Старинная крупноформатная икона Нерукотворный Образ Господень. Россия 1880-1910 год


Цена: 783 000 руб.
Артикул: AR8560
Датировка: 1880-1910 год
Регион: Россия
Размер: 62х50,5х3см
Распечатать

Сопроводительная документация

Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по оценке культурных ценностей и нематериальных активов, негосударственного судебного эксперта. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА

Большая старинная икона Нерукотворный Образ Господа нашего Иисуса Христа принадлежит иконографическому типу «Спас на Убрусе» или «Спас на Плате», в самом названии которого отразился тип чудотворного происхождения первого на Земле иконного Образа – в виде отпечатка Лика Иисуса Христа на ткани, которой он отирал пот со лба, совершая крестный  путь на Голгофу. Икона написана в центральной России в период 1880-1910 гг. Икона:  дерево, грунт, темпера, масло, цировка по левкасу – имитация цветных полихромных выемчатых эмалей, золочение. Старинный Образ исполнен профессиональным автором, соединившим в себе как навыки церковно-академического стиля, так и познания в традиционной иконописи. Уровень исполнения – профессиональный, высокохудожественный. Произведена косметическая реставрация, икона полностью приведена в экспозиционное состояние и не требует дополнительных затрат и работ. Такая крупноформатная старинная икона прекрасно подойдет и для корпоративного подарка человеку верующему и для подношения в храм. Мы предлагаем разместить данную икону в старинный киот AR8555, образец того как эта икона будет выглядеть в нем, вы можете увидеть на дополнительном фото.
Молитва перед иконой «Образ Спасителя Нерукотворный» – то есть непосредственно перед ликом Его, Который глядит на нас с образа, помогает спасению души нашей, наших близких, вразумляя каждым своим словом, пробуждая в нас Дух, о Котором сказано в Символе веры – главной молитве Божественной литургии: «8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном сспокланяема и сславима, глаголавшего пророки», на современном языке: «8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, Которому надлежит поклоняться и Которого славить одинаково с Отцом и Сыном, – говорившего через пророков». Молитва перед иконой Спасителя – величайшая ответственность, ведь Вы стоите, по сути, перед Божиими очами но, если обращаетесь от всего сердца, прилагая духовный труд, воля Его в ответ на моление помогает во всем: исцеляет душу и тело – чудотворные свойства образа известны с древних времен, еще от исцеления царя Авгаря, правителя Едессы. Но перед просьбой о помощи или для благодарственного обращения надо для начала прочесть перед Спасом молитву «Отче наш».
Данная икона принадлежит иконографическому типу «Спас на Убрусе» или «Спас на Плате», в самом названии которого отразился тип чудотворного происхождения первого на Земле иконного Образа – в виде отпечатка Лика Иисуса Христа на ткани, которой он отирал пот со лба, совершая крестный  путь на Голгофу. На Руси известен и почитаем с XII века – одна из наиболее древних и сохранившихся  музейных икон, «Спас Златые Власы», восходит именно к этому типу или как его было принято называть, «изводу».
Считается, что Нерукотворный образ Спасителя является самой ценной и единственной в своем роде иконой. Этой иконе поклоняются христиане всего мира, ведь нерукотворный образ способен полностью изменить жизнь каждого, кто искренне попросит об этом.
«Спас Нерукотворный» – икона, имеющая уникальное значение среди других икон мирового значения. Это икона для молитвы просьбы и благодарения,  к ней обращаются для исцеления тяжелой болезни; избавления от печалей и горестей; для полного изменения жизненного пути.
Это один из немногих Образов в русской иконописи, на котором не запечатлено ни одного события.
Голова Спаса заключена в круглый нимб с перекрестьем, вписанный в прямоугольник доски.  Взгляд больших округлых глаз чуть сведен влево, к переносице – так, что в Лике как будто присутствует ощущение едва уловимого движения. Высокие дуги бровей изогнуты так, что в самой архитектонике строения лица, как это некогдо было в древнерусской и византийской иконописи, заключено воспоминание об архитектуре христианского храма – с высокими подпружными арками и сводами. Из памятников древнерусской литературы известно, что существовала традиция сопоставления строения тела и лика человека и тела Храма.  Раздвоенная борода и длинные свисающие усы написаны как будто «плавями». Волосы разделены на пряди. Нимб и и поля покрыты сусальным золотом, прографленным сверху причудливыми, почти ювелирными узорами так, что производят впечатление дорогого ювелирного изделия. Нимб смотрится жестким и почти трехмерным и зримо придает объем Лику. Перекрестье нимба украшено геометрической штриховкой, в то время как на полях изображены причудливые сложные орнаменты в неовизантийском и неорусском стиле и вставки, имитирующие украшение драгоценного убора древнерусской книги.  
