Своим появлением танки обязаны Первой мировой войне. После относительно краткого начального маневренного этапа боевых действий, на фронтах установилось равновесие (т. н. «окопная война»). Глубоко эшелонированные линии обороны противников было сложно прорвать. В результате возникла мысль о принципиально новом самоходном боевом средстве с высокой проходимостью, большой огневой мощью и хорошей защищённостью (хотя бы против пулемётного и винтовочного огня).
В 1915 г. практически одновременно в Великобритании, Франции, России и (несколько позднее) Германии было принято решение о разработке и постройке таких машин. Однако существенных успехов в массовом производстве стальных монстров достигла лишь Великобритания и Франция. Германии до конца войны удалось выпустить всего пару десятков своих машин. В России их разработка не продвинулась дальше опытных образцов, и в 1916 г. царским правительством было решено закупить танки у союзников.
Слово «танк» происходит от английского слова tank (то есть «бак» или «цистерна», «резервуар»). По одной из версий происхождение названия таково: при отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что в Англии российским правительством заказана партия топливных цистерн. И танки отправились по железной дороге под видом цистерн - благо, гигантские размеры и их форма вполне соответствовали этому. На них даже написали по-русски «Осторожно. Петроград».
Таким образом, первыми танками оказавшимися на русской земле стали британские и французские машины, активно поставлявшиеся в 1919-20 году странами Антанты в виде военной помощи Белогвардейской армии. В основном это были устаревшие британские тяжелые и средние танки Mark, выпускавшаяся в двух модификациях: «самец» - с пушечным вооружением в боковых спонсонах и «самка» - только с пулемётным вооружением (позднее была выпущена ограниченная серия «самок», у которых в левом спонсоне по-прежнему был пулемёт, а в правом - пушка, тут же получившая у солдат прозвище «гермафродит») и французские легкие танки «Рено» и «Шнайдер». Большая часть этого вооружения направлялась на Юг, добровольческой армии генерала А.И.Деникина, однако и несколько машин было направлено и на другие фронты.
Северная армия генерал-лейтенанта Е.К.Миллера (в январе 1919 г. провозгласившего себя генерал- губернатором Северной области) получила 6 танков. В некоторых английских источниках указывается, что это было 4 Mk-V и 2 Mk-А, в других - 3 Mk-V и 3 Mk-В (по советским источникам было 2 Mk-V и 3 Mk-В). 29 августа 1919 г. на судне «Килдонен Кастл» в Архангельск прибыл отряд британских танкистов из 9 офицеров и 60 солдат, под командованием майора Брайана. Отряд входил в состав британских десантных сил, однако сведения о его использовании весьма противоречивы. По одной версии, он предназначался для обороны Архангельского порта при эвакуации многонациональных сил союзников, по другой - танки были нужны английскому командованию для предполагаемого наступления на Петрозаводск, по третьей - танки планировалось передать в распоряжение армии А.Колчака в случае соединения последних с войсками Северной области генерала Миллера. Однако, независимо от выдвинутых версий, танковый отряд, укомплектованный экипажами английской армии, на фронт не выдвигался и находился в Архангельске до сентября 1919 г. 26 сентябре 1919 г. британский военный контингент, принимавший участие в иностранной военной интервенции на севере России, начал эвакуироваться из Архангельска. Несмотря на разрешение оставить войскам Северной области все танки, английское командование по распоряжению генерала Роулисона оставило Миллеру только 2 машины: пулеметно-пушечный «композит» Mk-V № 9085 и пулеметный Mk-В № 1613 (остальные вывезенные из Архангельска 4 танка были переданы Латвии, где состояли на вооружении вплоть до середины 1930-х гг).
