Старинная икона с реликвиями и частицей древесины Мамврийского Дуба. Палестина, Иерусалим 1850-1890 год
Сопроводительная документация
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Редчайшая старинная деревянная икона целиком изготовлена из древесина оливы из Гефсиманского Сада, под врезанными круглыми перламутровыми вставками-крышками имеются ковчежцы-реликварии, в которых скрыты частицы Святой Земли, взятые в местах остановок Иисуса Христа по пути на Голгофу. Центральная часть иконы состоит из резной перламутровой иконки-образка с образом Крещения Господа и открытого мощевика-реликвария с находящимся в нем фрагментом древесины Мамврийского Дуба. Хотелось бы обратить ваше внимание на то что всего один раз в год разрешалось кустарям Иерусалима срезать несколько засохших ветвей древних Святых олив, чтобы потом, бережно разрезав их, использовать для изготовления особо чтимых евлогий, на которые, по некоторым историческим сведениям, была предварительная запись и купить которые в свободной продаже было невозможно! Размер иконы 14,6х10,8х1,4 см (без навершия). Икона с врезанными реликвариями и «мощевиками» помещена в специально изготовленный киот, который является великолепной дорогой оправой, подарочной упаковкой и местом для хранения или демонстрации святыни. Размер футляра: 30х26х5,5 см.Паломнические реликвии XIX века, привезенные русскими пилигримами из Святой Земли Палестины – Иерусалима, Вифлеема, сегодня приобретают совершенно новое звучание, становятся теми антикварными религиозными предметами, в которых заключена особая сила.
Только представьте себе, что маленькому перламутровому образку, обрамленному прямоугольником оливкового дерева, гораздо более ста лет, что он был привезен, а может быть, и принесен верующим человеком через тысячи километров, а затем и бережно сохранен до нашего времени!
Но особая сила этой святыни состоит в том, что и дерево основы и окружающие икону, круглые перламутровые вставки, и, наконец, фрагмент дерева, помещенный в ковчежец под образком, несут в себе даже не сакральный, а материальный аспект, подтверждающий ту часть Библейской истории, которая рассказывает о последних часах земной жизни Спасителя, и надо сказать главное: в настоящее время просто невозможно где-то раздобыть, сделать на заказ или купить подобную, современной работы, паломническую евлогию, у Вас же есть уникальный шанс приобрести паломническую реликвию XIX века для себя, или в качестве ценного вложения в храм, ценный религиозный предмет для подношения духовному лицу.
Реликвия помещена в специально изготовленный киот, который является великолепной дорогой оправой, подарочной упаковкой и местом для хранения или демонстрации святыни.
Что же такого ценного в этом простом, казалось бы, предмете, почему мы еще и еще раз подчеркиваем всю важность этого паломнического сувенира, вывезенного русскими паломниками в XIX столетии из Иерусалима?
Дело в том, что под круглыми перламутровыми вставками-крышками имеются ковчежцы, в которых скрыты частицы земли, взятые в местах остановок Иисуса Христа по пути на Голгофу.
Скорбный путь приговоренного Христа отмечен четырнадцатью остановками, «станциями».
Те, кто бывал в Иерусалиме, могли самостоятельно попытаться пройти этот путь, где каждый шаг и каждая станция дышат тысячелетней историей трагического шествия Иисуса от дворца Понтия Пилата к Горе Голгофе.
Каждая станция в душе русского паломника в XIX веке отзывалась душевной болью, переживанием, желанием знать абсолютно все, что происходило тут тогда, две тысячи лет назад. В память о прохождении Крестного Пути по стопам Спасителя паломник мог купить себе евлогию, по ней он мог всегда вспомнить все те четырнадцать станций, где останавливался Сам Господь.
Список станций был таков:
1-я остановка – это место, где Спасителя приговорили к смерти – внутренний двор школы Аль-Омария. Тут раньше стояла римская крепость.
2-я остановка – место возложения на Иисуса тернового венца. Тут Он принимает свой Крест.
3-я остановка – это место, где Христос падает под крестом в первый раз.
4-я остановка – место встречи Спасителя и Его Матери. История этого события гласит, что Пресвятая Богородица стояла у дороги, чтобы увидеть своего сына.
5-я остановка – место, где Симона Киринеянина заставляют нести Крест Спасителя. Отсюда дорога медленно начинает подниматься на Гору Голгофу.
6-я остановка – на этом месте Вероника вытирает пот с лица Христа.
7-я остановка – место, на котором Иисус падает с Крестом снова, уже во второй раз. Памятное христианское название этого места: «Ворота Осуждения».
8-я остановка – место, где Иисус опечалился о Иерусалимских женщинах.
9-я остановка – это третье место падения Иисуса Христа с Крестом.
