богов. Но Святой Георгий, показав незыблемость своей веры, отвечал: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Непокорность одного из любимейших воинов окончательно ожесточила сердце Диоклетиана, прогневавшись, он приказал своей страже силою острых копий загнать Георгия в темницу. Но сам Господь Бог выступил на защиту своего верного раба, – не успевала сталь коснуться тела юноши, как делалась мягкой и податливой и совершенно никакого вреда не причиняла Георгию. И тогда яростный император заточил Святого в темницу, а для того, чтобы доставить ему невыносимые муки – заковал в кандалы, а на грудь водрузил тяжелый камень.
На следующий день над Георгием учинили жестокий допрос. Но храбрый воин по-прежнему оставался непреклонен и постоянно молвил императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою». Ярость поглотила сердце Диоклетиана, не в состоянии совладать с твёрдым духом своего бывшего стражника, император приказал подвергнуть Георгия самым изощренным и жестоким пыткам. Его привязали к колесу, под которым лежали доски с торчащими вверх острыми прутами. Когда колесо вращалось – острия впивались в тело Георгия, раздирая его на части. Но все, что мучители смогли услышать от Святого – был лишь громкий призыв к Господу Богу и упование на Его благодатную помощь. Вскоре Георгий умолк, и палачи решили, что страдалец испустил дух. Диоклетиан направился в языческие капища, чтобы принести кровавую жертву своим немилосердным богам. Но в этот момент день померк и раздался гром, какого никто не слышал прежде. А потом могущественный и сильный голос прозвучал с самых небес: «Не бойся, Георгий, Я с тобою!». И тут же все озарилось ярчайшим светом дивной красы, а подле тела Святого явился лучезарный Ангел и, возложив добрые руки свои на мученика, молвил: «Возрадуйся!». И лишь прозвучало это слово – встал Георгий, и был он прекрасен, как и прежде, и абсолютно невредим.
Георгий отправился в языческие капища и предстал перед Диоклетианом. Не веря своим глазам, тиран лишь говорил, что все это обман, что не мог Георгий ожить, и перед ним сейчас находится другой человек. Но те, кто был в капище, признали Святого. И многие пали на колени, уверовав во Христа, и тотчас отправил их на верную смерть жестокий император. Царица Александра, также присутствовавшая здесь, пораженная чудом, познала истинного Бога и хотела исповедать веру Его, но стража императора вывела её из капища.
Диоклетиан впал в ещё большую ярость и задался целью сломить честный и сильный дух Георгия. Над Святым учинили новые пытки, более изощренные и страшные. Сначала Святого посадили в глубокую яму, которую до самых краев наполнили негашёной известью. Но через три дня, когда император в предвкушении своего триумфа приказал выкопать Георгия, – тот оказался совершенно здоров, прекрасен телом и бодр духом. Тогда Диоклетиан приказал обуть Святого в железные сапоги, подковать их раскаленными гвоздями и заставить юношу бежать в них до самой темницы. На следующий день Георгий вновь предстал на допросе – ноги его были невредимы, а сам он с мягкой улыбкой лишь сказал, что сапоги показались ему очень удобными. Разъяренный император приказал избить Георгия розгами так, чтобы кровь смешалась с глиной, а сам мученик отрекся от своей веры. Но Святой и здесь сохранил храбрость и крепость духа и не отрекся от Христа.
После этого Диоклетиан уверился, что лишь силы магии способны поддерживать жизнь в теле юноши. Император призвал чародея Афанасия и приказал умертвить Георгия. Языческий волхв подал Святому два напитка, один из которых должен был лишить Георгия чудодейственной силы, а второй – убить. Но и зелья оказались бессильны перед искренней верой во Христа. Отвечая императору на вопрос о том, какая сила помогает ему преодолеть все эти пытки, Георгий молвил: «Я спасаюсь только призыванием Христа и Его силою. Верующий в Него ни во что вменяет мучения и способен сотворить дела, которые сотворил Христос». И тогда Диоклетиан полюбопытствовал, какие же дела сотворил Христос. Святой ответил ему: «Слепых просвещал, прокаженных очищал, подавал хромым хождение, глухим - слух, изгонял бесов и воскрешал умерших».
Тогда император решил разоблачить Георгия, ибо знал он, что ни римские, ни греческие боги, ни языческие чародеи не в состоянии воскресить умершего. И приказал Диоклетиан, чтобы Святой явил чудо воскрешения. Георгий ответил, что не ради злого умысла императора сделает это, а ради обычных людей, которые смогут убедиться в истинности христианского учения. Подойдя к гробнице, Святой призвал Господа, и Он не оставил горячего подвижника своего – мертвец, ожив, восстал из гроба. И свершился светлый замысел Георгия – многие люди в тот момент поняли, что прежде жили в неведении и даже чародей Афанасий со слезами на глазах присоединился к Христову учению.
