Старинная серебряная икона-миниатюра или икона-дробница Воскресение Христово, чернь. Россия, Москва 1856 год


Частная коллекция
Артикул : AR8768
Доставка: СДЭК или Почта РФ
Датировка: 1856 год
Регион: Россия, Москва
Размер: 55х47 мм (29гр)
Самовывоз: нет
Индекс: DR0521
Распечатать

Сопроводительная документация

Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА

Антикварная миниатюрная дорожная икона-дробница Воскресение Христово – изображение, выполненное в необычной и очень редкой технике русской Московской черни на серебре в середине позапрошлого столетия (1856 год). Чернь – как особый способ обработки серебра, приходит в Россию еще в X веке, однако расцвет искусства черни приходится на XVII-XIX века. При этом наибольшее развитие этот вид сложной обработки серебра получает в Северных провинциях России, например, в Устюге или в Вологде. В отличие от мастеров Русского Севера, московские умельцы создавали более воздушные, по композиции и декору, произведения. Здесь, в Москве, больше концентрировались на главном – как и здесь, на этом образке. Рисунок четкий, приподнятый, относительно фона, но лаконичный, графично и динамично проработанный. «Грановитая» рамка в том же столичном лаконичном стиле – в тон звучанию самого произведения, обрамляет, украшает, придает глубину и объем, но не загромождает изображение, не давит. Икона и рамка несут на себе клейма: 84 проба серебра, клеймо Московского окружного пробирного управления, годовое клеймо и клеймо пробирного мастера «АК 1856» -
Ковалевский Андрей Антонович, старший пробирер в городе Москве, и именное клеймо серебряных дел мастера «НГ», выполневшего данную икону. Икона в прекрасном коллекционном состоянии. Икона-дробница аккуратного миниатюрного размера - станет отличным спутником для человека верующего и любящего путешествовать по просторам России, ее удобно брать с собой в командировки, деловые поездки, паломнические путешествия по святым местам и просто на дачу. Такая старинная икона станет правильным подарком православному батюшке, священику-духовнику, отличным памятным подарком для человека верующего, достойным презентом на свадьбу или венчание, день рождения, крестины или день ангела.
Футляр в подарок! Данный лот уже упакован в красивый подарочный футляр. Ювелирный бархатный футляр это не просто коробочка, а незаменимая упаковка при оформлении антикварного подарка.
Подле иконы «Воскресение Христово» можно молиться обо всём, что печалит и тревожит душу. Ибо через Его светлый образ, запечатленный на иконах данного типа, мы взываем к самому Богу. А, как сказано в Священном писании, «чего во имя Его не попросите – получите все, о чем просили» (Мф. 21:22, Ин. 14:14). Но важно помнить, что лишь та молитва будет услышана, которая исходит от чистого сердца, справляется с искренним усердием, не перечит законом Божьим и не имеет умысла обидеть другого человека. В период празднования Пасхи ещё до того, как обратиться к Нему со своими просьбами, очень рекомендуется прочесть Воскресную песнь и горячо поблагодарить Спасителя за его жертву и бдения о человеческом роде. Икона «Воскресение Христово» относится к древнейшему христианскому празднику, который установлен в честь Воскресения Христова, – важнейшему в богослужебном году. «Праздников Праздник» и «Торжество Торжеств» – поется в пасхальном каноне. Дата праздника определяется каждый раз для нового года - Пасха должна быть в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния (полнолуние после весеннего равноденствия), между 22 марта/4 апреля и 25 апреля/8 мая.
Чернь представляет собой одну из техник декорирования ювелирных изделий и предметов быта, известную еще со времен Римской империи. Первые упоминания об использовании черни встречаются в работах Плиния, датированных I веком до нашей эры. Также техника была широко распространена на Руси, а затем и в более поздней России.

чернь - древнерусская ювелирная техника
Суть ее сводится к использованию в качестве покрытия порошка, изготавливаемого из измельченного серебра, свинца и меди с добавлением серы. Данный порошок наносили на изделие, создавая определенный рисунок, и после этого производили обжиг.
Рисунок обычно наносился на предварительно глубоко вырезанный орнамент. В качестве поверхности использовались золотые или серебряные украшения, чаши, блюда и прочие предметы утвари. При нанесении смесь черни глубоко проникала в прорези, а при обжиге на слабом огне спаивалась с поверхностным слоем металла.

