Старинная старообрядческая икона Святой Николай Чудотворец, Святой Нифонт, Святая Иулиана. Россия, Ветка XIX век.

Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Старинная икона старообрядческого письма с изображением святой мученицы Иулианы – покровительнице целомудрия, детства и многодетных семей, Святого Преподобного Нифонта прогонителя бесов и нечистой силы и конечно же Николая Чудотворца – покровителя и помощника во всех начинаниях. Икона: дерево, ковчег, левкас, темпера, фольга, золочение. Размеры: 27х21.3 см. Икона с документом. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.
Ветка – традиционный духовный и культурный центр старообрядчества с конца XVII – середины XVIII в. . Обособленность региона, наличие духовного центра и авторитетного руководителя, своеобразие среды живших за границей, а затем на окраинах Российского государства, преемственность в передаче из поколения в поколение иконописного мастерства, вплоть до XX в., наличие излюбленных изводов иконографии, характерных стилистических признаков и приемов в технике темперной живописи характеризуют Ветку как крупный иконописный центр, где сохранились традиции православного иконописания. Из письменных источников известно о существовании и монастырских, и слободских мастеров и мастерских, и местных сельских иконописцев, работающих в народных традициях. Иконописание в Ветке было хорошо налажено и снабжало весь старообрядческий поповского согласия мир иконами. На ветковские иконы ориентировались иконописцы других центров поповского согласия на Дону и Волге, в Молдавии и Буковине, на Урале. Таким образом, ветковские иконы отличались как художественно — стилистическим, так и технико-технологическим своеобразием. Жизнь в пределах Малороссии наложила отпечаток на вкусы ветковцев, иконы которых отличаются повышенной декоративностью, обилием орнаментов растительного характера, различных техник и приемов, применявшихся на Западе и Руси еще в XI – XIII вв. одновременно и затем широко бытовавших в России с XVII в., что не связывалось уже с Западом, а стало традицией. подрумянкой сильно разбеленной киноварью. Так создавался образ духовного горения, огненного свечения. Декоративность в цвете, свете и рисунке отражает вкусы и идеологию ветковцев, свидетельствуя о преемственности от мастеров Оружейной палаты, Ярославля и Костромы. Влияние костромичей и царских мастеров сказалось на орнаментальности Ветковских икон.
На нашей иконе — пострадавшие за веру, мученики и отшельники, во главе с «русским Богом» Святым Николой — как зримое отражение настроение старообрядцев и их представлений об участи грешников и праведников (ревнителей истинной веры).
Барочная трактовка одежд, элементы «жизнеподобия» в трактовке фигур, знакомство с западно-европейской гравюрой, развитый пейзаж, характерные облака соседствуют в нашей иконе с традиционной символикой: здесь и опушь на полях (граница земной и небесной тверди), написанная красной и синей краской; и рамка, отделяющая средник (область вечности) от полей (небесной тверди),- писанная красной и тонкой белильной линией (цвета горнего мира), и скользящие по форме, каплевидные белильные оживки, и пылающий золотой фон, и открытые, чистые, локальные цвета.
В целом, икона написана на хорошем профессиональном уровне, все детали тщательно проработаны, композиция выстроена, цвета выверены и сгармонированны. Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет большой антикварный и коллекционный интерес, может представлять интерес для музейного собрания.