Икона Святого Матфея
Старинная икона Святой евангелист Матфей с избранными святыми: Николаем Чудотворцем , Святой Марией , Святой Татьяной, Ангелом - Хранителем и Архангелом Михаилом. Россия XIX век.
Левкас покрыт листовым золотом по всей лицевой поверхности иконы. Лик евангелиста окружен золотым нимбом. Форма лика овальная, c акцентом на форме черепа и преувеличенном лбе, призванных зримо отразить идею книжной и над-земной мудрости персонажа. При этом форма лика немного вытянутая и заостренная книзу, что подчеркивается формой бороды. Голова обрамлена аккуратно уложенными волнистыми волосами. Исполнение инкарната (личное письмо): темно-оливково-коричневая санкирь и сильное высветление в охрениях. Разделка лика подчеркнуто геометризованная, что свидетельствует о сознательном наследовании исполнившего ее мастера дониконианской иконописной традиции: линейный рисунок подчеркнут темно-коричневой краской по форме бровей, век, зрачков, по форме крыльев носа и по внутренней стороне усов, что придает лику выражение строгости и сосредоточенности. На губах тот же коричневый пигмент, но с добавлением красного. Обводка и прорисовка складок одежд выполнена темной цветной краской и золотом. При этом алые одежды богато украшены по всей поверхности крупными золотыми орнаментами. По полям иконы справа и слева представлены святые в рост, стоящие на поземах, как бы находящиеся каждый в отдельном пространстве и отделенные друг от друга цветными расгранками. По одной из версий, в старообрядческой живописной символике примененные здесь сине-голубая и красная разгранки свидетельствовали о границе меж земным и небесным мирами — то есть, были призваны ввести зрителя в Мир Божий, посредством создания для него «окна» туда. Техника исполнения: на иконе сначала был процарапан рисунок по левкасу, с использованием точечного орнамента, затем поверхность левкаса золотилась. Потом делалась заливка краской, а декоративные элементы (орнаменты) процарапывались до золота. Колорит в иконе построен на тонких и многообразных цветовых сочетаниях, в нем доминируют яркие насыщенные теплые цвета. Присутствуют различные оттенки красных: пурпурные, вишневые, а также охры и яркий зеленый цвет.Подбор святых свидетельствует о патрональном характере данной иконы, что она была написана на заказ. В то же время, благодаря подобному набору персонажей она становится практически универсальной и обретает характер иконостаса в миниатюре: здесь изображен «Русский Бог Никола», и Ангел — Хранитель — первый защитник и помощнику человеку, Верховный Архангел, мученицы и молитвенницы, ревнители веры православной. Одной из особенностей Ветковской школы является сочетание канонических черт с элементами наивно-реалистической живописи (так называемой, народной живописи).