Sidebar
Распечатать
Старинная бронзовая икона Божья Матерь Одигитрия Смоленская с Деисусом и избранными святыми. Россия 1730-1760 год
Частная коллекция
Артикул : ar3884
Доставка: СДЭК или Почта РФ
Датировка: 1730-1760 год
Регион: Россия
Размер: 77х58 мм
Самовывоз: нет
Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Старинная старообрядческая бронзовая икона. Размер: 77х58 мм. Божья Матерь Одигитрия Смоленская с Деисусом. В центре иконы — Богоматерь с младенцем на левой руке. В клеймах — Спас Вседержитель, Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. В нижнем ряду в центре — святители Никола Чудотворец и Леонтий Ростовский.Поделиться
Икона Божией Матери Смоленская «Одигитрия» чтится среди православных христиан как символ мира и здравия. Слово «Одигитрия» происходит из греческого языка и обозначает «Путеводительница». Одигитрия Смоленская помогает направить людей на путь истинный, помогает принять правильное решение, а заблудшим и сбившимся с пути вернуться к Православной вере. Молятся Смоленской Богородице перед этим образом и о тех, кто находятся вдалеке от отчего дома – в путешествии или деловой поездке. Сами странники также обращаются к Пречистой Деве перед Смоленской «Одигитрией», прося Ея покровительства и защиты на чужих землях. Молитва перед Смоленской иконой Божьей Матери помогает сберечь мир на нашей земле и в доме. Она поможет защитить тех, кто находится на военной службе, оберегая Родину от возможных вторжений. Также перед ней молятся Пречистой, чтобы Она помогла уберечь Вас и Вашу семью во время вспышек эпидемий и распространения различных заболеваний, например, в период повального гриппа зимой.
Смоленская икона Божьей Матери – одна из знаменитых Одигитрий, прославлена как образ, оберегающий и защищающий наш западный удел. Принесенная в дом, она защитит по молитве перед ней Богородице и страну, в которой этот дом находится, и само жилище от вторжения недоброжелателей. Празднование Смоленской иконы Божьей Матери совершается трижды в год – 28 июля/10 августа. Празднество установлено в память о прибытии Смоленской иконы Божьей Матери на Русь в 1046 году. Второй раз празднование совершается 5/18 ноября в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. 24 ноября/7 декабря празднуем Смоленскую икону Божьей Матери, памятуя о победе жителей Смоленска над войсками Золотой Орды по общей молитве народа перед иконой Ее – Смоленской Одигитрией.
Смоленская икона Божьей Матери – одна из знаменитых Одигитрий, прославлена как образ, оберегающий и защищающий наш западный удел. Принесенная в дом, она защитит по молитве перед ней Богородице и страну, в которой этот дом находится, и само жилище от вторжения недоброжелателей. Празднование Смоленской иконы Божьей Матери совершается трижды в год – 28 июля/10 августа. Празднество установлено в память о прибытии Смоленской иконы Божьей Матери на Русь в 1046 году. Второй раз празднование совершается 5/18 ноября в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. 24 ноября/7 декабря празднуем Смоленскую икону Божьей Матери, памятуя о победе жителей Смоленска над войсками Золотой Орды по общей молитве народа перед иконой Ее – Смоленской Одигитрией.
Литье, утвердившееся в русском православном церковном искусстве в домонгольскую эпоху, переживает второе рождение на рубеже XVII и XVIII столетий и расцветает в полной мере уже в XIX столетии. В это время изготовление литых икон, складней, разнообразных крестов сделалось достоянием почти исключительно старообрядцев, которые несмотря на все проводимые государственные реформы строго придерживались именно исконных дониконовских взглядов на Православную веру. Поэтому и набор сюжетов старообрядческого медного литья значительно отличается - воспроизводились только исконные и почитаемые до реформы Никона сюжеты и святые. Покупая отлитую из бронзы старообрядческую древнюю икону Богородицы или складень, вы можете на все 200% быть уверены в православном и правильно изготовленном святом образе. У староверов раньше, да и по сей день считается, что отлитая из расплавленной бронзы икона или складень - прошли «очищение огнём».