Диоклетиан же, утратив всякий здравый смысл, вновь заточил Святого в темницу. К Георгию стали приходить люди, больные, несчастные, они ухитрялись найти лазейки, чтобы проникнуть к сыну Божию и получить от него утешение в своих бедах и исцеления от болезней. Слава о Георгии разлетелась далеко за пределы римского града, а благодатная сила Святого заставила тысячи язычников отречься от своей веры и последовать за Истинным Богом. Диоклетиан, невероятно напуганный этим, решил одолеть Георгия хитростью: он предложил Святому править Римом вместе, но взамен потребовал совершить жертвоприношение в честь языческого бога Аполлона или умереть в позоре и муках.
Всю ночь Георгий провел в усердной и горячей молитве, пока на него не снизошел благодатный сон. И посетило Святого чудесное видение, – в дивном сиянии явился к нему сам Господь Бог и промолвил: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною».
Утром Диоклетиан пришёл в темницу к Святому и потребовал от него ответа: «Будешь ли ты, Георгий, настаивать на своём, или разделишь власть над Империей со мной, вернувшись к вере в Римских Богов». И решил Святой ответить хитростью на хитрость – сделавшись покорным, Георгий сообщил, что лишь этого предложения и ждал от императора. Обрадованный Диоклетиан приказал немедленно отправиться в капище Аполлона, где уже собралось множество людей, ибо император мечтал о том, что бы все жители Рима засвидетельствовали отречения Георгия от Христа.
Все замерли в ожидании, гадая о том, принесёт ли христианский Святой жертву в честь языческих богов. Георгий подошел к идолу и вопросил: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?». И сам бес, укрывшийся в жертвеннике, ответствовал ему: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками, и, одержимые завистью, прельщаем людей». И почувствовал Георгий праведный гнев и спросил грозно о том, как посмели бесы прийти в то же место, что и он – верный раб и служитель Господа. И тотчас раздался страшный шум и стали низвергаться идолы, рушиться жертвенники и задрожало капище, точно земля разверзлась под ним.
Поднялась волна смятения, негодования и плача – иные, как царица Александра, прибежавшая на шум, прославили Христа, другие в исступлении требовали немедленной казни Георгия, а третьи – плакали от растерянности. Это была агония языческой эпохи: вместе с обрушившимися идолами, рушилась и та вера, на которой веками строилось могущество Империи. Наблюдая за крахом всех своих стараний, Диоклетиан приказал немедленно отсечь голову Георгию и Александре, которая подле его ног обличала язычников и славила праведный путь Спасителя. Она лишь молча и покорно последовала за Святым на эшафот.
Это событие происходило 23 апреля 303 года. Георгий, прозванный Победоносцем за своё действительно триумфальное сопротивление языческой вере, спокойно поднялся к месту казни. Он был прекрасен, лик его светился умиротворением, а последнее, что он сказал – была просьба к Господу о том, чтобы Он был милостив к палачам и простил их грешные души, заблудшие в неведении и не видевшие яркого света христианской Истины.
Георгий окончил свой земной путь, когда ему ещё не исполнилось и 30 лет. Он мог бы стать прославленным полководцем и совершить множество благих дел. История его жизни, это не просто прекрасная повесть о доблести и глубокой вере человека, которому выпала большая честь стать носителем Божественного дара. Это подлинный пример того, насколько жестоко, беспощадно и нелепо могут действовать люди, обличенные властью, но обделенные благодатной искрой Истинного знания. Всего лишь спустя 10 лет после расправы над одним из самых излюбленных христианских Святых римский престол принял талантливый и мудрый правитель – равноапостольный Константин. На знаменах Империи впервые появился Крест, выстраданный тысячами мучеников. Христианство прославилось, одержав победу над смутой языческой веры. Этому торжеству мы обязаны и Георгию Победоносцу.