25 сентября 1919 г. Главнокомандующим всеми русскими вооруженными силами на Северном фронте, Миллером, из этих двух танков было образовано самостоятельное отделение, прикомандированное к Первому автомобильному дивизиону, которым командовал полковник Всеволод Короткевич. У этих танков не было личных названий, хотя единственный в Архангельске бронеавтомобиль «Остин» носил гордое имя «Единая Россия». 21 февраля 1920 г. регулярным частям Красной армии, вступившим в Архангельск, оба танка достались в качестве трофеев. Дальнейшая судьба этих машин сложилась по-разному. Mk-V был зачислен в 1-й танковый автоброневой отряд под номером 2Б (второй большой), что дает основание считать его одним из первых трофейных танков, введенных в боевой состав Красной армии. Он участвовал в боях на Южном фронте против врангелевских войск, затем нес службу в одной из частей Московского военного округа, принимал участие в маневрах 1922 и 1925 гг. (с вооружения он и подобные ему танки, состоявшие на вооружении под названием «Рикардо», были сняты в 1930 г). Дальнейшая его судьба неизвестна. Mk-В, также некоторое время состоял на вооружении Красной армии. Еще в Архангельске, к параду в честь освобождения города, на его покрашенном в белый цвет корпусе на лобовом листе брони и башне были нарисованы большие красные звезды. Позднее он был вывезен в Москву где в 1921 г. прошел ремонт на Броневом авторемонтном заводе в Филях, и там же был окрашен зелеными камуфляжными пятнами по проекту дизайнера-авангардиста Александра Родченко. После недолгих лет эксплуатации в войсках использовался в качестве подвижной мишени для обучения расчетов противотанковой артиллерии.
Северо-Западная армия генерала Н.Н.Юденича имела в своём составе дивизион из 6 танков: четырех тяжёлых Mk-V и двух легких французских Рено. Укомплектован он был в значительной степени морскими офицерами и воспитанниками военно-морских учебных заведений. Согласно данным приведённым в исследовании: Н.А.Боголюбова «Танковый Батальон» (Бюллетень №2/119 от 15 августа 1969 г. Общества офицеров Российского Императорского Флота в Америке) все, находящиеся в дивизионе танки имели собственные имена:
Mk-V «Первая помощь» (по другим данным «Скорая помощь») был укомплектован исключительно офицерами армейских броневых частей, хотя в бою 22 октября 1919 г. учувствовал со сводной командой старшего лейтенанта Л.В.Быстроумова.
Mk-V «Бурый медведь», экипаж: 1. Лейтенант Туржанский Павел Александрович (М.К. 1911 г.), погиб во Франции во вторую мировую войну 9 сентября 1944 г. 2. Лейтенант Николаев Виктор Александрович (М.К. 1912 г.), умер во Франции 11 сентября 1952 г. 3. Старший гардемарин, позже инженер-механик мичман Чернецов П.П. (М.И.У. 1918 г.), был в США в 20-х годах, дальнейшая судьба неизвестна. 4. Гардемарин, позже мичман Медведев Юрий Константинович (О.Г.К. 1919 г.), умер в Швеции в 1967 г. Остальные члены команды - армейские офицеры, чьи имена нам не известны.
Mk-V «Белый солдатъ», экипаж: 1. Старший лейтенант Голенищев-Кутузов Иван Иванович (Морской Корпус 1904 г.), умер в Бразилии 6 июня 1946г. 2. Лейтенант Домогацкий В.Н. (М.К. 1913 г.) был в Эстонии в 30-х годах, дальнейшая судьба неизвестна. 3. Мичман Шигаев Владимир Иванович (М.К. 1914 г.), умер в Бельгии в 1943 г. 4. Инженер-механик мичман Чистяков С.Н. (Морское Инженерное Училище 1916 г.), был в США в 20-х годах, дальнейшая судьба неизвестна. 5. Старший гардемарин, позже мичман Страхов Александр Сергеевич (М.К. 1918 г.), проживает на Лонг-Айленде в Нью-Йорке. 6. Мичман военного времени Нагель (Школа прапорщиков 1917 г.), остался в Эстонии, дальнейшая судьба неизвестна. 7.? 8.?