События из истории Смоленской иконы Божией Матери.
Смоленская икона Божией Матери, Одигитрия – один из тех первообразов икон в их типологии, который, по преданию, написал еще евангелист Лука с лика Пречистой при Ее земной жизни в Иерусалиме по заказу правителя Антиохии Феофила, для которого он написал сочинение о земной жизни Христа, известное как Евангелие от Луки. Когда Феофила не стало, образ был возвращен в Иерусалим, а в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла Одигитрию во Влахернский храм в Константинополе.
Истории неизвестно, каким образом Одигитрия-Путеводительница попала на Русь, однако примерная дата установлена – приблизительно в 1046 году. Ею была благословлена на брак с черниговским князем Всеволодом Ярославичем дочь византийского императора Константина IX Мономаха Анна, но, по всей очевидности, это уже был один из списков с первообраза.
После того как Всеволод Ярославич ушел из жизни, икона перешла к его сыну, великому князю киевскому Владимиру Мономаху, весьма образованному правителю – он был не только великим полководцем, но и писателем: его труд «Поучение» стал одним из первых памятников древнерусской литературы и изучается на филологических факультетах вузов. При нем икона также немало попутешествовала: из Чернигова в Смоленск в 1091 году, а затем была перенесена и установлена в 1111 году в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы, который Мономах заложил в 1101году. С той поры эта Одигитрия получила название Смоленской иконы Божьей Матери, восемь с лишним веков охранявшей город у западных границ России.
В 1238 году к Смоленску подступила рать хана Батыя. В той рати находился воин-великан, который, по легенде, один стоил чуть ли не целой рати. Все смоляне вышли на молитву перед образом Смоленской Одигитрии-Путеводительницы. Татары уже подошли почти вплотную к городу, до него по нынешним меркам оставалось не более 30 с лишним километров, когда некий пономарь в Печерском монастыре за пределами города в видении увидел Богородицу, которая повелела ему привести к Ней воина по имени Меркурий. Войдя в Печерскую церковь, Меркурий воочию увидел Богоматерь, сидящую на золотом престоле с Младенцем на руках и окруженную ангелами. Богородица сказала, что Меркурий должен спасти Ее собственный удел от поругания, чем еще раз указала на особое Ее покровительство над Смоленской землей. Также Она поведала ему и о скорой мученической смерти его, и о том, что Она Сама не покинет его, а будет с ним до конца.
Следуя повелению Богородицы, Меркурий поднял всех горожан, готовя их к осаде, а сам проник в стан врага и одолел богатыря, на которого полагался Батый в будущей атаке Смоленска, а затем в неравном бою с захватчиками сложил голову на поле брани. Его останки были погребены в Смоленском соборе, вскоре Меркурия причислили к лику местночтимых святых, местночтимой была объявлена и Смоленская икона Божьей Матери, а о подвиге его сложили легенду «Слово о Меркурии Смоленском», которая датируется примерно XV – XVI веками. Причем в легенде сказано, что после погребения Меркурий явился тому же пономарю и велел повесить на место его упокоения щит и копье, принадлежавшие ему при жизни.
Однако в 1395 году Смоленское княжество попало под протекторат Литвы. В 1398 году, чтобы избежать кровопролития в Москве и смягчить острые отношения между польско-литовскими правителями и Москвой дочь литовского князя Витовта Софья была выдана за сына благоверного князя Дмитрия Донского Василия Дмитриевича. Смоленская Одигитрия стала ее приданым и была перенесена теперь уже в Москву и установлена в Благовещенском соборе по правую руку от алтаря. Это случилось 1398 году. А в 1456 в столицу прибыла делегация смолян и просила вернуть им покровительствующий им образ. В то время в Москве княжил уже сын Василия Дмитриевича и Софьи Василий II Темный. После совета с епископами и боярами он принял решение вернуть чудотворный образ в Смоленск. 28 июня по старому стилю у монастыря Саввы Освященного на Девичьем поле в Москве при большом стечении народа икону торжественно препроводили до излучины Москвы-реки, откуда начинался путь до Смоленска. Был отслужен молебен. Однако и москвичи не остались без святыни – в Кремле остался точный ее список, который также находился при прощальном богослужении.