подготовка орнамента для чернения
После обжига и спекания необходимо удалить сплошной слой, покрывший поверхность. Его обычно приходится спиливать, так как он очень прочный и, по сути, также является металлическим сплавом. После того, как поверхность очищена, чернь остается только на месте прорезей, формируя узор.
Далее на изделии устраняли неровности и шероховатости при помощи пемзы, а потом шлифовали углем. Причем использовать необходимо не просто уголь, а прогоревшую березовую древесину.

украшения с чернением
Само название «чернь» произошло из-за характерного черного цвета, приобретаемого после нанесения порошка. Но цвет не всегда может быть черный. Изменяя пропорции составляющих, можно получать любой оттенок от бархатно-черного до светло-серого. Существует и еще одно название техники – ниелло. Его принято считать международным.
Многие раритетные ювелирные изделия Древней Руси, дошедшие до наших дней, до сих пор не утеряли своей первоначальной красоты именно благодаря большой износоустойчивости черни.
Кроме серебряной черни, недавно научились использовать и чернь из палладия и платины. Ее получают путем восстановления металлов. Но в ювелирных целях ее используют достаточно редко.
История Воскресения Христова.
Как гласит Евангелие, на третий день после мучительной смерти, добровольно принятой Христом на кресте, ночью Он воскрес из мертвых. Его тело преобразилось, ибо Спаситель вышел из гроба, не сломав надгробия и не нарушив печати. Он оставался невидимым и для стражи, которая потом ещё какое-то время, сама того не ведая, охраняла пустой гроб.
Евангелие также повествует о том, что внезапно случилось мощное землетрясение, и с небес на бренную землю опустился величественный и благородный ангел. Он отодвинул камень от врат гроба Христа и сел на него. Облик ангела был подобен молнии, а его одежды белели, как только что выпавший снег. Воины, охранявшие гроб Господень, пришли в состояние чрезвычайно взволнованное и долго не могли совершить ни единого движения. А очнувшись, они кинулись бежать в разные стороны.
На рассвете следующего утра Мария Магдалина, Саломия, Иоанна, а также другие девы бережно собрали приготовленное заранее миро и отправились к гробу Христа, чтобы помазать Его благодатное тело. Современная церковь называет этих девиц «мироносицами». Тогда они ещё не знали о Воскресении Господа, и не ведали о том, что ко гробу Его были приставлены воины. Женщины тихо переговаривались между собой: «Кто же отодвинет нам камень, ведь он невероятно велик!».
Так случилось, что первая к гробу Христа подошла Мария Магдалина. Было раннее утро, рассвет лишь брезжил на горизонте, и подле пещеры было ещё темно. Увидев, что кто-то уже убрал камень от входа, она немедля отправилась к Иоанну и Петру и сообщила им: «унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его». Услышав это, Петр и Иоанн тотчас бросились бежать к пещере, а Мария Магдалина отправилась вслед за ними.
В это же время прибыли на место и остальные мироносицы, которые также подивились тому, что кто-то отвалил камень от входа в пещеру. И вдруг они узрели ангела, восседающего на камне. Он молвил женщинам: «Не бойтесь! Ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее, и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых».
Удивленные и немного напуганные женщины, тем не менее, подошли к гробу и увидели, что тела Иисуса Христа там действительно не было. Мироносицы замерли в смятении. И в этот момент к ним явились два ангела, посланники небес, и снова молвили: «Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть».
И вспомнили мироносицы слова Христа, и наполнились их сердца благоговейной радостью и искренним ликованием. Они поспешили к ученикам Спасителя и поведали им обо всем, что услышали и увидели у гроба Господня. Но ученики не вняли словам мироносиц и обвинили их во лжи.
А в это время к пещере с гробом Христа подоспели и Петр с Иоанном. И узрели они внутри пелены, которыми был окутан Спаситель, и платок, которым была покрыта Его голова. И лежали пелены и платок в разных местах, и тогда уверовали Петр и Иоанн в светлое Христово Воскресение и возблагодарили Бога за это чудо. Подивившись, они покинули пещеру.