Колористическая гамма в них, с одной стороны, напоминает распространенные в ювелирном деле цвета эмалей, а с другой (в сочетании) с цветочными изображениями – имеет сложный символический подтекст.  Помещенные здесь стилизованные, но от того не ставшие менее выразительными цветки, с одной стороны, напоминают о цветущих Райских садах, а с другой – восходят еще к раннехристианской символике, к изображению виноградной лозы (побега) как евангельскому образу самого Христа и церкви Христовой.
Появление оригинального художественного приема цировки или резьбы по левкасу с последующим заполнением орнаментальных пазов красками – прием, характерный для русской художественной культуры с 1870-х годов по начало ХХ века.
Его введение позволило соединить воедино оклад и само письмо иконы, наполнить все поле как будто исходящим изнутри самого изображения светом, что одновременно отвечало и богословской доктрине, и изменившейся эстетике.
Произведения с применением данного приема варьируются как по степени сложности замысла, так и по уровню чистоты исполнения.
Исследуемый Образ исполнен профессиональным автором, соединившим в себе как навыки церковно-академического стиля, так и познания в традиционной иконописи. Уровень исполнения – профессиональный, высокохудожественный.
Общецерковное восточное предание о происхождении реликвии «Спас Нерукотворный»
Во времена земной жизни Христа существовало небольшое царство Осроен. Его столицей был город Эдесса, где правил царь Авгарь V Чёрный. Такое имя он получил из-за своего недуга – на протяжении 7 лет правитель мучился «чёрной проказой». Как известно, это наиболее тяжелая и неизлечимая форма этого страшного заболевания.
Однажды слух о великом чудотворце, Иисусе, достиг Авгаря. Пораженный рассказами о Нём, царь уверовал во Христа. Лелея надежду на выздоровление, он направил к Спасителю художника Ананию, вручив ему письмо с мольбой к Господу «Приди, милостивый, и исцели меня». Анания направился в Иерусалим, где долго и безуспешно пытался приблизиться к Мессии. Всегда окруженный толпой страждущих, Он словно живой стеной был закрыт от художника из Эдессы.
Тогда Анания решил написать лик Христа и преподнести это изображение Авгарю. Он забрался на самые высокие скалы, откуда было видно Спасителя. Но работа не шла, так как художнику никак не удавалось уловить божественные черты лица Иисуса. Только Анания сосредотачивался, как выражение лица Господа менялось – постоянно и быстро.
Внезапно Христос обратился к апостолу Фоме и велел ему привести Ананию. Когда художник приблизился к Спасителю, Тот обратился к нему по имени и попросил отдать письмо Авгаря. Оно было исполнено искренней веры и надежды. Иисус решил вознаградить царя и исполнить его слёзную просьбу. Господь повелел принести воды: Он омыл ей лицо, а затем отёр его убрусом (платком). Непостижимым образом вода превратилась в краски, из которых сам собой образовался лик Спасителя.
Анания с благоговением принял убрус и направился обратно в Эдессу. Когда Авгарь получил заветный дар, он упал на колени перед светлым ликом Христа и начал целовать его. В это же мгновение царь почувствовал себя значительно лучше. Полное исцеление от «чёрной проказы» наступило спустя несколько дней, когда Авгарь принял христианство.
Царь начал во всеуслышание прославлять Христа и приказал скинуть с городских ворот языческого идола. Вместо этого в каменной стене над воротами была выщерблена ниша, в которую с особой бережностью поместили нерукотворное изображение Спасителя. По кругу его обрамляла надпись: «Христе Боже! Никто из надеющихся на Тебя не погибнет».
