Анализ письма старинных ветковских икон 18 и 19 века
Результаты исследования. Ветковская школа, как самостоятельное
самобытное явление, была мощным ответвлением среди множества других
ветвей старообрядческой иконописи.
Посмотреть какие старинные ветковские иконы сейчас можно купить .
Искусствоведы, эксперты и реставраторы сталкиваются с большими трудностями при точном определении
школы, мастерской, авторства, к которым принадлежат иконы. Изучение и
исследование технико-технологических свойств ветковских икон поможет
восполнить недостаток информации о них в литературе, а также правильно
атрибутировать и отреставрировать их. Так как индивидуальность иконописца
прежде всего проявляется в личном письме (в соотношении санкиря и
вохрения, в самой манере выполнения плавей), для обследования было выбрано
несколько икон из Ветковского музея народного творчества и из частных
коллекций городов Гомеля, Киева, Харькова. При их рассматривании, первое,
что обращает на себя внимание, это стилистическая разнохарактерность
личного письма. Однако, несмотря на это, оказалось возможным объединить
их в отдельные относительно цельные группы с присущим для каждой из них
единством технических приемов.
Наиболее традиционнымидля Ветки являются иконыс темными ликами.
Они сохраняют древнюю домонгольскую традицию письма, восходящую к
византийской. Примером могут служить иконы «Спас Нерукотворный» (рис.
1), четырехчастная «Благое молчание. Богоматерь Федоровская. Богоматерь
Казанская. НиколайЧудотворец» (рис. 2) и «Собор архангелаМихаила» (рис.
3), находящиеся в экспозиции ветковскогомузея в одном зале. Личное письмо
иконы «Спас Нерукотворный» выполнено в темно-коричневых тонах. Сначала,
методом «заливки» наносилась санкирь (умбра), первый самый темный слой
живописи. После нанесения санкири, автором сделан уточняющий рисунок,
прорисовывающий основные очертания лика черным колером. За счет резких,
графичных и темных линий рисунка, образ приобретает выражение строгой
сосредоточенности, что было характерно для многих старообрядческих икон.
Затем были выполнены плави холодной охрой, которые имеют достаточно
условный характер и потонумаксимально сближеныс санкирью. Вследующей
иконе «Спас благое молчание. Богоматерь Федоровская. Богоматерь
Казанская. Николай Чудотворец» лики более теплые, но система та же. Более
подробно рассмотрим ее фрагмент, «Богоматерь Казанскую». В состав
санкири также входит умбра, затем выполнена прорисовка толстой, темно-
коричневой обводкой, а потом нанесены плавиширокие, плотные, без особой
градации в тоне и минимальной свето-теневой моделировкой. А также на
ликах имеется легкая подрумянка жидкой киноварью. Для ветковских
иконописцев было характерно выполнять глаза большими, слегка навыкате,
это ощущение еще больше подчеркивается движками, выполненными
тусклыми белилами, положенными поформе верхнего и нижнего века. Такие
иконы выполнялись монастырскими мастерами илимастерскими, для которых
характерно темное личное письмо и сближенные по тону санкирь и охрения.
Они представляют первый вариант личного письма ветковских икон.
Следующий вариант исполнения икарната хорошо прослеживается в
иконах «Всех скорбящих радость» (рис. 4). Если рассматривать икону,
находящуюся вХарькове в Свято-Покровском монастыре, то видно, что здесь
лики написаны по-другому, и тон санкиря и охрения резко не совпадает. Санкирь
холодного оливково-коричневого цвета, а плави выполнены охрой светлой с
большим количеством добавления белил. Плавка на выпуклых местах
многослойна и плотность охрения такова, что санкирь не просматривается.
Последний слой это «движки», представляют собой белильные акценты,
лепящие форму. Иконописец ставит их на всех выпуклых частях ликов: на
надбровьях, под глазами, на кончике носа, в ухе, а также подчеркивает верхнее
веко и ставит акцент в виде точки в глазницах. Вдругой иконе ветковскойшколы
«Всех скорбящих радость» (рис. 5), из частной коллекции города Харькова,
система написания ликов точно такая же, только санкирь более теплого
коричневого оттенка. Ав иконе «Всех скорбящих радость» (рис. 6), находящейся
в Киевском музее Пирогова личное письмо скорее больше похоже с иконой
из Свято-Покровского монастыря, но в ней плави сделаны еще более светлыми,
а санкирь еще более коричнево-оливковая.
