Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Данная стариная икона Святителя Николая Чудотворца была написана в период правления русского царя Фёдора III Алексеевича, ориентировочно 1675-1680 гг. Отдельные нюансные детали, колорит, общая трактовка образа – все это сближает рассматриваемый предмет с памятниками, ориентированным на мастерскую Оружейной Палаты или же на ее круг, по крайней мере смело и однозначно можно утверждать, что мастер иконописец был знаком не только с техническими приемами, присущими "оружейке", но и имел возможность видеть Образ Святого Николы кисти Симона Ушакова (см. дополнительное фото иконы Симона Ушакова). Именно работа знаменитого придворного иконописца стала своеобразным фундаментом и отправной точкой для создания нашей иконы. Так же в нашей иконе отмечен ряд художественно-стилистических моментов, который позволяет заподозрить в ней некую близость с Костромскими иконописными мастерскими. Так кем же был этот неизвестный талантливый иконописец...скоре всего он был мастером, принятым на службу в Оружейную палату после московского мора 1654 года в числе 90 мастеров с семьями, собранными в провинции. Мастеров селили в Бронной слободе, где после чумы оставалось немало пустых дворов и дворовых мест. В настоящее время предмет прошел деликатную реставрацию музейного уровня, включающую реставрационное раскрытие живописи из-под позднейших наслоений и записей.Степень сохранности: высокая, хорошая. Размер иконы: 31,5х27,5х3,5 см. Данное произведение обладает исторической, научной, художественной и культурной ценностью как памятник русской иконописи возрастом более 100 (ста) лет. Представляет антикварно-коллекционный интерес.
Немного подробнее художественно-стилистических моментах данной иконы:
Святитель Николай изображен по пояс, почти фронтально, с легким поворотом влево. Правой рукой благословляет, в левой держит раскрытое Евангелие. Одет в ризу, белую фелонь и белый омофор с черными крестами. Охряные поручи украшены белым орнаментом и обнизью. Обрез Евангелия написан светлыми минеральными красками красновато-охристой граммы. Сверху книга обведена зеленой полосой и местами оттенена коричневым тоном. Буквы насечены черной краской – на взгляд современного человека шрифт обладает повышенной эстетической выразительностью (в отличие от надписей на более поздних массовых иконах, его каллиграфия действительно характеризуется известной сложностью и выразительностью). Основной прокладочный тон, по которому написано лицо, - светлая охра. Морщины на лбу были нанесены коричневой охрой. На носу, под глазами - следы белильных высветлений. Волосы написаны зеленым тоном с белильной разделкой. Нимб охряный, светлый, с белой контурной обводкой. Фон был светлый.
Иконография данного извода изображения святого сложилась в глубокой древности, еще в Византии в XI-XII веках, однако в русской иконописи вариант с закрытой книгой Евангелия и целиком покрытой тканью держащей его рукой является более часто встречающимся. В то же время каких-либо принципиальных и глубоких семантических различий между данными иконографическими типами не отмечено.
Образу Святителя приданы узнаваемые «российские» черты лика при сохранении тонкой изящной аристократической руки и лба книжного философа. Но если рука и одежда написаны достаточно традиционно, то в написании головы, волос, лика святого и деисусных фигур по сторонам от него ощутимо влияние традиций мастерской Оружейной Палаты с их стремлением к более «живоподобному» письму, к попытке придать изображению живописный объем и элементы реализма.
Отдельные нюансные детали, колорит, общая трактовка образа – все это сближает рассматриваемый предмет с памятниками, ориентированным на мастерскую Оружейной Палаты или же на ее круг. В то же время в иконе отмечен ряд художественно-стилистических моментов, который позволяет заподозрить в ней некую близость с Костромой.
Кострома в XVII веке была процветающим торговым городом, с интенсивной развивающейся местной художественной школой и традицией, ориентированной, естественно, на столичные вкусы и мастерство, поэтому возникновение подобного памятника, сочетающего в себе традицию и современность, здесь совершенно не удивительно. Более того, среди памятников местной иконописи большая часть будет также ориентирована именно на Оружейную Палату.
Состояние сохранности, состояние материалов, художественно-стилистические и технико-технологические особенности письма данной иконы не противоречат заявленной датировке XVII веком.
