Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Литье, утвердившееся в русском православном церковном искусстве в домонгольскую эпоху, переживает второе рождение на рубеже XVII и XVIII столетий и расцветает в полной мере уже в XIX столетии. В это время изготовление литых икон, складней, разнообразных крестов сделалось достоянием почти исключительно старообрядцев, которые несмотря на все проводимые государственные реформы строго придерживались именно исконных дониконовских взглядов на Православную веру. Поэтому и набор сюжетов старообрядческого медного литья значительно отличается - воспроизводились только исконные и почитаемые до реформы Никона сюжеты и святые. Покупая отлитую из бронзы старообрядческую старинную икону или складень, вы можете на все 200% быть уверены в православном и правильно изготовленном святом образе. У староверов раньше, да и по сей день считается, что отлитая из расплавленной бронзы икона или складень - прошли «очищение огнём».
Праздник Сретения не имел до VI века всецерковного празднования, хотя в этот день на тему того памятного новозаветного события в Иерусалимском храме много раньше, начиная с начала IV века, произносили проповеди такие светочи христианства, как святители Мефодий Патарский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Амфилохий Иконийский, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст. Как двунадесятый праздник он установлен в 544 году при императоре Юстиниане. В его правление в Антиохии случилось разрушительное землетрясение, а в 544-м – в Византии разразилась эпидемия моровой язвы. Одному из особо добродетельных христиан чудом было открыто, что надо праздник Сретение Господне совершать, как все великие праздники. После того как на Сретение была совершена всенощная с крестным ходом, эпидемия сразу отступила, а праздник Сретение Господне стали праздновать как общецерковный великий праздник.
Особые обычаи празднования Сретения Господня: о сретенских свечах.
После крещенских обычно на Сретение ударяют сретенские морозы, хотя бывают и сретенские оттепели, так что это – не климатическая аномалия, а исторически известное состояние изнемогшей от зимы природы. Говорят, в этот день зима с весной встречается, потому в народе сохранились приметы: «В Сретенье солнце на лето, зима на мороз поворотила», «Коли на Сретенье метель дорогу заметет, то корм весь подберет».
В православии нередко христианские праздники по времени совпадают с дохристианскими – так сохраняется преемственность национальной культуры. Так, Сретение совпадает с обычаем праздновать громницу, но праздник приобрел более глубокое духовное значение. На праздник Сретения Господня по деревням топили воск и делали одну большую общую свечу, собирая воск по всем дворам, и большие свечи для тех, кто участвовал в этом деле. Свечу общую ставили перед общей иконой «Сретение» и приглашали священника отслужить молебен.
После выносили свечу на улицу крестным ходом и несли свои личные свечи, пели величание. Личная свеча, по поверью, сохраняла земледельческие наделы от порчи урожая во время сева и жатвы. Каждый год отливали для себя новые личные свечи, а прежние свечи перетапливались в общую, прибавляясь год от года. Когда вес ее достигал 16 кг, ее передавали в церковь. Если вдруг по тем или иным обстоятельствам жителю села надо было отслужить молебен в доме, то обращались к священнику и свечу на время молебна передавали в дом.
Сегодня этот обычай трансформировался в замечательный церковный обряд. На Сретение происходит освещение свечей. Они такие же, как обычные церковные свечи, но те освящаются каждый раз, а сретенская свеча – только раз в год, 15 февраля.
Что такое церковная свеча? Это не просто вкусно пахнущая тоненькая или большая свечка. Это огонек, символизирующий горение души верующего перед Богом и ради Него, жертва Богу. В составе ее – елей, символ Божественной милости, медом пахнущий пчелиный воск – символ сладости общения с Господом, воск, мягкий, тающий – готовность смиренно подчиниться воле Божией, потому свеча ставится с молитвой, а не просто формально втыкается в шандал. При этом произносится: «Прими, Господи, жертву сию за рабов Твоих (имя или имена тех, за кого свечу ставят)». Если же ставим свечу какому-либо святому, то говорим: «Святый угодниче Божий (имя), моли Бога о мне (или о нас – и имена тех, о ком молимся и ставим свечу)».
Но в отличие от других, сретенскую свечу нельзя зажигать всуе. Она имеет особую благодатную силу. Ее возжигают на время молитвы, когда того требуют серьезные обстоятельства, важные вопросы – выбрать свою вторую половину, устроиться на работу по душе, сделать важное приобретение, а также в болезнях и скорбях, в душевном недуге.
Молиться перед иконой «Сретение Господне» можно, произнося тропарь, кондак и величание, какие читаются на праздничном богослужении.
Тропарь, глас 4-й
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды - Христос, Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Кондак, глас 3-й
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.
Перед ней же можно произносить молитву, называемую «Песнь Симеона Богоприимца»
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей , свет во откровение языков, и славу людей Израиля».