Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Старинная паломническая иконка, нательный церковный образок Святой Нерукотворный Образ Господа Иисуса Христа, на обороте Голгофский крест и надпись "Кресту Твоему Поклоняемся Владыко".В XIX веке Россия становится паломнической страной: сотни тысяч людей хотят увидеть и поклониться великим святыням, расположенным как за территорией империи, так и в ее приделах.
Из таких поездок они привозили памятные паломнические предметы, и прежде всего – старинные нательные образки иконки!
Всмотритесь в нательную иконку – это необыкновенная миниатюра, оттиск с матрицы, выполненной мастером-резчиком, сумевшим в таком малом художественном пространстве уместить сложную иконографическую композицию, придать ей объем, динамику, душевный посыл доброты!
Образки нательные стали продолжением развития технологий, прежде всего, штамповочного производства. Ранее иконки для ношения на теле вместе с крестом изготавливались при помощи литья, но в середине XIX века стало возможным задействовать другие методы, позволявшие не только уменьшить затраты на производство, но и увеличить тираж, уменьшить стоимость изделия, но главное – довести его внешний вид до совершенства!
Материалом для изготовления старинных нательных иконок и образков служила медь, латунь, серебро и даже – золото! Если Вы хотите купить старинную иконку из серебра – обратите внимание на пробирные клейма и клеймо мастера, как правило, Вы увидите пробу номер 84, по клейму мастера можно установить, в каком городе был сделан данный старинный образок!
Размер старинного образка-иконки мог варьироваться от полутора сантиметров до пяти-шести сантиметров в высоту.
Форма старинного образка бывала разной. Старинный образок-иконка овальной формы наиболее часто встречается на антикварном рынке. Реже можно встретить нательную иконку квадратной, или прямоугольной формы. Можно найти и купить старинные металлические иконки круглой, или многоугольной формы.
Печать изображения на старинной иконке различалась. Так, например, предлагалось паломнику купить односторонний образок, или двухстороннюю икону, то есть одна нательная иконка могла нести на себе изображение одной, или двух икон. Иногда на оборотной стороне миниатюрной нательной ладанки помещали краткий текст молитвы.
Старинную иконку (ладанку) можно купить и носить на шее вместе с православным крестом-тельником, а можно купить старинный образок и носить скрытно – в кармане, в качестве надежного намоленного оберега, амулета, талисмана. И никогда не надо забывать, что старинная нательная металлическая иконка-образок это полноценный святой образ, перед которым можно всегда совершить просительную или благодарственную молитву! Если вы решите купить икону в подарок на день рождения мужчине, то можете быть уверенными в ее подлинности.
Во времена земной жизни Христа существовало небольшое царство Осроен. Его столицей был город Эдесса, где правил царь Авгарь V Чёрный. Такое имя он получил из-за своего недуга – на протяжении 7 лет правитель мучился «чёрной проказой». Как известно, это наиболее тяжелая и неизлечимая форма этого страшного заболевания.
Однажды слух о великом чудотворце, Иисусе, достиг Авгаря. Пораженный рассказами о Нём, царь уверовал во Христа. Лелея надежду на выздоровление, он направил к Спасителю художника Ананию, вручив ему письмо с мольбой к Господу «Приди, милостивый, и исцели меня». Анания направился в Иерусалим, где долго и безуспешно пытался приблизиться к Мессии. Всегда окруженный толпой страждущих, Он словно живой стеной был закрыт от художника из Эдессы.
Тогда Анания решил написать лик Христа и преподнести это изображение Авгарю. Он забрался на самые высокие скалы, откуда было видно Спасителя. Но работа не шла, так как художнику никак не удавалось уловить божественные черты лица Иисуса. Только Анания сосредотачивался, как выражение лица Господа менялось – постоянно и быстро.
Внезапно Христос обратился к апостолу Фоме и велел ему привести Ананию. Когда художник приблизился к Спасителю, Тот обратился к нему по имени и попросил отдать письмо Авгаря. Оно было исполнено искренней веры и надежды. Иисус решил вознаградить царя и исполнить его слёзную просьбу. Господь повелел принести воды: Он омыл ей лицо, а затем отёр его убрусом (платком). Непостижимым образом вода превратилась в краски, из которых сам собой образовался лик Спасителя.
Анания с благоговением принял убрус и направился обратно в Эдессу. Когда Авгарь получил заветный дар, он упал на колени перед светлым ликом Христа и начал целовать его. В это же мгновение царь почувствовал себя значительно лучше. Полное исцеление от «чёрной проказы» наступило спустя несколько дней, когда Авгарь принял христианство.