Святитель Николай жил в IV столетии и был архиепископом в Средней Азии, в ликийском городе Миры. Родился он в городе Патаре и еще в юных летах был отдан на служение Богу под руководством своего дяди, епископа патарского. Дядя возвел его в сан священника. При освящении епископ в пророческом духе сказал, что он будет великим пастырем, приведет к истине многих заблудших и даст утешение всем скорбящим. Вся жизнь святителя действительно была такою. По смерти своих родителей он раздал все свое имение бедным. Некто богатый городской житель, имевший трех взрослых дочерей, впал в крайнюю нищету и для своего обеспечения замышлял отдать их в беззаконный брак. Узнав об этом, св. Николай спас его, помог устроить его дочерей, три раза тайно бросая в окно по кошельку золота. В третий раз отец узнал таинственного благодетеля, подстерегши его у окна. Св. Николай поселился было в одном монастыре в Палестине, но однажды ночью, стоя на молитве, услышал голос: «Николай, войди во всенародный подвиг, если хочешь получить от меня венец». Тут он понял, что Господь требует от него не монашеского служения и отправился в Миры. В это время здесь избирали нового епископа и избиравшие, не зная, кого избрать, мололи Бога, чтобы Он Сам указал достойного. Тогда одному из епископов сказано было во сне, чтобы он стал у дверей церковных и наблюдал, кто первый с именем Николай войдет в церковь, тот и есть избранник Божий. Св. Николай, прибыв в Миры, на другой день утром пошел в церковь и первым вошел в нее. Епископ узнал в нем избранника Божия, и собор архипастырей поставил его в епископы города Миры, хотя он и отказывался. Сделавшись епископом, св. Николай посвятил все свои труды на благо паствы: всех принимал он с отеческой любовью, выслушивал прошения и жалобы и твердо защищал невинно гонимых. Во время гонения Диоклетиана его заключили в темницу, и здесь он утешал всех узников. С воцарением Константина Великого был возвращен своей пастве. Св. Николай присутствовал на I Вселенском соборе против Ария. Однажды он узнал, что трое из граждан невинно осуждены на смерть, поспешил на место казни, вырвал меч из рук палача и таким образом спас невинных. Святитель Николай умер в глубокой старости, и мощи его были положены в соборной Мирской церкви. Совершив много чудес при жизни, он не переставал совершать их и по смерти, особенно при раке своих мощей. Имя его сделалось известным всей Церкви, и его наименовали Чудотворцем. 6 декабря празднуется память святителя Николая; 9 мая празднуется перенесение мощей сего святителя из Мир-Ликийских в город Бар, находящийся на полуострове Апулии в Италии. Это произошло спустя 7 веков после кончины святителя и вот каким образом. В XI столетии турки начали свои нападения на Греческую империю, при котором святыни христиан — храмы, мощи и иконы, — подвергались поруганию. Была попытка подвергнуть поруганию и мощи св. Николая, но страшная буря с громом и молниею остановила сию попытку, и вот тогда у апулийцев явилось желание перенести мощи святителя Николая к себе чтобы избавить их от поругания. Апулийцы были в то время еще православными и состояли в зависимости от греческой Церкви. Святитель сам повелел перенести свои мощи в Бар, явившись одному благочестивому священнику в Баре. И это перенесение было совершено в 1087 году. 9 мая апулийцы встретили св. мощи, соорудили для них храм, почему 9 мая и установился праздник перенесения мощей. Мощи почивают в мраморной раке, которая находится в подземелье под церковью.
Молитва перед иконой Святого Николая Чудотворца.
О всехвальный и всечестивый архиерею, великий Чудотворче, Святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звезда осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финик процветший, насажденный во дворах Господа своего, живый в Мирах, миром облагоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источая. Твоим шествием пресвятый отче, море осветися, егда многочудная твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалите имя Господне. О преизящный и предивный Чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудрого учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, больных врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткого наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услыши нас, молящихся тебе, и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему, и исходотайствуй твоими богоприятными молитвами, вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущая от всякого озлобления помощию твоею. Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведного поспешествуя во благое: тебе же праведнаго, по преблагословенной Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбях наших, подавай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия, понеже недостойна есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связаны узами греховными, и николи же воли Создателя нашего сотворимох ни сохранихом повелений его. Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческого заступления к Нему просим: Помоги нам Угодниче Божий, да не погибнем со беззакониями нашими, избави нас от всякого зла, и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом мне даст ми пожити в веке сем, и избавит мя шуяго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.
Молитва Николаю Чудотворцу считается “изменяющей судьбу”, ему молиться о заступничестве, замужестве, здравии и прочей помощи. Молитва Николая Чудотворцу считается одной из самых сильных молитв, при искренней вере в нее, молитва способно изменить судьбу, вылечить неподдающиеся лечению медицинскими путями тяжелые болезни, совершить чудо.
Молитва Николаю Угоднику Чудотворцу первая.
О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче и везде в скорбех скорый помощниче! Помози ми, грешному и унылому в настоящем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми, окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения; да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва Николаю Угоднику Чудотворцу вторая (от всех бед и заступничестве).
О великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию! Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю. О пресловущий в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.
Молитва Николаю Угоднику Чудотворцу третья.
О всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех, верою притекающих к твоему заступлению и теплою молитвою тебе призывающих, скоро потщися и избави Христово стадо от волков, губящих е, и всяку страну христианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, труса, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от глада, потопа, огня, меча и напрасныя смерти. И якоже помиловал еси триех мужей, в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и мене, умом, словом и делом во тьме грехов суща, и избави мя гнева Божия и вечныя казни, яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог тихое и безгрешное житие даст ми пожити в веце сем и избавит мя шуйяго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.