10-я остановка – место, где со Спасителя снимают одежды.
11-я остановка – место где Иисуса прибивают к Кресту на глазах Богородицы.
12-я остановка – место смерти Иисуса на Кресте.
13-я остановка – то место, где Иисуса снимают с креста - Камень Помазания.
14-я остановка – место положения Иисуса Христа во гроб.
Для паломника, проделавшего столь долгий путь от своей Родины до Палестины, важно было не только пройти этот тяжкий Крестный путь, которым прошел Спаситель. Находясь в Святой Земле, каждый верующий старался буквально впитывать в себя всю ту энергетику этих мест, которая наполняла его душу при виде всех Святынь, которые его окружали.
Паломники исхаживали своими, часто босыми, ногами все окрестности, и конечно, они посещали и Гефсиманский Сад, и были у подножия Мамврийского Дуба, под которым Аврааму посчастливилось лицезреть Святую Троицу, именно поэтому в представленной паломнической святыньке в качестве основы использована древесина оливы и она взята из веток олив, растущих в Гефсимании!
Вставка же под перламутровым образком не что иное, как фрагмент древесины Мамврийского Дуба и понимание этих подробностей делает евлогию просто исключительной ценностью для каждого, кто понимает, насколько пропитан этот предмет Божественной энергетикой, насколько он вмещает в себя религиозные реликвии.
Изготовлением подобных предметов занимались местные резчики, которые использовали раковины, добытые в море для создания резных икон и образков, а также для выделывания крохотных крышечек для реликвариев.
Резьбе они учились у греческих мастеров, прибывавших в Святую Землю для реставрации и отделки строящихся храмов. Грубоватая, но четкая резьба по перламутру стала визитной карточкой паломнических сувениров позапрошлого века, привозимых из Святой Земли не только русскими паломниками, но и христианами всего мира.
На миниатюрном образке представленной реликвии изображена сцена Крещения Господня. В лаконичных движениях резца видна твердая рука мастера. Для него привычна эта работа, хотя и арочная форма образка является в русле известных паломнических резных икон на раковине большой редкостью, исключением из правил. Фигурки Христа, склонившегося для принятия Крещения, и Иоанна Крестителя полны динамики и энергии. Иконка переливается нежными оттенками радуги в лучах света, как будто и не было этих ста с лишним, лет, прошедших с момента ее изготовления!
Мы еще раз хотим сказать, что представленная святыня чрезвычайно редка, и, вполне возможно, она была вручена паломнику или даже духовному лицу в качестве наградного подарка, ценного дара, ведь главные ее составляющие, которые трудно было получить и в XIX столетии – это древесина Мамврийского Дуба и древесина оливы из Гефсиманского Сада.
По сведениям историков, только один раз в год в Гефсиманском Саду срезали несколько засохших веток древних олив, помнящих Самого Иисуса, с тем, чтобы потом их бережно распилить на плашки небольшой толщины, которые шли на изготовление подобных памятных евлогий, паломнических реликвий.
Сегодня в России восстанавливаются храмы, разрушенные в советский период, Слава Богу, возводятся новые храмы, куда смогут приходить многие и многие верующие. Но Вы знаете, что фактическое благополучие каждого прихода во многом зависит от того, насколько популярным, посещаемым он становится. Часто приходится слышать словосочетание «бедный приход», и ведь часто дело совсем не в том, что храм или монастырь находится в отдалении от населенных пунктов или дорог.
Часто люди устремляются в те обители и храмы, где существуют особые религиозные предметы, которые несут в себе помогающую, исцеляющую, созидающую энергетику. Это могут быть и иконы с частицами мощей святых праведников, и сами святые мощи, хранящиеся в раках, и реликварии, редкие старинные предметы, которые по молитве могут помогать людям в гармонизации их жизни во всех ее аспектах.
Именно наличие таких предметов может обуславливать то количество прихожан в храме или монастыре, при котором будет развиваться приход, при котором он сможет сам себя поддерживать, ведь понятно, что любой ремонт и реставрация в храме или на прихрамовой территории требует существенных финансовых вложений.
Если в Вашем храме нет востребованных прихожанами, старинных святынь, если Вы хотите, чтобы уникальная святыня появилась в Вашей церкви или монастыре, Вы можете купить представленную паломническую реликвию в качестве вложения в храм, или в качестве очень доброго и ценного подношения батюшке, настоятелю монастырской обители.
Реликвия оформлена в прекрасный ковчег, футляр, в котором она может не только храниться, но и демонстрироваться прихожанам. Дорогой и презентабельный киот для хранения рекликвии прекрасно подойдет и в качестве презентабельной оправы при подношении этого ценного предмета духовному наставнику, представителю Церковного Руководства.