Спустя еще полвека смоленские земли были возвращены Руси, и в 1524 году Василий III заложил на том месте, откуда провожали смоленский первообраз Одигитрии, Богородице-Смоленский монастырь, который мы знаем больше как Новодевичий, и к тому монастырю в Москве ведет улица Пречистенка. Монастырь был освящен и начал действовать в 1525 году, в память об этом совершается еще одно летнее празднование Смоленской иконы Божьей Матери – 10 августа по новому стилю.
В 1514 году Смоленск был возвращен в состав Русского государства (штурм города русскими войсками начался 29 июля – на следующий день после празднования Смоленской иконы); в 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III основал на том самом месте, где в 1456 году москвичи провожали чудотворную, Новодевичий монастырь. С этого периода началось общероссийское прославление иконы, официально установленное церковью.
Но Одигитрия-Путеводительница вскоре снова отправилась в путь. Смоленск был слишком лакомым кусочком для поляков, и в 1609 году польские войска снова окружили город. Двадцать месяцев смоляне держали оборону, но в 1611 году Смоленск пал. Желая защитить чудотворную святыню, Смоленскую икону Божьей Матери отправили в Москву, которую в 1612 году захватили поляки, и икону снова перевезли, теперь уже в Ярославль. Из Москвы поляки были вскоре изгнаны, хотя Смутное время дорого досталось Русскому государству, но Смоленск находился во власти поляков до 1654 года. 26 сентября 1655 года при царе Алексее Михайловиче Смоленская Одигитрия вернулась в свой удел.
Полтора века западный удел России находился в относительно мирном состоянии. Через полтора века Смоленский чудотворный образ вновь явил свое заступничество во время Отечественной войны 1812 года. Икону вывезли в Москву, и три образа Богородицы – Смоленская, Иверская, Владимирская 26 августа, в день сражения в Бородино, крестным ходом обнесли вокруг столицы. После завершения сражения и принятия М.И. Кутузовым решения о стратегическом отступлении 31 августа в госпитале Лефортово Смоленскую и Иверскую иконы Божьей Матери принесли к раненым солдатам, чтобы те могли поклониться святыням, поблагодарить перед ними Матерь Божью за заступничество и попросить о выздоровлении.
Российские войска на время отошли за Москву, а Смоленскую икону Божией Матери снова перевезли в Ярославль. Но отсутствие ее на Смоленщине было на этот раз недолгим: 24 декабря 1812 года распоряжением Кутузова она вновь вернулась в родной Успенский собор.
В 1929 году Успенский собор был закрыт, но осквернению и разорению, как многие другие храмы и церкви в тот период, не был подвержен. Сведения, которые можно считать достоверными, о Смоленской иконе Божьей Матери – первообразе других, последующих списков обрываются в 1941 году, после взятия немецкими войсками Смоленска. Тогда, в начале августа 1941 года, в ставку немецкого командования поступило сообщение, что список иконы, приписываемой по историческим сведениям кисти евангелиста Луки, находится на прежнем месте, в неплохом состоянии, икона считается чудотворной и место ее нахождения – место поклонения и паломничества. Больше о той иконе ничего неизвестно. Но, кто знает, каков Господень замысел? И чего желает Сама Царица Небесная. Возможно, настанет день, когда где-то и кому-то чудотворная икона по воле Высшей пожелает открыться и снова вернется в свой, избранный Богородицею деля нее удел.
Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Смоленская"
Молитва первая
О Пречудная н Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, изба-ви нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.
Смоленская икона Божией Матери, Одигитрия – один из тех первообразов икон в их типологии, который, по преданию, написал еще евангелист Лука с лика Пречистой при Ее земной жизни в Иерусалиме по заказу правителя Антиохии Феофила, для которого он написал сочинение о земной жизни Христа, известное как Евангелие от Луки. Когда Феофила не стало, образ был возвращен в Иерусалим, а в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла Одигитрию во Влахернский храм в Константинополе.
Истории неизвестно, каким образом Одигитрия-Путеводительница попала на Русь, однако примерная дата установлена – приблизительно в 1046 году. Ею была благословлена на брак с черниговским князем Всеволодом Ярославичем дочь византийского императора Константина IX Мономаха Анна, но, по всей очевидности, это уже был один из списков с первообраза.
После того как Всеволод Ярославич ушел из жизни, икона перешла к его сыну, великому князю киевскому Владимиру Мономаху, весьма образованному правителю – он был не только великим полководцем, но и писателем: его труд «Поучение» стал одним из первых памятников древнерусской литературы и изучается на филологических факультетах вузов. При нем икона также немало попутешествовала: из Чернигова в Смоленск в 1091 году, а затем была перенесена и установлена в 1111 году в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы, который Мономах заложил в 1101году. С той поры эта Одигитрия получила название Смоленской иконы Божьей Матери, восемь с лишним веков охранявшей город у западных границ России.
В 1238 году к Смоленску подступила рать хана Батыя. В той рати находился воин-великан, который, по легенде, один стоил чуть ли не целой рати. Все смоляне вышли на молитву перед образом Смоленской Одигитрии-Путеводительницы. Татары уже подошли почти вплотную к городу, до него по нынешним меркам оставалось не более 30 с лишним километров, когда некий пономарь в Печерском монастыре за пределами города в видении увидел Богородицу, которая повелела ему привести к Ней воина по имени Меркурий. Войдя в Печерскую церковь, Меркурий воочию увидел Богоматерь, сидящую на золотом престоле с Младенцем на руках и окруженную ангелами. Богородица сказала, что Меркурий должен спасти Ее собственный удел от поругания, чем еще раз указала на особое Ее покровительство над Смоленской землей. Также Она поведала ему и о скорой мученической смерти его, и о том, что Она Сама не покинет его, а будет с ним до конца.
Следуя повелению Богородицы, Меркурий поднял всех горожан, готовя их к осаде, а сам проник в стан врага и одолел богатыря, на которого полагался Батый в будущей атаке Смоленска, а затем в неравном бою с захватчиками сложил голову на поле брани. Его останки были погребены в Смоленском соборе, вскоре Меркурия причислили к лику местночтимых святых, местночтимой была объявлена и Смоленская икона Божьей Матери, а о подвиге его сложили легенду «Слово о Меркурии Смоленском», которая датируется примерно XV – XVI веками. Причем в легенде сказано, что после погребения Меркурий явился тому же пономарю и велел повесить на место его упокоения щит и копье, принадлежавшие ему при жизни.
Однако в 1395 году Смоленское княжество попало под протекторат Литвы. В 1398 году, чтобы избежать кровопролития в Москве и смягчить острые отношения между польско-литовскими правителями и Москвой дочь литовского князя Витовта Софья была выдана за сына благоверного князя Дмитрия Донского Василия Дмитриевича. Смоленская Одигитрия стала ее приданым и была перенесена теперь уже в Москву и установлена в Благовещенском соборе по правую руку от алтаря. Это случилось 1398 году. А в 1456 в столицу прибыла делегация смолян и просила вернуть им покровительствующий им образ. В то время в Москве княжил уже сын Василия Дмитриевича и Софьи Василий II Темный. После совета с епископами и боярами он принял решение вернуть чудотворный образ в Смоленск. 28 июня по старому стилю у монастыря Саввы Освященного на Девичьем поле в Москве при большом стечении народа икону торжественно препроводили до излучины Москвы-реки, откуда начинался путь до Смоленска. Был отслужен молебен. Однако и москвичи не остались без святыни – в Кремле остался точный ее список, который также находился при прощальном богослужении.
