Старинная икона Божья Матерь Знамение «Новгородская» с Симеоном Богоприимцем. Россия 1850-1860 год
Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Старинная икона Божией Матери «Знамение» Новгородская была написана в середине 19 столетия по индивидуальному заказу. Икону писали в одной из иконописных мастерских центральной России и по просьбе заказчика на левом поле был изображен Святой Симеон Богоприимец - соименный святой покровитель заказчика. Икона в хорошем коллекционном состоянии, небольшие тонировки по скольчикам, которые неизбежно появляются на иконах возрастом более 100 лет. Размер иконы: 28,2х22,5х2 см.Святому Симеону, которого Господь долго не отпускал на небеса, молятся о скором окончании затянувшихся дел и проблем, а также об освобождении на волю заключенных. В православии святой Симеон Богоприимец почитается также как хранитель маленьких детей. Ему также молятся люди, чья работа связана с переводами текстов, или изучением иностранных языков, испрашивая у Симеона ходатайство перед Богом о даровании способностей и ясности ума при работе с текстами. Святой Симеон является небесным покровителем и божьим заступником всех мужчин, носящих имя Семён. Празднование в честь святого Симеона Богоприимца совершается один раз в год – 16 февраля (3 февраля по старому стилю). Дата эта приурочена к дню смерти святого Симеона.
Вторая часть пророчества: «И в предмет (знамение) пререканий». Знаменем пререкаемым является распятие Христа. Знамение как символ человеколюбия, поскольку для людей оно было ожидаемо. Знамение пререкания потому, что распятие является тем, над чем ругались неверующие.
Второе пророчество следующее: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец». Симеон Богоприимец пророчествует о Богоматери и говорит: О нетленная Мария, знай же, что через твое сердце пройдет оружие, некий нож, обоюдоострый нож. Имеется достаточное количество истолкований относительно этого ножа. Это и скорбь, и печаль, горе, которые Она пережила в своем сердце во время креста и страданий Ее возлюбленного Сына. В этом согласны и бл. Феофилакт Болгарский, и Евфимий Зигабен и свт. Модест Иерусалимский. Смысл слов праведного Симеона, обращенных к Богоматери, состоит в следующем — о Дева, Ты родила всеобщую радость для всей твари и для всего мира ликование. Когда ты родила, Ты не испытала болей рождения, и прежде этого ты получила благую весть от архангела Гавриила и слышала от него чудесное Приветствие. Но не смотря на все это и Ты Сама, которая восприяла небесное приветствие и возвещение о спасении других людей, испытаешь то, что через Твое сердце пройдет острое оружие. Когда же? Когда ты увидишь Единородного и возлюбленного Сына и Бога Твоего повешенным на Кресте, претерпевающего за человечество спасительные всемирные страдания. Однако почему эта столь тяжела скорбь пройдет через Ее сердце? Для того, чтобы открылись мысли сомнений, которые охватят сердца многих людей о том, действительно ли Ты являешься истинной и настоящей Матерью Бога. Люди же видя, как Ты превозмогаешь печаль по причине страданий Твоего Сына, приходят к выводу, что ты настоящая Его Матерь. Итак по причине того, что Госпожа Богородица переносила скорбь во время страданий Ее Сына, люди осознали, что Она является Его истиной Матерью. Этому пониманию данного события мы находим подтверждение у свт. Григория Паламы в его слове на Сретение Господне.
Икона написана для личного, индивидуального моления, в сравнительно небольшом, «домашнем» формате. В то же время, образ Богоматери очень архитектоничен и традиционен. Лик сохраняет идущий еще с византийских времен типаж, пропорции, манеру трактовки и изображения черт, манеру применения белильных «светов». Подобными же чертами отмечено и изображение младенца.
В целом, изображение очень сильно ориентировано на древнюю традицию, акценты смещены в сторону бесполости и бесплотности. Тело под одеждами практически отсутствует, физические характеристики как будто ускользают от восприятия и взгляд отвлекается на глубокое звучание красок, напоминающих о божественном, небесном, царственном и жертвенном. Вся внутренняя драматургия образа как бы основывается на в большей степени на сочетании хрупкой стекловидности преображенной плоти и трепетном красочном мерцании, глубоких переливах и тонкой нюансировке использованных цветов. Преобладание пылающих, охристых, землистых оттенков является характерной чертой для поздней русской иконописи, выполненной, однако, в ориентации на более ранние образцы.
В целом — уровень исполнения иконы профессиональный. Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет антикварный и коллекционный интерес.
Именно эта икона, по молитвам перед которой в 1170 году был спасён Новгород, и почитается как оригинал светлого образа Богородицы «Знамение». Она считается древнейшей среди русских чудотворных икон Царицы Небесной (датируется XII веком) и зовётся главной святыней Великого града Новгорода, да и всего русского севера.
В 1356 году для чудотворной иконы был возведен храм Знамения Пресвятой Богородицы, который являлся главным собором Знаменской обители. За долгий срок своей «жизни» икона неоднократно поновлялась и сегодня от старинной живописи XII века остались лишь незначительные фрагменты. Икона эта двусторонняя: на её лицевой части можно обнаружить мазок кисти древнего иконописца на синих одеждах Божией Матери, а на оборотной стороне оригинальная живопись прослеживается в ликах Святых.
Ещё в начале 20-го столетия образ был украшен богатым окладом из чистого золота, декорированным многочисленными драгоценными камнями. Однако в советские времена дорогой оклад с иконы «Знамение» сняли, а на место так и не вернули. В период властвования богоборцев образ пребывал в музее Новгорода, а сегодня бережно хранится в Софийском соборе, где ему могут поклониться православные христиане.
Спасение Новгорода от пожара
В 1566 году сильнейший пожар обуял Новгород – буквально за считанные мгновения он распространился по улицам, пламя «облизывало» дома, конюшни и ремесленные лавки, грозясь поглотить весь город. Жители Новгорода пытались тушить огонь, но все их усилия были тщетными.
Тогда действующий на тот момент митрополит Макарий направился в храм Знамения Пресвятой Богородицы, пал перед Её иконой на колени и стал горячо молиться: «О Госпоже Царице Пресвятая Богородице! Почто презрела и оставила нас, погруженных в такое бедствие? Знаем, Владычице, что велики беззакония наша, но пощади людей и град, в котором водворяется пресвятой образ Твой!».
После продолжительной молитвы Макарий принял чудотворную икону в свои руки и вынес её в город. Остановившись подле храма Иоанна Предтечи, митрополит снова начал возносить молитвы к Пречистой Деве и одновременно с этим кропить святой водой в сторону пламени. Внезапно ветер переменился, а огонь начал отступать, пока не прекратился полностью.
Молитва Пресвятой Богородице перед Ее иконой «Знамение» Новгородска
О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего Матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой, всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.