На протяжении 100 лет этот образ почитался жителями Эдессы как их главная защита от любой беды. Но однажды один из потомков царя отрёкся от Христа, а затем пожелал снять с городских ворот «Нерукотворного Спаса». В эту же ночь местному епископу было дано видение, в котором и был раскрыт коварный замысел правителя. Поднявшись с кровати, священнослужитель направился к городским воротам. Он зажег подле образа лампадку, а нишу заложил глиной так, что её было невозможно обнаружить.
Минуло ещё четыре с лишним века, шел 545 год. Уже никто из жителей Эдессы не помнил места, где пребывал чудотворный образ. Но однажды случай позволил обнаружить его. Шла война с персидским царем Хозроем I. Его воины вплотную подступили к городу и уже практически взяли его. Накануне решающей битвы, ночью, епископу Эдессы Евлалию было дано чудесное видение: божественное провидение указало на место, где почти 5 веков хранился нерукотворный образ Спасителя. Священнослужитель поспешил к стене, разобрал кладку и действительно нашёл реликвию. Удивительно, но зажжённая подле неё более 4 столетий назад лампада, продолжала гореть!
Жители Эдессы, ставшие свидетелями этого чуда, начали прославлять Иисуса Христа. Взяв убрус с его ликом, они поднялись на городские стены и стали с усердием молиться Господу, испрашивая защиты для своей родины. Внезапно враг обернулся в бегство – персидское войско стремительно начало отступать, практически одержав победу над городом.
Ещё несколько столетий нерукотворный образ Спаса оставался главной святыней Эдессы. Но во второй половине Х века византийский император Роман I Лекапен пожелал, чтобы реликвия была перенесена в его владения. Сначала эдесситы воспротивились этому, и тогда император пошёл на них войной – горожанам пришлось сдаться. Со слезами и скорбью они провожали благодатный убрус. И, дойдя до берегов реки Ефрата, попросили Господа послать им знак – сберечь образ у себя или навсегда передать его в Византию. Знак был дан: лодка, в которую к этому моменту уже поместили платок, внезапно отошла от причала и без какой-либо помощи поплыла к другому берегу.
Так убрус с ликом Христа отправился в Константинополь. По дороге по молитвам перед ним постоянно случались чудеса – больные исцелялись, а несчастные обретали благодать. Все жители Константинополя собрались, чтобы поприветствовать прибывшую в город святыню. Убрус был с почестями помещен в Фаросском храме.
О его дальнейшей судьбе существует несколько преданий. Одно и них гласит, что реликвия была похищена крестоносцами в первой половине XIII столетия и затонула вместе со своими захватчиками во время шторма в Мраморном море. Другая теория предполагает, что убрус сохранился до наших дней. В 1362 году он был передан в Геную, где и сегодня пребывает в монастыре апостола Варфоломея.
В многочисленных преданиях о чудотворной силе убруса упоминается, что от него не единожды появлялись точные отпечатки на других тканях, керамике и глиняных досках. Со временем все эти образы разлетелись по миру. Возможно, именно из-за этого сегодня существует несколько теорий о происхождении оригинальной реликвии.
В рамках западной теории убрус называется «Плат Вероники» (искажение двух латинских слов «vera icon», обозначающих «истинный образ»). Считается, что на платке также отпечаталось лицо Спасителя, когда он им утирался. Основное отличие от восточной теории заключено в самой иконографии: на «Плате Вероники» голову Христа обрамляет терновый венец. Сегодня этот платок пребывает в соборе Святого Павла в Риме и вызывает неподдельный интерес у исследователей. На данный момент удалось установить, что изображение на ткани не было написано ни красками, ни каким-либо из известных науке веществ. Учёные планируют продолжение исследовательских работ, чтобы раскрыть тайну «Плата Вероники».

Молитва перед иконой Спаса Нерукотворного.
О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимы, лица Твоею, Господи, ищем, и с Давидом во смирении душ наших зовем не отврати лица Твоею, Господи, от нас, и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Себе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь

Молитва Отче наш
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропарь Образу Нерукотворному
Пречистому Образу Твоему по кланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже волею бо благоволил eси плотню взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна. Подробнее о способах доставки...
 

Перезвоните мне

Пожалуйста, заполните краткую контактную информацию,
и наши сотрудники обязательно свяжутся с Вами.

Имя*

Телефон*

+7

Комментарий