|
Знак Железного креста вновь был восстановлен с началом Первой мировой войны (Великой войны), кайзером Германии, Вильгельм II. Статут награды с трёмя её степенями (2-ой, 1-ой и Большим крестом), двумя разновидностями низших из них (за боевые и небоевые заслуги), а также прежним порядком награждения и ношения ордена остался практически неизменным. Как и ранее, пожалования крестом были возобновлены только на период боевых действий.
В соответствии с постановлением от 16 марта 1915 года Железным крестом могли быть удостоены подданные всех немецких государств, входящих в Германскую империю, а также подданные союзных с ней государств - Австро-Венгрии, Болгарии, Турции (ранее такие награждения не были предусмотрены, хотя, как исключение, имели место). Таким образом, с этого времени Железный крест формально стал общегерманской наградой.
Согласно постановлению от 4 июня 1915 года лица, награжденные Железным крестом 2-го класса 1870 года и вновь отличившиеся, вместо креста 2-го класса 1914 года получали специальную серебряную пряжку с уменьшенным Железным крестом 1914 года, которая прикреплялась к ленте креста 1870 года.
По сравнению с наградами образца 1870 года, внешний вид Железных крестов практически не изменился, за единственным исключением: цифры «1870» на лицевой стороне знаков были заменены новой датой – «1914». При этом вензель "W" в центре креста стал иметь новое содержание, указывая на имя германского императора Вильгельма II. Орденские ленты обеих разновидностей крестов 2-ой степени остались прежними - для лиц непосредственно принимавшие участия в боевых действиях черная лента с узкой белой полосой и черным кантом по краям, для некомбатантов - белая лента с узкой черной полосой и белым кантом по краям.
Поначалу технология изготовления Железных крестов оставалась такой же, как в 1813 и 1870 годах, но условия военного времени и большое количество награждённых заставили фирмы, осуществлявшие выпуск орденских знаков, внести в неё многочисленные изменения. Поэтому существовали десятки вариантов Железных крестов, зачастую сильно отличавшиеся друг от друга. И хотя исполнение знаков, сделанных в 1914-1918 годах варьировалось от очень хорошего до крайне плохого, в целом их качество заметно ухудшилось. Так литые железные сердцевины крестов постепенно стали вытесняться более технологичными и дешёвыми штампованными (причём, изготовленными не только из железа, но и из различных сплавов, например, латуни или бронзы).
Штампованные рамки знаков со временем стали делаться не из серебра 800 или 900 пробы, а посеребрёнными, либо медно-никелевыми из т.н. из германского серебра.
В конце войны большое распространение получили упрощённые цельнолитые и цельно-штампованные орденские знаки из железа или латуни.
|
Помимо различных технологических «усовершенствований», некоторые производители стали вносить изменения и в дизайн крестов. Особенно этим отличались многочисленные частные фирмы и мастерские, которым, начиная с 1915 года было разрешено выпускать орденские знаки для продажи кавалерам. Поэтому Железные кресты сильно отличаются между собой не только по качеству исполнения, но также по форме и размерам, как самих знаков, так и рельефных изображений на них. Довольно широкое распространение получили и т.н. «Prinzengröße» - уменьшенные до 2/3 от оригинала копии наград и «Übergröße» - наоборот, слегка увеличенные. Изготавливались они различными фирмами и в большей степени с целью расширения ассортимента, хотя уменьшенные копии наград часто носились на гражданском костюме наряду с фрачникам. Также частными фирмами выпускались и «специальные» кресты, к примеру для крепления на кирасу.
Железные кресты образца 1914 года официально производились и после окончания Первой мировой - в Веймарской республике и III Рейхе, вплоть до окончания войны, причём во время Второй мировой войны они изготавливались в несколько изменившемся стиле знаков образца 1939 года. 1 июля 1940 года был выпущен циркуляр запрещавший выпуск Железных крестов выпуклой формы. И хотя, в первую очередь, он был ориентирован на вновь возрождённые в 1939 года Железные кресты, косвенно затронул выпуск и крестов 1914 года – поскольку в указе не было чётко прописано на какой тип крестов он распространяется. 1 марта 1941 года было принято решение ненадолго (до 1 мая 1941 года) разрешить изготовителям продажу некондиционной продукции до, но только с маркировкой ЛДО. Так что на основании этого можно встретить даже ЕК1 1939 года выпуклой формы с клеймом ЛДО.
После принятия в ФРГ, в 1957 году, закона «О титулах и знаках», указывавшим список запрещенных и разрешенных к ношению наград, наряду с денацифицированными знаками Рейха возобновилось, в незначительном виде, производство и Железных крестов образца 1914 года.