Mk-V «Капитанъ Кроми» (назван в честь командира английской подводной лодки "Е-19", затем начальника дивизиона английских подводных лодок, убитого большевиками в Английском посольстве в Петрограде), экипаж: 1. Старший лейтенант Быстроумов Леонид Васильевич (М.К. 1905 г.), умер в Аргентине 24 января 1960 г. 2. Лейтенант Ферсман Оскар Оскарович (М.К. 1910 г.), умер в Аргентине 22 мая 1948 г. 3. Мичман Сперанский Владимир Иванович (М.К. 1915г.), принудительно репатриирован из Чехословакии в СССР, умер в Казани в 1950г. 4. Инженер-механик мичман Романовский Б.Ю. (М.И.У. 1916 г.), проживает в Сан-Пауло, Бразилия. 5. Старший гардемарин, позже мичман С. (М.К. 1918 г.), проживает на Лонг-Айленде в Нью-Йорке. 6. Кадет Морского Корпуса Вреден Николай Романович (Робертович) , умер 6 августа 1955 г., в штате Массачусетс. 7.? 8.?
На двух лёгких танках Рено - «Освобождение» и «Доброволец» воевали армейские экипажи, на каждом по 2 человека (командир-пулемётчик и шофёр). Их фамилии не известны.
Танки использовались в операциях Северо-Западной армии под Гдовом, Ямбургом, Гатчиной-Царским Селом, где два танка были подбиты красными артиллеристами. Впоследствии один из них - «Белый солдатъ» был выставлен в Петрограде на одной из площадей.
После отступления Северо-Западной армии к эстонской границе все оставшиеся на ходу танки 18 ноября 1920 года были вывезены в Ревель (Таллин). Там две машины были переданы Латвии, три - Эстонии. После присоединения Прибалтики к СССР в 1940 г. все безнадежно устаревшие к тому времени машины были отправлены на склады вплоть до 1941 г., когда четыре Mk-V были приведены в боеготовное состояние и использовались Красной Армией при обороне Таллина. После оставления города советскими частями они были захвачены немецкими войсками, а затем перевезены в Берлин на выставку трофеев. В 1945 г. танки еще раз перевооружили и на этот раз они уже защищали Берлин.
Армия Деникина, командовавшего вооружёнными силами Юга России (ВСЮР) в общей сложности получила порядка ста танков всех модификаций, контракт на поставку которых был подписан еще царским правительством Николая II.
Первые танки были доставлены на Юг России 13 апреля 1919 г., когда в Батуме высадился отряд Королевского танкового корпуса под командованием британского майора Н.Мак-Микинга в составе 65 человек (из них 10 офицеров). Вслед за отрядом в Причерноморье прибыли 6 танков типа Мк-V и 6 танков типа Мк-А «Уиппет», впоследствии составившие южнорусский танковый отряд. В конце апреля 1919 г. сводный англо-русский танковый отряд прибыл в Екатеринодар. Здесь, для обучения русских танковых экипажей была организована «Школа английских танков», которая за период с июня по декабрь 1919 г. подготовила около 200 офицеров-танкистов. Однако имеющиеся на вооружении Белой армии танки могли использоваться только при прорыве укреплённой оборонительной полосы, чего в манёвренной Гражданской войне практически не встречалось (исключения составили оборона Царицына, а позднее Каховский плацдарм), поэтому появление танков в сражениях носило эпизодический характер.
После поражения зимой 1919-1920 гг. остатки ВСЮР были эвакуированы в Крым, где 4 апреля 1920 г. Деникин передал пост главнокомандующего барону П.Врангелю. Реорганизовав оставшиеся в Крыму войска, в мае 1920 г. им был сформирован 1-й танковый дивизион из 22 машин, под командованием полковника Бочарова. В его состав вошли 4 танковых отряда и отдельный взвод легких французских танков. 1-й и 3-й отряды содержали по 6 танков Mk-V, а 2-й и 4-й отряды по 4 танка Mk-A. В взводе французских танков находилось два танка Рено FT-17. При этом каждая машина имела своё, уникальное, имя. Так, в фондах ЦГАСА недавно был обнаружен документ датированный июнем 1920 г. и озаглавленный как «Сведения о сост. 1-го Дивизиона танков Добровольческой Армии». Согласно ему машины имели номера и имена:
1-й отряд (6 танков Mk-V, 57 мм орудия): 9381 «Генерал Слащев»; 9003 «Верный»; 9040 «Грозный»; 9186 «Дерзкий»; 9335 «Русский Богатырь»; 9300 «Великая Россия».
