Старинная назидательная старообрядческая картина «Мучения проклятой блудницы» или «Притче о девице умершей в блудном грехе без покаяния». Россия 1900-1917 год


Цена: 545 000 руб.
Артикул: AR8743
Датировка: 1900-1917 год
Регион: Россия
Размер: 60х45х0,6 см
Самовывоз: нет
Индекс: DR0433
Распечатать

Сопроводительная документация

Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по оценке культурных ценностей и нематериальных активов, негосударственного судебного эксперта. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА

Редчайшая старинная религиозно-назидательная картина «Видение некоему священнику девицы, утаившей на исповеди блудный грех»: холст, дублированный на дерево, грунт, темпера, масло. В основе композиции — печатные иллюстрации к «Притче о девице умершей в блудном грехе без покаяния» из популярной в XVIII-XIX и начале ХХ веков (в начале ХХ века – в старообрядческой среде, в виде печатных гравированных листов, которые особенно ценили за назидательный и поучительный характер изображений) книги духовных повестей «Великое зерцало». В центре композиции на огненно-красном «змие» сидит обнаженная девица. Ее ноги скованы, руки грызут псы адские, за сосцы ее сосут змеи, глаза выедают жабы, изо рта вырывается пламя, в ушах – стрелы. Перед змием слева изображен священник. Нижнюю часть листа занимает текст из седьмой главы сборника назидательных притч и повестей «Великое зерцало». Текст рассказывает нам о том, что некая девица на исповеди перед своим духовным отцом утаила блудный грех, с этим грехом и умерла. После смерти девица явилась священнику. И спросил ее священник «…что се есть, она же отвеща: се еже видеши изо уст моих огонь исходит – се за целование, а во очехъ ящерицы – за бесстыдный взоръ, а во ушах стрелы – за слушание песней бесовских, а сосцы змеи сосут – за обнимание, а руце псы адские грызутъ – за украшение перстнями. А на этом страшном змие сижу – се есть смертный блудный грехъ…». У данного произведения есть прототип в виде произведения XVIII века из Государственного Исторического Музея, который отличается от рассматриваемого произведения отдельными деталями, а также – более расширенным текстом надписи внизу (приводится вся притча) и каллиграфией шрифта. Несмотря на всю свою внешнюю жестокость, как наглядное «наставление в красках» для женщин был востребован в старообрядческой среде, в первую очередь, в связанном с ним купечестве. Исполненный художником ценился дороже, чем гравированный и раскрашенный лист.
Является своеобразным «курьезом» и коллекционной редкостью. На сегодняшний день на антикварном рынке это единственный образец «наставление в красках» выставленный в открытую продажу. Картина без реставрации, закреплена в заказной багет оснащенный специальным музейным ультра прозрачным антибликовым стеклом. Предмет полностью готов к экспонированию и долговременному хранению. Размер рамы: 75х61,5х3,5 см.
В основе композиции — печатные иллюстрации к «Притче о девице умершей в блудном грехе без покаяния» из популярной в XVIII-XIX и начале ХХ веков (в начале ХХ века – в старообрядческой среде, в виде печатных гравированных листов, которые особенно ценили за назидательный и поучительный характер изображений) книги духовных повестей «Великое зерцало».
Внизу на белом поле надпись: «Некая девица таила на исповеди отцу своему духовному смертный грех блудный и в том грехе умерла. Отец духовный начал молиться о ней Богу» - дальше изображение буквально следует тексту повести: «и внезапно увидел ее на огненном змеи, сидящую. На очах ее были жабы, в ушах стрелы огненные и из уст ее огонь великий. За сосцы ее сосут змеи, руки ее псы адские грызут. И спросил ее отец духовный,- Кто ты? Она же речет ему,- Я проклятая дочь твоя духовная. Видишь отче жабы на очах моих за бестыдный взор мой, стрелы в ушах моих за слушание песен, бесовский огонь из уст моих за целование любодеев. А на змеи сижу, то есть смертный грех блудный мой, который от тебя таила на исповеди. Когда она невидима стала, отец ее духовный в ужасе был и исповедовал всем свое ужасное видение».
Когда мы говорим о буквальном иллюстрировании повести, то имеем в виду стремление художника натуралистично, как в «страшной и ужасной притче» передать характер испытываемых девицей страданий, не прибегая к какой-либо метафорической или иносказательной форме.
Единственный отход от текста заключается в том, что «огненный змий» тоже в соответствии с определенной устоявшей традицией изображается как некое чудовище, а не в образе змия-дракона, как это встречается в житийных иконах.
Прототипом данного изображения, вне всякого сомнения, послужили печатные гравированные листы XIX- начала ХХ веков, а им, в свою очередь, предшествовали лубки XVIII века, уже в которых сложился и сам тип изображаемой блудницы – обязательно простоволосой.
В деталях (рисованная архитектура, одежды священника, типы лиц и изображения волос) ощутимы черты нового времени, тип художественного мышления XIX века.
У образа есть прототип в виде произведения XVIII века из Государственного Исторического Музея, который отличается от рассматриваемого произведения отдельными деталями, а также – более расширенным текстом надписи внизу (приводится вся притча) и каллиграфией шрифта.
Несмотря на всю свою внешнюю жестокость, как наглядное «наставление в красках» для женщин был востребован в старообрядческой среде, в первую очередь, в связанном с ним купечестве. Исполненный художником ценился дороже, чем гравированный и раскрашенный лист.
Является своеобразным «курьезом» и коллекционной редкостью.
Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна. Подробнее о способах доставки...
 

Перезвоните мне

Пожалуйста, заполните краткую контактную информацию,
и наши сотрудники обязательно свяжутся с Вами.

Имя*

Телефон*

+7

Комментарий