Старинная икона Святая Евгения и Святой Василий Великий, «покровители и небесные защитники». Россия 1875-1900 год
Сопроводительная документация
Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по оценке культурных ценностей и нематериальных активов, негосударственного судебного эксперта. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Старинная деревянная икона «Святые Василий Великий и Святая Евгения» была написана в последней четверти 19 столетия в одной из иконописных мастерских центральной России. Икона написана по индивидуальному заказу. Икона: дерево, грунт, масло. Размер: 21,8х17,3х2 см. Икона без реставрации, прекрасное коллекционное состояние. Следует отметить хороший профессиональный уровень письма. Данное произведение является культурной ценностью, представляет антикварно – коллекционный интерес. Отличный подарок для Евгении или Василия.Святитель Василий прославился своей особой ролью в учительстве. С юности он прилежал учению и был одним из образованнейших людей своей эпохи. Имея блестящие способности, Василий Великий основательно изучил арифметику, геометрию, грамматику, астрономию, юриспруденцию, медицину, добился значительных успехов в философии и ораторском искусстве. К нему, как к премудрому наставнику, обращаются учителя и миссионеры с молитвой об успехах в просветительской, научной, исследовательской деятельности, решении сложных творческих задач, обретении дара убеждения. К образу святого Василия Великого взывают и родители, обеспокоенные неуспеваемостью своих детей. Он помогает в благополучной учебе и преодолении трудностей в усвоении знаний. Икона Святителя Василия Великого может быть опорой в молитве для тех, кто хочет начать строительство нового дома, успешно переехать на новую квартиру или открыть новое дело, предприятие. Издавна Василий Великий считается покровителем земледелия, ему молятся о придании сил в тяжелой работе, защите посевов и даровании щедрого урожая. По традиции к Вселенским учителям, к которым относится и святитель Василий Великий, обращаются с молитвой о любой, индивидуальной помощи люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Празднование в честь святителя Василия Великого совершается два раза в год – 14 января (1 января по старому стилю) и 12 февраля (30 января по старому стилю).
Икона являет собой хороший образец русской иконы позднего синодального периода. Стилистически включает в себя отголоски сразу двух начал – академического и зарождающегося неовизантийского и неорусского.
От первой традиции идет решение пространства и особенно – пейзажного позема и кулисного фона – задника, трехмерное реалистическое изображение фигур, естественность их поз и пропорций, характера облегания тел складками широких ниспадающих одежд, семитский тип ликов. Зарождающееся же неовизантиское начало нашло свое отражение в рассматриваемом памятнике в виде шрифтов, орнамента на одеждах св. Василия Великого.
Колорит природный, соответствует изображаемому дневному естественному освещению и естественным природным цветам. Символика цвета почти полностью уступает место задачам достижения максимальной реалистичности. Этой же цели следует и условное, почти западное, изображение нимбов.
Рассматриваемому памятнику можно найти большое число аналогий как в иконописи, так и в настенной храмовой провинциальной живописи конца 19 века.
В конце I века в Александрии жил наместник Египта Филипп. Его супругу звали Клавдией, а дочь Евгенией. Богатые и знатные родители дали дочери прекрасное образование. Ко всему девушка отличалась красотой и доброжелательностью, не удивительно, что к ней сватались многие женихи.
Евгения мечтала об ином. Однажды ей в руки попали Послания апостола Павла, прочтя которые девушка утратила покой. Всей душой она устремилась к христианству, но как быть с родителями, которые оставались язычниками?
Евгения пока не была готова вступить в спор с близкими, чтобы доказать им истинность своей веры. Она решила тайно покинуть дом. У отца с ее рождения служили два раба: Прот и Иакинф. Они согласились сопровождать Евгению, ведь она была для них как родная дочь. Переодевшись в мужскую одежду, девушка в сопровождении двух мужчин покинула родной дом.
Епископ Элия проснулся, он видел странный сон. К нему в мужской монастырь пришла девушка, одетая как мужчина, и он должен был оставить ее и сделать иноком. Епископ не знал, как расценивать это видение, помолился и снова уснул. Утром ему сообщили, что в монастырь пришли трое мужчин, желающих принять крещение.
Епископ встретил их. Но как только он взглянул на одного из гостей, его сердце подпрыгнуло в груди. Он подошел к Евгении и сказал: «Я знаю, кто ты, но все равно приму тебя, тому воля Господа».
Так Евгения стала иноком Евгением. Ее спутники приняли христианство и тоже остались в монастыре. В молитвах и трудах шли дни, недели, годы. Господь наделил Евгению даром исцеления. Даже стены монастыря – не преграда для людской молвы. Вскоре по всем окрестностям пошла слава о молодом иноке, который исцелял людей молитвой.
