Старинная икона Святитель Модест Иерусалимский. Русский Север, начало XVIII века.


Частная коллекция
Артикул: ar7536
Распечатать

Сопроводительная документация

Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА

Старинная ковчежная икона «Cвятой Модест Иерусалимский». Икона: дерево, ковчег, левкас, темпера.  Размеры: 31х26,7х2,3  см. Русский Север, начало 18 века.  Икона расчищена от вековых загрязнений и черной олифы, живопись закреплена. Современных вмешательств в авторскую живопись нет.

Икона с документом, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Святитель Модест Иерусалимский был родом из города Севастии Каппадокийской, расположенного в Малой Азии на границе с Арменией. Он управлял Иерусалимской Церковью в должности местоблюстителя патриаршей кафедры и в сложный период массовых гонений на христиан и христианство восстановил в Иерусалиме разрушенный Храм Гроба Господня и Вифлеемский храм Рождества Христова, а также отстроил многие  другие сожженные храмы святых мест Палестины. В 632 году святитель Модест был поставлен патриархом Иерусалимским. Он умер 18 декабря 634 года в возрасте 97 лет и был похоронен на Елеонской горе в Иерусалиме.
Святитель Модест – автор древнейшего Слова на Успение Божией Матери. Житие святителя, переведенное с греческих источников, вошло в Великие Четьи-Минеи митрополита Макария и святителя Димитрия Ростовского. На Руси святитель Модест особо почитался как покровитель скотоводства – в народе сохранилась память о чуде исцеления скота.
Согласно традиции святитель Модест Иерусалимский изображается старцем в богослужебном облачении (подризнике, епитрахили, поясе, поручах, палице, фелони или саккосе, омофоре) и сапожках, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке.
Память святителя отмечается Церковью 31 декабря (18 декабря по старому стилю) в день его блаженной кончины.
Иконопись Русского Севера отличалась от церковного искусства Центральной Руси, в первую очередь, преобладанием широкого круга народных памятников, связанных в большей степени с жизнью посада, нежели собора. Стилистически это немногоцветные, с преобладанием охры и белил, исполненные в несколько наивной манере изображения, плоскостные, в которых преобладают контуры и линия, а условные орнаменты (например, кресты на святительских одеждах) превращаются в такой же самостоятельный смысловой и художественный элемент, как и надписи. Фигуры имеют приземистые пропорции, но при этом занимают собой все пространство средника, так что зримо видно, как вырастает ввысь Святитель, стремясь буквально коснуться головой небес, откуда на него взирает умильным и милующим взором Господь. В то же время,  и изображение Нерукотворного Образа, и изображение святителя имеют общий типаж лика и они устремлены взглядами в одно и то же пространство — выходящее за пределы иконной доски, в мир человеческий и обыденный. В них нет экспрессии, внешнего надрыва и экстаза; эмоции, как и едва уловимое движение взгляда, потаены. Оживляют изображение лишь «света» - мелкие белильные штрихи. Цвета приглушенные, почти монохромные; ритм застылый. В этом произведении подспудно присутствует довольно много черт, роднящих его с народной культурой Севера. Однако в нем мы уже не встречаем примет мифологического сознания — после знаменитого Определения Святого Синода 1723-1725 гг. о том, что  "неуместно на иконах изображать Святого Модеста патриарха Иерусалимского со скотскими стадами", на их место пришла официальная, письменная, книжная мудрость — в виде текстов Слова.
Икона представляет собой яркий пример иконописи Русского Севера, имеет безусловный антикварный и коллекционный интерес, является культурной ценностью.

Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна. Подробнее о способах доставки...
 

Перезвоните мне

Пожалуйста, заполните краткую контактную информацию,
и наши сотрудники обязательно свяжутся с Вами.

Имя*

Телефон*

+7

Комментарий