Старинная старообрядческая икона Богоматерь Огневидная. Россия, Ветка-Новозыбков 1850-1870 год


Частная коллекция
Артикул: AR8570
Датировка: 1850-1870 год
Регион: Россия, Ветка-Новозыбков
Размер: 44,5х38,3х3,5 см
Самовывоз: нет
Индекс: Mlch04
Распечатать

Сопроводительная документация

Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА

Крупная старинная икона с образом Огневидной Божией Матери была написана по индивидуальному заказу для большого купеческого дома или храма (молельного дома) в одной из старообрядческих мастерских региона Ветка-Новозыбков. Икона написана в сдержанной колористической гамме фона и полей, что характерно для мастеров второй половины 19 века. Один из немногих образов Богоматери, почитание которого связано с конкретной средой. Икону подобной иконографии принято отождествлять с порождением именно старообрядческой культуры, иконописной и молитвенной, с особым желанием староверов наполнить свою жизнь незримым земным присутствием Богоматери. Икона в отличном экспозиционном состоянии, произведена тщательная реставрация по удалению берее поздних записей поверх авторской живописи, закрепление и фиксация специальным защитным покрытием. Икона полностью готова к размещению в экспозицию частного музея или для подношения в храм.
Матерь Божия Огневидная – во всем за нас перед Богом Заступница. Поэтому молитва перед ней помогает во всех делах. Огненный цвет же, являясь символом очищения, свидетельствует о том, что молитвы перед ней помогают в очищении духа и тела. Недаром среди эпитетов, которыми наградили любящие Бога и Матушку Небесную люди, звучат такие – «Подсвечник с огнем Божественным», «Престол Херувимский огненный». А в пятой песни Богородичного канона мы читаем: «Огневидная Колесница Слова». Также свидетельства современников о чудесах, происходящих по молитве перед иконой Божией Матери Огневидная, говорят о том, что она помогает в делах, связанных с деторождением, с исцелением детей по материнским молитвам и молитвам близких. Празднование Огневидной иконы Божьей Матери совершается 10/23 февраля.
Один из немногих образов Богоматери, почитание которого связано с конкретной средой. Икону подобной иконографии принято отождествлять с порождением именно старообрядческой культуры, иконописной и молитвенной, с особым желанием староверов наполнить свою жизнь незримым земным присутствием Богоматери.
В отличие от традиционных изводов Богородица на данной иконе изображена одна, без младенца, оплечно, и с головой, повернутой вправо.
Голова и плечи Богоматери показаны в движении, в легком наклоне, в то время как лик представлен в развороте в три четверти на зрителя, со строгим направленным фронтально взыскующим взглядом. Пропорции крупные, голова преувеличенно объемная, так что символизирующий отходящее от нее нетварное сияние нимб оказывается с трудом вписан уже не в поле средника, но в сам прямоугольник доски.  Взгляд больших округлых глаз чуть сведен к переносице и вверх – так, что в Лике присутствует ощущение едва уловимого движения. Высокие дуги бровей изогнуты и так плавно соединены с линией носа, что в самой архитектонике строения лица, как это некогдо было в древнерусской и византийской иконописи, заключено воспоминание об архитектуре христианского храма – с высокими подпружными арками и сводами. Из памятников древнерусской литературы известно, что существовала традиция сопоставления строения тела и лика человека и тела Храма.  Как будто из ожившей древнерусской традиции в Образ пришли манера особого выделения белильными светами подглазий и верхнего века, надбровных дуг, крыльев носа, переносицы, специфическое соединение белил и подрумянки в рисунке подбородка.
Благодаря укрупненным пропорциям, в иконе зримо оживает еще рублевско-диониссиевское начало с их византийским каноном пропорций, ритмом, особой ролью рисунка, почти музыкальной выразительностью контура и линии.
От старообрядческой манеры здесь присутствуют необычный колорит и специфика в построении  и использовании «светов».
Произведения с применением данного приема варьируются как по степени сложности замысла, так и по уровню чистоты исполнения.
В православных молитвах и песнопениях нередко Пресвятая Богородица именуется «Подсвечником с огнём Божественным» и «Престолом Херувимского огня». В каноне, написанном в Её честь, Божия Матерь уподобляется «Огневидной Колеснице Слова» - возможно, необычность колорита и цвета одежд Богоматери выражает именно эту сложную богословскую идею. По другой версии, цвет одежд Богоматери символизирует пролитую Спасителем кровь. И дополнительно огневидность символизирует молитвенное горение – считается, что иконографически данный извод Богоматери все же наиболее близко подходит к древнему типу молитвенницы и заступницы.
Исследуемый Образ исполнен так, что в нем ощутимо присутствие духовной жизни, отражено живое религиозное чувство, что среди так называемых «поздних русских икон» встречается достаточно редко и что делает икону сакральным предметом в полном смысле этого слова.
