Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Старинная намоленная икона Пресвятая Богородица «Помощница в родах», в оригинальном старинном киоте, раме, «обложена» фольгой. Дерево, масло, фольга, стеклярус, стекло. Размер киота: 34х30,5х8,5 см. Россия, XIX век. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.
Есть молитва о благополучном разрешении при родах, которую хорошо читать беременным женщинам:
«О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дочери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостию и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешитися от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь моя, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня, Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты – Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь».
Образ Богоматери «Помощница в родах» (иначе - «Помогательница женам чады рождати» или «В родах помощница», «Помощь в родах») особенную славу приобрел в конце XVII века. Наименование «Блаженное Чрево» восходит к евангельским словам, обращенным к Христу в момент Его проповеди: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. XI, 27). В многочисленных вариантах этой иконы обязательно соблюдения особых черт: верхняя одежда Богоматери - красная. Изображение Спасителя во чреве обязательно. Он перстами своими, еще будучи младенцем, благословляет род человеческий.
На иконе «Помощь в родах» Богоматерь изображается стоящей в рост с воздетыми для молитвы руками и с Предвечным Младенцем на лоне, напоминая несколько икону «Знамение».
Икона Богородицы «Помогательницы женам чады рождати» являет Божию Матерь с открытой головой и распущенными волосами. Руки Ее сложены на груди, причем персты левой руки до половины покрывают персты правой. Ниже сложенных рук изображен Предвечный Младенец, десной рукой благословляющий, а левую держащий на колене. Из-под короткой одежды Его видны оконечности ног. На Богоматери верхняя одежда красная с прозолотью, имеющая на каждом плече по золотой звезде, нижняя же одежда темно-зеленого цвета с позолотой и с золотыми звездочками и такой же оторочкой по вороту и рукавам. Голова Божией Матери несколько наклонена. На Спасителе одежда желтая с позолотой, на груди отливающая в темно-зеленый цвет. Все изображение помещено на полумесяце.
В нашей иконе мы видим смешение нескольких из описанных выше иконографических типов, в результате которого появилось оригинальное и сложно символичное изображение: Богоматерь, изображенная ближе к западному, европейско – католическому типу Девы Марии, которая одновременно и молится, и призывает весь мир земной и небесной обратить взору к ее чреву, в котором находится будущий предвечный, жертвенный Агнец. Сохраняется традиционная символика цветов одежд – синий и алый с золотыми звездами, цвета неба и искупительной крови, царские цвета. Христос изображен отроком, с исполненным затаенной грусти и в то же время – смирения и покорности взором, в одной руке его находится свиток, а другая приподнята. Обилие круглящихся линий, специфическая форма складок одежд напоминают вновь и о самой жертвенной чаше с кровью Спасителя, то есть – неукоснительно в ее изобразительном языке проводится тема искупительной жертвы как залога будущего спасении вечной жизни. И в то же время – она акцентирует момент великого материнского подвига и момент молитвы материнской, ее Заступничества.
Само название иконы свидетельствует, что перед ней молятся о даровании роженицам благополучных родов и о их безболезненности, а также при серьёзных осложнениях, и о здоровье новорождённых (часто её помещают в их комнату), а так же – о даровании исцеления от бесплодия. Местночтимое празднование иконы «Помощь в родах» 8 января (26 декабря по старому стилю).
Особую репрезентативность иконе, безусловно, придает ее праздничное, напоминающее храмовое, убранство из фольги. В этом материале переданы и отголоски архитектурных элементов (архитектуры Храма – одновременно и земного, и небесного), и растительные элементы, и мир вещей – храмовой атрибутики. Круглящиеся, почти барочные, сверкающие золотом формы в сочетании с причудливым абрисом самого киота вызывают недвусмысленные ассоциации с золоченой резьбой архитектурных алтарей русских храмов 18 – первой половины 19 веков. В то же время, убранство иконы снова дополняет и развивает ее содержание – наибольший интерес представляет включение в него мотивов плодов, висящих на деревьях с зеленой кроной. Это яблоки – символы чистоты и спасения, и вечной жизни, и единственной истины на свете.
Такое тонкое исполнение, сложность по рисунку и композиции, удивительная сохранность и комплектность «убора» из фольги, удивительная подобранность по стилю киоту прихотливой формы – вот черты, отличающий рассматриваемый памятник от других образцов подобного плана.
Данное произведение является одновременно и произведением религиозной живописи, и произведением культового декоративно – прикладного искусства; является культурной ценностью, представляет большой антикварно – коллекционный интерес.