2-й отряд (4 танка Mk-А «Уиппет»): 328 «Тигр»; 358 «Степняк»; 371 «Сфинкс»; 388 «Крокодил» (позднее «Сибиряк»), 37-мм орудие Гочкиса.
3-й отряд (6 танков Mk-V, 57-мм орудия и 27 пулеметов Гочкиса), полковник П.И.Миронов: 9007 «Фельдмаршал Кутузов»; 9074 «Генералиссимус Суворов»; 9159 «Генерал Скобелев»; 9034 «Фельдмаршал Потемкин»; 9358 «За Русь Святую»; 9141 «За Веру и Родину».
4-й отряд (4 танка Mk-А «Уиппет», 12 пулеметов Гочкиса) полковник Г.А.Бенуа: 261 «Генерал Врангель»; 342 «Садко»; 346 «Генерал Шкуро»; 315 «Украинец».
Взвод французских танков (2 танка Рено FT-17): «Серый»; «Скромный».
Также, в некоторых документах относящихся к боевым действиям на Южном фронте встречаются названия танков: «Генерал Корнилов» (Средний танк Mk-A) «Генерал Дроздовский» (Тяжелый танк Mk-V) «За единую Россию» (Тяжелый танк Mk-V) «Доброволец»(А.Куприн, пр. «Купол св. Исаакия Далматского»)
И бронетракторов на шасси тракторов «Буллок-Ломбард» 3-го бронеотряда 2-го бронедивизиона Кавказской Добровольческой армии: «Доблестный Лабинец» «Генерал Улагай». Бронетрактора Добрармии «Астраханец» «Полковник Безмолитвенный»
14-16 октября 1920 г. на Каховском плацдарме произошла самая крупная танковая атака в истории гражданской войны в России. Из бронетанковых частей у белых здесь был сосредоточен весь 1-й дивизион танков (к тому времени сократившийся до 12 машин) и 1-й дивизион броневых автомобилей (11 машин). По их замыслу танки должны были прорвать оборону красных и расчистить дорогу пехоте, коннице и броневикам. Однако все атаки врангелевских войск были отбиты с большими для них потерями. Частями Красной армии также было подбито и захвачено несколько танков.
Согласно историческим материалам атака началась в 4 часа 25 мин., и в ней участвовали все исправные на тот момент машины: «Верный», «Генерал Слащев», «Великая Россия», «Генерал Кутепов», «Фельдмаршал Кутузов», «Генералиссимус Суворов», «Генерал Скобелев», «Атаман Ермак», «За Русь Святую», «Тигр», «Степняк» и «Уралец».
Танки «Генерал Слащев», «Верный», «Дерзкий» и «Грозный» двинулись с Турецкого вала в направлении окопов красных, ворвались в первую линию позиций противника и, смяв проволочные заграждения, прорвали ее. Затем они прорвали вторую линию окопов, которую тут же заняла пехота белых. И уже в тылу красных танки 1-го отряда столкнулись с пехотой и артиллерией латышской дивизии, оказавшей упорное сопротивление. Латыши почти в упор били по ним из орудий и бросались на танки с гранатами. В результате, танки «Генерал Слащев», «Дерзкий» и «Грозный» были подбиты, а пять танков – «Атаман Ермак», «Генерал Скобелев», «Фельдмаршал Кутузов», «Генералиссимус Суворов», «За Русь Святую» оказались захвачены красными. Подбитые машины были эвакуированы белыми и отправлены в Севастополь на ремонт, где в ноябре 1920 г. и их захватили части Красной армии.
Отмечая боевые заслуги 51-й стрелковой дивизии, особо отличившейся на Каховском плацдарме, Московский совет рабочих депутатов 16 октября 1920 г.а принял над ней шефство. В тот же день представители Московского совета вручили дивизии знамя с надписью «Уничтожь Врангеля!».