Уровень исполнения – профессиональный, высокохудожественный, в ней одновременно присутствуют и классичность, и рафинированность древнерусского и византийского искусства, и старообрядческое представление о правильности образа.
Время создания и подлинность иконы не вызывают сомнений.
Как произведение русской иконописи возрастом более 100 (ста) лет обладает не только сакральным значением, но и исторической, художественной и культурной ценностью, антикварным и коллекционным значением. Может представлять музейный интерес.
Об иконе Божией Матери Огневидная известно немного. Исследователи, пытаясь реконструировать историю ее первоначального явления, руководствуются упоминанием о ней в святцах, изданных в Свято-Успенской Почаевской лавре, в которых указано, что оно произошло в 845 году, то есть более чем за полтора века до официально принятой даты Крещения Руси – 989 года.
Поскольку почитание Огневидной иконы Богоматери известно только в Православии, это подтверждает временной факт: христианская вера в русские земли проникла задолго до Крещения Руси благоверным князем Владимиром Святославичем и до рождения благоверной княгини Ольги, еще при начале правления династии Рюриковичей. Однако почитание собственно иконы «Огневидная» повсеместно в Русской Православной Церкви, как утверждают некоторые историки, началось только в XVIII веке.
До того с XIII века ее особо почитали старообрядцы, полагая, что красный цвет иконы – символ полноты Церкви, ее спасения в среде Божественного огня, очищения, соединения с Богом и преображения в огненном Божественном духе, что в своем роде можно рассматривать как некий аналог явления Преображения Господня и Фаворского огня.
Происхождение иконы «Огневидная» некоторые называют загадочным, но есть предположения, которые позволяют связать ее с византийским образом Агиосоритиссы-Святорачицы (по-гречески «Агио Сорос» – «Святая Рака»), в греческой версии ее именуют Параклесис – Просительница, что также нашло отражение в трактовке значения иконы «Огневидная», написанной русскими иконописцами. Изображение Агиосоритиссы находилось в Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе, который был возведен в V веке в полуторастах метрах от храма Святой Софии, но до нашего времени не сохранился, на его месте век с лишним спустя был возведен новый храм с тем же названием, а при нем – маленькая базилика Святой Раки. В Святой Раке Халкопратийского храма, по названию которой икона получила свое наименование, сохраняется Пояс Пресвятой Богородицы, Ее риза.
Основные отличия иконы «Огневидная» от ее византийского прототипа заключаются в следующем: дошедший до нас облик Богоматери–Агиосоритиссы изображался во весь рост, без Младенца, но часто со списком в руках, где были записаны Ее просьбы и ходатайства о нас к Господу. Русский список – это оплечное изображение Пречистой. На образах, написанных в византийской традиции, лик Богоматери в три четверти обращен в правую сторону, тогда как в русских списках чаще всего он обращен влево. И самое главное – это цвет, огненный алый цвет, которым написаны и лик Пречистой, и ее одежда, в отличие от Агиосоритиссы, изоражение которой выполнено в общепринятых в византийской иконописи колерах.
Взор Пречистой, отмеченный черной точкой зрачка, направлен прямо на нас. Богоматерь смотрит пристально, будто заглядывая в душу, причем выражение лика спокойно, смиренно, как на византийских иконах, которые никогда не отличались выраженной эмоциональностью. Здесь эмоцию привносит цвет.
Поскольку подобных изображений в канонически принятых изображениях русской иконописи больше нигде не встречается, этот единственный, с небольшой прорисовкой список, вернее, его единый огненосный колер исследователи относят к фантазии первого неизвестного иконописца, который создал его на Руси, сохранив внешний канон, позволяющий нам соотнести его с Агиосоритиссой-Просительницей, Заступницей.
В Москве икона Божией Матери Огневидная, написанная в годы наполеоновского нашествия, хранится в Государственном историческом музее.

Молитва перед иконой Божией Матери Огневидная.

Первая упоминаемая в исторических документах икона Божией Матери «Огневидная» была написана в 1812 году. В православные же святцы её внесли тремя годами позже. Этим объясняется, что в Православном молитвослове нет молитвы, составленной специально для этого образа. Акафист иконе Божией Матери Огневидная также не существует. Поэтому пред этой иконой возносятся обычные богородичные молитвы.

О, Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надежде нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющиеся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас! О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры; сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы; подай нам Свою милостивую помощь на пути, в море и на суше, да не погибнем люте. О, Всемилостивая Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами, и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.
Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна. Подробнее о способах доставки...
 

Перезвоните мне

Пожалуйста, заполните краткую контактную информацию,
и наши сотрудники обязательно свяжутся с Вами.

Имя*

Телефон*

+7

Комментарий