Однажды в монастырь за помощью к иноку Евгению пришла молодая богатая вдова Мелания. Женщина не могла оторвать глаз от красивого лица монаха. Ее сердце охватила страсть. Когда же инок отверг ее, Мелания захотела отомстить.
Женщина пришла к правителю Египта и обвинила инока в попытке насилия. Его привели к наместнику на допрос. Святая Евгения предстала перед своим отцом Филиппом. Так открылась правда, иконоком оказалась девушка – потерянная дочь наместника Египта.
Она вернулась домой. Родители были очень рады, что дочь нашлась. Она сильно изменилась, уверенно говорила о христианстве, о Боге. Вскоре и мать и отец приняли веру дочери. Когда соперник наместника узнал об этом, он не упустил шанс заполучить власть в свои руки. Филиппа сместили с поста, но его враг не успокоился и подослал убийц.
Похоронив мужа и отца, Клавдия и Евгения уехали в поместье, которое находилось в окрестностях Рима. Там святая Евгения жила как монахиня, проповедовала девушкам христианство. Клавдия принимала в своем доме христиан, ищущих спасения от римского императора.
В то время Римом правил император Галлиен. Спасаясь от гибели, многие христианки покидали город и находили приют в доме Клавдии. Об этом узнала одна девушка по имени Василла. Она была сиротой, происходила из царского рода. Ее должны были выдать замуж, но жениха она не любила. Василла написала письмо Клавдии и Евгении с просьбой о помощи. Женщины прислали за ней Прота и Иакинфа. От них девушка приняла крещение и собиралась покинуть Рим. Служанка Василлы рассказала ее жениху – Помпею о планах хозяйки. Тот доложил обо всем императору.
Василла, Прот, Иакинф были убиты. Святую Евгению схватили и привели в Рим. Не успела она переступить порог храма Дианы, как здание рухнуло, погребя под камнями языческих идолов. Многие мучения претерпела святая Евгения, но всякий раз она оставалась живой и невредимой. В одну из ночей она увидела Спасителя, который сказал, что заберет ее в Царство Небесное в день Рождества. Так и произошло. Вслед за дочерью мученический венец приняла ее мать – святая Клавдия.
Молитва преподобномученице Евгении Римской.
Святитель Василий Великий родился в городе Кесария в 330 году в знатной христианской семье и был старшим из десяти детей. Его отец был известный адвокат и преподаватель риторики. А мать, православная Еммелия, и пятеро других детей, включая самого Василия, были причислены к лику святых. Наставления в христианской вере Василий получал с детства от своих родителей и бабушки Макрины, которая в свое время пострадала от диаклектиановых гонений.
В Константинополе и Афинах Василий глубоко изучал астрономию, математику, риторику, философию, физику и медицину и получил блестящее образование. Вернувшись в 357 году в Кесарию, Василий несколько лет вел жизнь инока в монашеской общине, а затем ушел в долгое путешествие по монастырям Египта, Палестины и Сирии, и закончил его в Иерусалиме, куда прибыл на поклон святым местам земной жизни Спасителя. Вернувшись домой, в 362 году он был посвящен сначала в сан диакона, затем принял сан пресвитера от епископа Кесарийского Евсевия.
Паства сильно полюбила Василия, неустанно радеющего о благе людей. Евсевий же, видя это, проникся завистью и начал строить козни. Василий, чтобы избежать смуты подвизался в монастырь в Понтийскую пустыню вместе со своим другом святым Григорием Богословом. Живя там, они написали устав монашеской жизни, который был принят впоследствии почти всеми монастырями.
В 365 году Василий вернулся в Кесарию, а в 370, после смерти Евсевия, принял сан митрополита Каппадокийского. Во все годы своего служения он вел себя как горячий заступник христианской веры, и радел о строгом соблюдении церковных канонов. Он также приложил немало усилий в борьбе против арианской ереси.
За горячее служение Бог наградил Василия даром прозорливости и чудотворений. За свою жизнь святой Василий совершил множество чудесных исцелений. По силе своих молитв он спас многих грешников и испросил у Господа для них отпущение грехов.
После своей смерти в 379 году Василий оставил нам множество богословских трудов и проповедей, и почти сразу был причислен к лику святых.
Молитва святителю Василию Великому
О, великий во иерарсех, вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Василие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом Боговедения верныя озаряяй, ложная учения попаляяй, и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, помози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами. Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово. Испроси, о милосердый святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младен-цем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумление и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития, отцем и братиям нашим блаженное упокоение. Ей, святче Божий, призри милостиво от обителей горних на нас смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и с земли приверженных возведи к высоте небесней. Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православной Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную, пети и славити во веки веков. Аминь.