В ответ на это 19 октября штаб дивизии направил в Москву телеграмму: «Самый большой танк "За Русь Святую", подбитый на Каховском плацдарме, исправлен и пущен в ход. 51-я дивизия, отвечая на товарищеский привет московского пролетариата, посвящает этот танк московскому пролетариату и переименовывает в "Москвич - пролетарий". С помощью исправленного танка преступлено к вывозу остальных четырех танков в Каховку».
Согласно «Акта об осмотре трофейных танков в г.Каховка» от 15 декабря 1920 г. состояние их было следующим: «1. "Генерал Скобелев" - не на ходу, от попадания двух снарядов в левую сторону остова разбита одна из пулеметных башен, огнеприпасы были взорваны, от коих пострадала вся внутренняя арматура. Имеется одно орудие, четыре пулеметных гнезда, гусеницы узкие, без губ, целы. 2. "За Русь Святую" - переименован в "Москвич - пролетарий", на ходу, ремонт произведен 1-м танковым автоброневым отрядом. От попадания снаряда в левую сторону остова повреждена задняя ведущая шестерня, подшипники и впускные клапана. Недостающие части па пробе моторов были взяты с танков 1-го ТАБО и затем возвращены на них. Имеется пять пулеметных гнезд, орудийной башни нет. Гусеницы широкие, с губами, целы. 3. "Генералиссимус Суворов" - на ходу, снаряд попал в левую часть остова, прошел насквозь и повредил вакуум-бачек и три цилиндра (для пробы части снимались с машин 1-го ТАБО). Орудийной башни тоже нет, пулеметных гнезд четыре, гусеницы узкие, без губ. 4. "Атаман Ермак" не на ходу, находится в семи верстах от Каховки. Во время боя попал в яму и был обстрелян, от чего пострадала вся арматура, мотор от взрыва огнеприпасов, находившихся в танке, пришел в негодность. Наиболее ценные части сняты 1-м ТАБО. Вытащить танк не представляется возможным, оставлен на месте».
Некоторые из захваченных у Врангеля танков были отремонтированы и перешли на службу в Красную Армию, где и использовались, вплоть до их снятия с вооружения в 1930 г.
2 марта 1938 г. начальник Автобронетанкового управления Красной Армии комкор Павлов доложил наркому обороны К.Е.Ворошилову свои предложения по использованию снятых с вооружения танков. В частности в этом документе говорилось: «В РККА имеются устаревшие танки разных типов, опытные образцы отечественного производства, образцы, полученные за границей и трофейные, из них: ... Риккардо - 15 шт.... Все эти танки не на ходу, без вооружения, хранятся на окружных и центральных складах и войсками не используются. Эти танки считаю необходимым использовать следующим образом: 1. Танки \"Рикардо\" в количестве 14 шт. передать по 2 шт. городам: Смоленск, Ростов-на-Дону, Харьков, Ленинград, Киев, Ворошиловград и Архангельск для использования их как исторических памятников гражданской войны. 2. Сосредоточить на НИАБТ полигоне и хранить как музейные экспонаты все типы танков: Рикардо - 1 [шт]... ».
Из упомянутых Павловым 15 машин 13 хранились на складе № 37. В сентябре 1938 г. на склад из Главного Автобронетанкового Управления РККА поступило распоряжение, в котором предписывалось: «С получением сего сдать на НИАБТ полигон, не вынимая моторов и других деталей: Т-18 - 1, Т-24 - 2, Т-41 - 1, Виккерс - 1, Т-34 - 1, Карден-Лойд - 2, Рикардо - 1. Оставшиеся танки Рикардо в количестве 12 шт. отправить без разборки по нарядам 4 отдела АБТУ».
Достоверно известно, что до настоящего времени сохранилось лишь пять танков Mk-V (Рикардо). Четыре из них, согласно приказу наркома обороны Ворошилова, в 1938 г. были установлены в качестве памятников-трофеев РККА в разных городах СССР. Так, в Луганске у Мемориала борцам революции находятся два танка с заводскими номерами - № 9186 («Дерзкий») и № 9344. В Архангельске один танк типа «самка» № 9303 (один из захваченных в боях с Деникиным). В Харькове на площади Конституции стоит танк типа «гермафродит» и еще однин в Кубинке (заводские номера этих танков неизвестны).
|