А Мария Магдалина, прибежавшая вслед за Петром и Иоанном, напротив, осталась подле гроба. Растерянная женщина стояла и горестно плакала, пока не увидела ангелов. Один из них восседал у изголовья гроба Христа, а другой – подле ног, где раньше лежало тело Мессии. И сказали ангелы Марии Магдалине: «почему плачешь, жена?». И вновь женщина повторила слова, сказанные недавно Петру и Иоанну: «унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». И лишь промолвив эти слова, она повернула голову назад, и узрела Его – Иисуса Христа. Но не признала Его Мария Магдалина сначала, ибо была она уверена, что невозможно воскреснуть из мертвых. И тогда обратился к ней Спаситель: «Женщина! Что ты плачешь? Кого ищешь?». И со слезами на глазах девушка ответила Ему: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где положил Его, и я возьму Его». И тогда обратился к ней Иисус по имени, и в сильном славном голосе Его открылась Марии истина этого величественного момента.
Поняв, что перед нею стоит Сам Господь, Мария Магдалина кинулась к нему, утирая слёзы, которые уже были слезами радости и счастья. Но Спаситель, объясняя ей смысл Своего Святого таинства Воскресения, остановил девушку и повелел: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и к Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему». И, внемля словам своего божественного учителя, Мария кинулась к Его ученикам и с искренней радостью поведала им все слова Его. Так случилось первое явление Спасителя после Его великого Воскресения.
Пока Мария Магдалина бежала к ученикам Христа, по дороге она повстречала ещё одну мироносицу, Марию Иаковлеву, которая также была подле гроба Спасителя и видела, что Его тело исчезло оттуда. Женщина поведала Марии Иаковлевой о воскресении Христа, и они вместе поспешили к ученикам, чтобы сообщить им благую весть. И в этот момент Иисус Христос вновь явился и воскликнул, обращаясь к девушкам: «Радуйтесь!». Они упали к его ногам и, лобзая их, отдавали Господу сердечные поклоны. И сказал им Мессия: «не бойтесь, пойдите, возвестите братьев Моих, чтобы они шли в Галилею, и там они увидят Меня». И это было вторым явлением Христа после Его Воскресения.
Мария Магдалина и Мария Иаковлева поспешили к ученикам Христа, и нашли их в составе 11 человек: иные из них тихо плакали, а другие, не скрывая своей скорби, рыдали навзрыд. И возвестили их мироносицы о Воскресении их учителя и исповедовали женщины великую радость этого чудесного события. И снова ученики не поверили словам женщин.
В третий раз Христос явился к Петру, и тот тоже начал проповедовать Его великое Воскресение. И лишь после третьего явления многие уверовали в свершившееся чудо, хотя и оставались меж учеников те, кто по-прежнему мучился сомнениями. Не забыл Иисус одарить благой вестью о Своем Воскрешении и Божественную Мать свою, Пречистую Деву Марию – возвестил Он ей об этом через ангела.
В то же время воины, прежде охранявшие гроб Иисуса, добрались до Иерусалима. Первым делом они направились к священникам, чтобы сообщить им о чудесном исчезновении тела Спасителя и не менее чудесном явлении ангела. Священники собрали старейшин и устроили совет. Не иначе, как под наветом диавола, они отказались верить в Воскресение Христа и постановили, что чудо это должно быть сокрыто от обычного народа. Чтобы воины держали сию тайну, они подкупили их щедрыми дарами и наказали сообщить всем, что тело Мессии выкрали Его собственные ученики, пока воины спали подле гроба Господня. И обещали священники, что коли слух о Воскресении Христа распространится настолько, что дойдёт и до самого правителя, то они заступятся за воинов и избавят их от каких-либо неприятностей. Алчная стража с удовольствием приняла золото и выполнила все указания священников.
Тем не менее, правды от горячего верующего сердца не скрыть – и благая весть о светлом Христовом Воскресении начала быстро распространяться по миру. В массы её несли благочестивые апостолы, и люди уверовали в это чудо. Ибо оно есть основа христианского учения и смысл нашего бытия.
Апостол Павел почитал Воскрешение Иисуса как избавление человечества от дьявольского рабства. Смертью Своей Христос искупил наши грехи, а Воскресением Своим даровал вечную жизнь. Обращаясь к людям с проповедью, апостол Павел говорил: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… Но если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним».

Молитвы перед иконой Воскресение Христово.

Воскресная песнь
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Молитва Святой Пасхе
О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.

Тропарь мученика Лонгина сотника глас 4
Мученик Твой, Господи, Лонгин,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.
Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна. Подробнее о способах доставки...