Царь начал во всеуслышание прославлять Христа и приказал скинуть с городских ворот языческого идола. Вместо этого в каменной стене над воротами была выщерблена ниша, в которую с особой бережностью поместили нерукотворное изображение Спасителя. По кругу его обрамляла надпись: «Христе Боже! Никто из надеющихся на Тебя не погибнет».
На протяжении 100 лет этот образ почитался жителями Эдессы как их главная защита от любой беды. Но однажды один из потомков царя отрёкся от Христа, а затем пожелал снять с городских ворот «Нерукотворного Спаса». В эту же ночь местному епископу было дано видение, в котором и был раскрыт коварный замысел правителя. Поднявшись с кровати, священнослужитель направился к городским воротам. Он зажег подле образа лампадку, а нишу заложил глиной так, что её было невозможно обнаружить.
Минуло ещё четыре с лишним века, шел 545 год. Уже никто из жителей Эдессы не помнил места, где пребывал чудотворный образ. Но однажды случай позволил обнаружить его. Шла война с персидским царем Хозроем I. Его воины вплотную подступили к городу и уже практически взяли его. Накануне решающей битвы, ночью, епископу Эдессы Евлалию было дано чудесное видение: божественное провидение указало на место, где почти 5 веков хранился нерукотворный образ Спасителя. Священнослужитель поспешил к стене, разобрал кладку и действительно нашёл реликвию. Удивительно, но зажжённая подле неё более 4 столетий назад лампада, продолжала гореть!
Жители Эдессы, ставшие свидетелями этого чуда, начали прославлять Иисуса Христа. Взяв убрус с его ликом, они поднялись на городские стены и стали с усердием молиться Господу, испрашивая защиты для своей родины. Внезапно враг обернулся в бегство – персидское войско стремительно начало отступать, практически одержав победу над городом.
Ещё несколько столетий нерукотворный образ Спаса оставался главной святыней Эдессы. Но во второй половине Х века византийский император Роман I Лекапен пожелал, чтобы реликвия была перенесена в его владения. Сначала эдесситы воспротивились этому, и тогда император пошёл на них войной – горожанам пришлось сдаться. Со слезами и скорбью они провожали благодатный убрус. И, дойдя до берегов реки Ефрата, попросили Господа послать им знак – сберечь образ у себя или навсегда передать его в Византию. Знак был дан: лодка, в которую к этому моменту уже поместили платок, внезапно отошла от причала и без какой-либо помощи поплыла к другому берегу.
Так убрус с ликом Христа отправился в Константинополь. По дороге по молитвам перед ним постоянно случались чудеса – больные исцелялись, а несчастные обретали благодать. Все жители Константинополя собрались, чтобы поприветствовать прибывшую в город святыню. Убрус был с почестями помещен в Фаросском храме.
О его дальнейшей судьбе существует несколько преданий. Одно и них гласит, что реликвия была похищена крестоносцами в первой половине XIII столетия и затонула вместе со своими захватчиками во время шторма в Мраморном море. Другая теория предполагает, что убрус сохранился до наших дней. В 1362 году он был передан в Геную, где и сегодня пребывает в монастыре апостола Варфоломея.
В многочисленных преданиях о чудотворной силе убруса упоминается, что от него не единожды появлялись точные отпечатки на других тканях, керамике и глиняных досках. Со временем все эти образы разлетелись по миру. Возможно, именно из-за этого сегодня существует несколько теорий о происхождении оригинальной реликвии.
В рамках западной теории убрус называется «Плат Вероники» (искажение двух латинских слов «vera icon», обозначающих «истинный образ»). Считается, что на платке также отпечаталось лицо Спасителя, когда он им утирался. Основное отличие от восточной теории заключено в самой иконографии: на «Плате Вероники» голову Христа обрамляет терновый венец. Сегодня этот платок пребывает в соборе Святого Павла в Риме и вызывает неподдельный интерес у исследователей. На данный момент удалось установить, что изображение на ткани не было написано ни красками, ни каким-либо из известных науке веществ. Учёные планируют продолжение исследовательских работ, чтобы раскрыть тайну «Плата Вероники».
Молитва перед иконой Спаса Нерукотворного.
О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимы, лица Твоею, Господи, ищем, и с Давидом во смирении душ наших зовем не отврати лица Твоею, Господи, от нас, и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Себе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь
Молитва Отче наш
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Тропарь Образу Нерукотворному
Пречистому Образу Твоему по кланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже волею бо благоволил eси плотню взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.