Чудо Георгия о змие
Существуют различные редакции Чуда о змие. Все они восходят, вероятно, к старой устной традиции, которая бытовала на почве Малой Азии. Историки древнерусской литературы считают, что «Чудо Георгия, како избави дщерь цареву от змия» было известно на Руси уже с XI века. В русских списках чудо о змии излагается в двух вариантах. В первом из них – события, описываемые в чуде, происходят прежде мучения Георгия, во втором – после смерти мученика, и к чуду о змии добавляется чудо о житии. Редакция чуда «по смерти» много короче, но смысл описываемых событий остается тот же. Списки, относящиеся к первому варианту, повествуют о царе града Лаосия Селевине, который поклонялся Аполлону, Гераклу, Скамандру и Артемиде. Господь насылает на город бедствие: в озере недалеко от града «возгнедися» змей «сии речь дьявол кровопивец». Царь пытается осилить змея войсками, но напрасно; тогда он предлагает народу жертвовать в пищу змию детей, от богатых и до бедных, начиная с него царя. Когда народ изъявил согласие, царь готовит дочь на смерть; но им овладевает раскаяние, и он предлагает народу за выкуп оставить ему дочь, но народ не соглашается. Девицу выводят на съедение змею. „В то время случися греческому войску от перския брани возвратитися с победою, в них же бе храбрый воин, именем Георгий". По повелению Божию, он один уклонился в сторону к озеру и увидел девицу. Девица уговаривает его уехать поскорее, но он обещает ей свою помощь, если она уверует в Иисуса Христа. Из ответа девицы видно, что отец ее преследовал христиан. Георгий взывает к небу о помощи, и с неба слышится ободряющий его глас. Змей выходит из озера на берег и прыщет ядом на Георгия; святой заклинает его именем Божиим, и змей начинает лизать его ноги. По повелению Георгия, царевна на своем поясе ведет змея в город. Горожане разбегаются в ужасе. Георгий предлагает им уверовать в Бога, обещая убить змия; в противном случае грозит пустить его на город. Когда Георгий убивает змия, царь обращается к Богу с благодарственною молитвою. Призванный Георгием епископ Александр крестит в 15 дней сорок тысяч человек. Из земли истекает водный источник, исцеляющий всякие недуги. Георгий уезжает, провождаемый людьми града с великим плачем. Царь строит в его имя церковь, и царевна, нареченная Марией, посвящает себя Богу.
В изображениях Георгия-змееборца различают развитый и краткий изводы. В кратком изводе изображается Георгий Победоносец на коне, поражающий копьем змия. В развитом варианте в композицию кроме святого Георгия включаются град Лаосия, царевна, которая ведет на поясе змия, усмиренного Георгием, к граду, царь Селевин. Изображение святого на коне восходит к позднеантичной и византийской традиции изображения триумфа императоров. Древнейшие изображения «Чуда о змие» встречаются в росписях пещерных храмов Каппадокии. В древнерусском искусстве такие изображения встречаются в росписях храмов с XII века. Самые ранние иконы с Георгием-змееборцем относятся к XIV веку. Например, новгородская икона «Чудо Георгия о змие» середины XIV века из Третьяковской Галереи.

Молитва перед иконой «Чудо Георгия о Змие»
О великий и преславный угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире, святое и великодейственное орудие всеблагаго Промысла о спасении народа российскаго! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв святое крещение, просветил еси светом Божественной веры и благочестия страну Российскую. Славяще убо благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим и благодарим тя, великий пастырю и отче наш, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы, тою же верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства, тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования небеснаго блаженства. Ты еси первейший наш вождь к Начальнику и Совершителю нашего вечного спасения, Господу Иисусу Христу, ты еси ближайший предстатель пред Престолом Царя царствующих и теплый молитвенник и ходатай о стране нашей и о всех людех, ты еси первейший виновник благословений и милостей Божиих, почивающих на нас. И что еще речем? Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний твоих, излиянный на нас недостойных. Но, о неразумия и ослепления нашего! Приемше толикая благодеяния, ни во что же вменихом я и отщетихомя спасительных плодов твоих. Омывшеся бо от греха в купели крещения и облекшеся в одежду чистоты и невинности, осквернихом сию благодатную одежду студеными деянии и помышлении нашими. Отрекшеся сатаны и ангелов его, паки порабощаемся ему, служаще идолом страстей наших, миру, плоти и злым обычаем века. Сочетавшеся Христу, выну оскорбляем Его беззаконии нашими, многообразными язвами гордости, зависти, злобы, злословия, невоздержания и презорства ко Святей Церкви. Прилепи­хомся всецело к суетным благом, аки мняще во веки пребывати на земли, не помышляем о небе, о душе, о смерти, о суде, о нескончаемей вечности. Сего ради воздвизаем на ся праведный гнев и осуждение Божие, купно же оскорбляем и преогорчеваем твою отчую любовь и попечение о нас, ты бо просветил еси нас святым крещением, во еже способствовати нам к получению небеснаго блаженства и земнаго благоденствия, мы же неразумнии злым произволением нашим сами себе подвергаем адовым мукам и временным бедствием! Но, о всеблагий отче и просветителю наш, милостив буди к нашим немощем, долготерпелив ко грехом и неправдам нашим, умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, имиже весть судьбами. Да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже узрети нам бездну погибели, в нюже стремимся, оставити стези нечестия и заблуждений, обратитися же на путь спасения и истины, неуклонно исполняти заповеди Божии и уставы Святыя Церкве. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменников, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней, и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да сохранит в судящих и начальствующих правду и милость, да даст духовным пастырем непорочность жития и ревность о спасении пасомых, всем же людем усердие в исполнении своих обязанностей, взаимную любовь и единомыслие, стремление ко благу отечества и Святыя Церкве. Да распространит свет спасительныя веры в стране нашей, во всех концех ея, да обратит к правоверию неверующих, да упразднит вся ереси и расколы, да, тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.
Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна. Подробнее о способах доставки...