Спустя еще полвека смоленские земли были возвращены Руси, и в 1524 году Василий III заложил на том месте, откуда провожали смоленский первообраз Одигитрии, Богородице-Смоленский монастырь, который мы знаем больше как Новодевичий, и к тому монастырю в Москве ведет улица Пречистенка. Монастырь был освящен и начал действовать в 1525 году, в память об этом совершается еще одно летнее празднование Смоленской иконы Божьей Матери – 10 августа по новому стилю.
В 1514 году Смоленск был возвращен в состав Русского государства (штурм города русскими войсками начался 29 июля – на следующий день после празднования Смоленской иконы); в 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III основал на том самом месте, где в 1456 году москвичи провожали чудотворную, Новодевичий монастырь. С этого периода началось общероссийское прославление иконы, официально установленное церковью.
Но Одигитрия-Путеводительница вскоре снова отправилась в путь. Смоленск был слишком лакомым кусочком для поляков, и в 1609 году польские войска снова окружили город. Двадцать месяцев смоляне держали оборону, но в 1611 году Смоленск пал. Желая защитить чудотворную святыню, Смоленскую икону Божьей Матери отправили в Москву, которую в 1612 году захватили поляки, и икону снова перевезли, теперь уже в Ярославль. Из Москвы поляки были вскоре изгнаны, хотя Смутное время дорого досталось Русскому государству, но Смоленск находился во власти поляков до 1654 года. 26 сентября 1655 года при царе Алексее Михайловиче Смоленская Одигитрия вернулась в свой удел.
Полтора века западный удел России находился в относительно мирном состоянии. Через полтора века Смоленский чудотворный образ вновь явил свое заступничество во время Отечественной войны 1812 года. Икону вывезли в Москву, и три образа Богородицы – Смоленская, Иверская, Владимирская 26 августа, в день сражения в Бородино, крестным ходом обнесли вокруг столицы. После завершения сражения и принятия М.И. Кутузовым решения о стратегическом отступлении 31 августа в госпитале Лефортово Смоленскую и Иверскую иконы Божьей Матери принесли к раненым солдатам, чтобы те могли поклониться святыням, поблагодарить перед ними Матерь Божью за заступничество и попросить о выздоровлении.
Российские войска на время отошли за Москву, а Смоленскую икону Божией Матери снова перевезли в Ярославль. Но отсутствие ее на Смоленщине было на этот раз недолгим: 24 декабря 1812 года распоряжением Кутузова она вновь вернулась в родной Успенский собор.
В 1929 году Успенский собор был закрыт, но осквернению и разорению, как многие другие храмы и церкви в тот период, не был подвержен. Сведения, которые можно считать достоверными, о Смоленской иконе Божьей Матери – первообразе других, последующих списков обрываются в 1941 году, после взятия немецкими войсками Смоленска. Тогда, в начале августа 1941 года, в ставку немецкого командования поступило сообщение, что список иконы, приписываемой по историческим сведениям кисти евангелиста Луки, находится на прежнем месте, в неплохом состоянии, икона считается чудотворной и место ее нахождения – место поклонения и паломничества. Больше о той иконе ничего неизвестно. Но, кто знает, каков Господень замысел? И чего желает Сама Царица Небесная. Возможно, настанет день, когда где-то и кому-то чудотворная икона по воле Высшей пожелает открыться и снова вернется в свой, избранный Богородицею деля нее удел.
Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Смоленская"
Молитва первая
О Пречудная н Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, изба-ви нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.
Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна. Подробнее о способах доставки...