Итак, второй вариант исполнения личного письма на Ветке заключается
в том, что тон санкиря и охрения контрастны между собой, а плави сильно
разбелены.
Еще один пример стилистического сходства написания личного
наблюдается в иконах «СпасНерукотворный» (рис. 7), «РождествоБогородицы.
Богоматерь Федоровская. Богоматерь Бысть чрево Твое святая трапеза. Св.
муч. Екатерина и св. муч. Варвара» (рис. 8) и «Никола в житии» (рис. 9) из
ветковского музея. Рассматривая эти иконы, можно сразу заметить сходство
их яркой цветовой гаммы и идентичность набора технических приемов письма.
Наиболее это проявляется в системе личного письма, где красновато-
коричневая санкирь сочетается с плотным глухим желтоватым охрением.
Например, в «Спасе Нерукотворном» санкирь более красноватая, как в
четырехчастной, а в иконе «Никола в житии» в составе санкири больше
коричневого колера. Но характер нанесения плавей, их форма, толщина, а
также рисунок бровей, форма глаз, носа и губ настолько похожи, что можно
предположить, что иконописцы, выполнявшие эти иконы, работали вместе.
При более внимательном рассмотрении заметныединые техническиеприемы,
удивительно похожие во всех трех иконах и использование одних и тех же
пигментов. Например, схожесть в написании таких изобразительных
элементов, как трактовка архитектурных форм и пейзажа. Идентично
изображается рисунок и форма складок белой ткани с голубой прорисовкой
(урбус в иконе «Спас Нерукотворный» и ткань, в которой держат маленькую
Марию, в иконе «Рождество Богородицы»).
Итак, большинство похожих приемов, присутствие общих выше
перечисленных признаков позволяет считать иконы «Спас Нерукотворный» и
четырехчастную «РождествоБогородицы. БогоматерьФедоровская. Богоматерь
Бысть чревоТвоесвятая трапеза. Св. муч. Екатерина исв. муч.Варвара», которую
впервые вводим в научный оборот, результатом деятельности если не одного
мастера, то одной мастерской. Икона «Никола в житии» имеет небольшие
отличия от двухпредыдущих иоченьмногообщихпризнаков, что даетоснование
считать ее принадлежащей к этому же кругу иконописцев.
Проанализировав единство технических приемов изображения ликов,
можносделать вывод, чтоони относятся к группе ветковских икон, для которой
характерно использование в «личном» теплых оранжево-коричневых тонов.
Еще один вариант представляют иконы с еще более ярким колоритом в
личном письме. Примеры этого варианта представляют иконы «Богоматерь
Огневидная» (рис. 10) из ветковскогомузея, «АрхангелМихаил-воевода» (рис.
11) из частного собрания г. Гомеля и икона «София-Премудрость Божия»
(рис. 12) ветковского музея. В иконе «Богоматерь Огневидная» изображение
Марии оплечное и без Младенца. Сразу привлекает внимание необычность
колорита в личном письме. Яркая красно-оранжевая санкирь в сочетании с
охристо-белыми плавями. Создается такое впечатление, как будто огнено-
красная санкирь светится изнутри, что придает образу особое духовное
горение. Иконы «София Премудрость Божия» и четырехчастную «Покров.
Архангел Михаил. Никола Отвратный. Избранные святые» (рис. 13) из
гомельского музея, можно отнести к «смешанному» типу написания ликов,
так как в них присутствуют и темные лики и «огневидный». В «Софии
Премудрости Божий» огневидный лик только у Софии, а в четырехчастной
иконе только у архангелаМихаила. «СофияПремудрость Божия» представляет
собой многофигурную композицию: сверху вниз, в трех слоях небесных,
разделенных облаками, восславляются чинаминебесными БогСаваоф, голубь-
Святой дух, младенец Спас Еммануил. Завершает нисходящее движение
огненоликая крылатая дева в славе, в царском венце и со свитком в левой руке.