В годы Империалистической войны появились некоторые особенности и в порядке ношения Железных крестов. Так знак Креста 2-ой степени практически не носился и зачастую отсылался военнослужащими домой. Обычно вместо него использовалась только орденская лента, продетая во вторую пуговичную петлю или нашитая на клапан застёжки мундира, либо орденская планка, носившаяся слева на груди. Австро-венгерские кавалеры ордена носили его на традиционных для своей страны треугольных колодочках. Свои особенности имел и порядок ношения Железного креста 1-ой степени. Он также носился на левой стороне груди, но несколько иначе, чем прежде - сантиметров на 5-10 выше ремня. В полевых условиях, боясь потерять столь ценную награду, многие офицеры и некоторые солдаты предпочитали носить изготовленные частным порядком копии ордена. Зачастую такие знаки имели характерную выгнутую форму и более надёжное винтовое крепление различных типов.
Знак повторного награждения Железным крестом для участников Франко-прусской войны представлял собой маленький Железный крестик, наложенный на прямоугольную серебряную пластину со шлифованным ободком по краю. Размеры крестика составляли 12,5х12,5 мм, пластины - 33х7,5 мм. Знак носился на ленте Железного креста 2-й степени 1870 года над юбилейными дубовыми листьями 1895года. Крепление - отгибаемые лапки или булавка.
Звезда Большого Креста Железного креста (Звезда Гинденбурга) была изготовлена берлинской фирмой «Годет» и в целом повторяла награду времён наполеоновских войн представляя из себя позолоченную серебряную звезду с наложенным сверху Железным крестом 1-й степени образца 1914 года. Звезда крепилась к мундиру при помощи золотой булавки.
С окончанием войны, в которой Германия получила сокрушительное поражение, правительство Веймарской республики не только упразднило все прежние знаки отличия, но и наложили запрет на учреждение новых орденов и медалей. Хотя, в течение нескольких лет ещё продолжалась выдача боевых наград тем героям, кто по каким-либо причинам не успел их вовремя получить. Однако с 7 марта 1925 года была прекращена и эта практика, вновь возрожденная лишь в Третьем Рейхе.
Во время Первой мировой войны Железный крест вручался так часто, что это в конечном итоге отрицательно отразилось на его высоком статусе, хотя он и продолжал оставаться достаточно почётной и уважаемой наградой. Не последнюю роль в этом сыграл и его не совсем чёткий статут, который можно было трактовать достаточно широко. Кроме того, неоднократно имели место случаи коллективного награждения (например, экипажей крейсера «Эмден», подводной лодки U-9 и дирижабля Z-IV). И, таким образом, если в кампаниях 1813-1815 и 1870-1871 годов. Железного креста удостоился примерно каждый двадцатый военнослужащий, то в 1914-1918 годов - по меньшей мере, каждый третий немецкий солдат. Помимо самого Креста, вручавшегося как правило в футляре или конверте, награждаемый получал еще и соответствующий документ. Единого жесткого вида на них не было, поэтому существует большое разнообразие наградных бланков – от изданных типографским способом, до написанных от руки. Притом, что документов на Железные кресты сохранилось много, основная масса их приходится на 1916, а в особенности на 1917 и 1918 годы. Наградные листы датированные 1914 и 1915 годами встречаются крайне редко.
|
К сожалению, большая часть архивов кайзеровской армии была утрачена во время Второй мировой войны, поэтому точное количество кавалеров низших степеней Железного креста 1914-1918 годов установить практически невозможно. Однако, по имеющимся данным было произведено награждений: - Железным крестом 2-ой степени - 5 196 000 чел. (встречаются также цифры от 1 500 000 до 5 200 000 кавалеров); - Железным крестом 2-ой степени за небоевые заслуги - около 13 000 чел.; - Железным крестом 1-ой степени - 218 000 чел. (встречаются и другие цифры от 80 000 до 288 000 кавалеров);
Кавалерами Большого креста в Мировую войну стали только пять человек: 1. Начальник Полевого Генерального штаба генерал-фельдмаршал Пауль фон Гинденбург (09.12.1916 г.), 2. Германский кайзер и Верховный главнокомандующий генерал-фельдмаршал Вильгельм II (11.12.1916 г.), 3. Главнокомандующий оккупационными войсками в Румынии генерал-фельдмаршал Август фон Макензен (09.01.1917 г.), 4. Главнокомандующий на Востоке генерал-фельдмаршал принц Леопольд Баварский (04.03.1918 г.), 5. 1-й генерал-квартирмейстер Полевого Генерального штаба генерал от инфантерии Эрих фон Людендорф (24.03.1918 г.).
Звезда Большого Креста Железного креста была вручена один раз: 24 марта 1918 года, её удостоился генерал-фельдмаршал Пауль фон Гинденбург, за успешное начало большого наступления на западном фронте 21 марта 1918 года.
|
|