Под ее фигурой вместо позема также облака. На них склоняются к Софии
Богородица и Иоанн Предтеча. У всех персоналий, изображенных на иконе,
темные лики, соответствующие по манере исполнения варианту, описанному
первым. А лик Софии написан таким же образом, как и у Богоматери
«Огневидной», ярко-красная санкирь и поверх нее плави, выполненые охрой
с белилами. Толщина охрений, сильные высветления вокруг рта и подбородка,
а также форма нижней губы слегка раздвоенной, все эти приемыповторяются
в обоих ликах.
Итак, мы определили еще один, достаточно распространенный на Ветке
тип личной иконописи, который выдержан в теплых тонах: яркие охристо-
желтые в разбеле цвета охрений к красно-оранжевым санкирям.
Иконы «Спас на престоле» (рис. 14) из ветковского музея, «Спас
Нерукотворный» (рис. 15) и четырехчастная «Всех скорбящих радость. Спас
Нерукотворный. Никола Отвратный. Иоанн Предтеча» (рис. 16) из частной коллекции
г. Харькова, имеют более светлый колорит, чем во всех предыдущих
типах икон. Виконе «Спас на престоле», которуюмывпервыевводим в научный
оборот, имеется большая сплавленность всех слоевживописи и свето-теневая
градация более расширена. Цвет санкиря светло-оливковый, а плави выполнены
охрой золотистой с постепенным добавлением белил. Рисунок, наведенный
поверх санкири, сделан светло-коричневой краской, без темных, резких и
графичных линий. Из-за этого лик выглядит более воздушным и неземным.
Скорее всего, эта икона относится к более позднему периоду ветковской
иконописи. Аесли сравнивать ее с иконой «Спас Нерукотворный», то видно,
что лик выполнен по технике, близкой к лику как у «Спаса на престоле». Тот
жемягкий оливковый оттенок санкиря, широкие светлые плави, тонкий легкий
рисунок с нажимом только в определенных местах. Совпадает округлая форма
бровей, широко раскрытых глаз, верхнего и нижнего века, зрачка, удлиненная
форма носа и характерная для ветковских икон форма губ. Но качество
живописи у иконы «Спас Нерукотворный» ниже, чем у «Спаса на престоле»,
она написана более упрощенно. Плави имеют более условный характер, есть
ощущение, как будто икона немного не дописана.
Еще одна икона, в которой мы видим явное сходство в личном письме,
это четырехчастная икона, которую мы впервые вводим в научный оборот
«Всех скорбящих радость. Спас Нерукотворный. Никола Отвратный. Иоанн
Предтеча». Особенно это хорошо видно, если сравнить тот фрагмент иконы,
где помещено изображение Спаса Нерукотворного с иконой «Спас
Нерукотворный», так как они похожи не только в личном письме, а еще и в
иконографии. ЛикСпаса из четырехчастной иконы, написан тем жеоливковым
колером, охрения выполнены светлой охрой и имеют такие же размытые
границы, как в иконе «Спас Нерукотворный».
Врезультате мы можем охарактеризовать этот вид личного письма, как
светлый, в котором тон санкиря и охрений сближены и они теплые по цвету.
Можно предполагать, что эти иконы писались местными сельскими
иконописцами.
Итак, в результате всего исследования, был сделан общий вывод.
Вветковской иконописи существовало пятьтипов исполнения инкарната:
Первый тип— темное личное письмо и сближенные по тону санкирь и
охрения (монастырские мастера).
Второй тип — санкирь и охрения контрастны по тону, а в охрениях
большое количество белил (слободские мастера).
Третий тип— оранжево-коричневая санкирь и теплая охра в плавях.
Четвертый тип — «огневидные», красно-оранжевая санкирь и охра с
белилами в охрениях.
Пятый тип— светлое личное письмо, санкирь и охрения сближенные по
тону (сельские и слободские мастера).
Коваль О.А