Резные перламутровые иконы и кресты

Старинная резьба по перламутру – редкий гость в музейных и частных собраниях старины, более того, для многих собирателей совсем и неизвестны эти памятники религиозной истории и паломничества. Тем не менее, именно резные перламутровые иконы, образки, панагии, крестики имеют свою собственную историю появления и бытования, ведь все они происходят из одного региона и временного отрезка и отражают историю мирового и русского христианского паломничества на Святую Землю.

В XIX столетии Россия переживает настоящий паломнический бум: тысячи и тысячи верующих устремляются к Святым Местам, причем не только тем, что расположены в самой Российской империи. Едут дальше – на Святую Землю, в Иерусалим, где искренне хотят прикоснуться к истории христианства, мечтают увидеть своими глазами места, связанные с жизнью Христа, Пресвятой Богородицы, помолиться в храмах, почувствовать особую энергетику этих мест.

Но в желании каждого паломника было не только увидеть и запомнить, но и обязательно привезти с собой на Родину памятные сувениры, связанные с посещением конкретных городов, храмов, исторических мест. В роли таких памятных сувениров и выступали самые разнообразные предметы, изготавливаемые местными кустарями – евлогии.

В Иерусалиме и в других городах зарождаются и ширятся производства таких сувениров, в частности, в Иерусалиме среди прочих изделий предлагают купить резные иконки, крестики, образки и панагии, выполненные на стенках морских раковин.

В принципе, сами приемы резьбы и промысел возникли гораздо раньше, но именно небывалый паломнический всплеск позволил выйти резьбе по перламутру на совершенно новый уровень, став заметным явлением в религиозном искусстве прошлых веков.

Нужно сказать, что изделия палестинских резчиков были самыми разнообразными по своему качеству. Одни изображения абсолютно плоскостные, это лишь штрихи резцом по поверхности раковины, другие изображения объемны и сложны, на их изготовление резчику потребовалось гораздо больше и времени и мастерства.

Сегодня таких резных евлогий из морских раковин встречается мало, но каждый раз можно увидеть и оценить мастерство резчика, его желание сделать либо дешевый массовый продукт, либо удивить покупателя виртуозным владением инструментом, знанием приемов резьбы, своим искренним талантом.

Резьба по перламутру светится изнутри, переливается всеми цветами радуги и даже через сто с лишним лет удивляет людей своим необыкновенным, ни на что не похожим, каким-то волшебным и воздушным видом. Сколько терпения и умения требовалось старинному мастеру для того, чтобы не прорезать тонкие стенки хрупкой раковины резцом, чтобы заставить его на плоскости раковины создавать настоящие шедевры миниатюрной объемной резьбы – все это остается загадкой, ведь на сегодняшний день этот кустарный промысел, по сути утрачен.

Существовали в 19 столетии как отдельные предметы из перламутра, такие, как уже перечисленные образки и иконы (все они предполагали их ношение на одном шнуре с нательным крестиком и имели для этого ушко в оглавии), так и комбинированные композиции.

Например, в Иерусалиме можно было купить деревянные кресты, на лицевой стороне которых приклеивались отдельные пластинки из перламутра, покрывающие всю поверхность креста. Сами пластинки несли на себе резные изображения различного содержания и сложности. Изготавливались и крупные «стационарные» композиции, например, «Распятие Христово с предстоящими», где на деревянном постаменте устанавливался не только крупный деревянный крест, инкрустированный перламутровыми пластинками, но и деревянные фигуры Богородицы, Иоанна Богослова, также обклеенные перламутром и покрытые резьбой. Еще более сложные композиции помещались в застекленные киоты, получались чрезвычайно необычные, объемные произведения, по сути уже не сувениры, а настоящие иконы!

Резные панагии из перламутра подвешивались на особых цепочках, где металлические звенья чередовались с перламутровыми. Такие богато украшенные резьбой, религиозные предметы часто привозились в Россию и преподносились в качестве ценного подарка духовенству.

К большому сожалению, подавляющее большинство таких предметов к настоящему времени было утрачено. Причин тому множество – и хрупкость самих предметов, необходимость обеспечивать для их хранения особые условия, и период безбожия и небольшие размеры евлогий, из-за чего они просто терялись.

Но главное, наверное, это разрыв духовных и исторических скреп, из-за которого подобные предметы как бы выпали из контекста исторической памяти, ведь это не деревянные иконы, привычные каждому, пусть даже и неверующему россиянину, а совершенно выбивающиеся из канвы общеизвестных религиозных предметов, антикварные вещи.

Пусть многие из старинных резных перламутровых икон воспринимаются сегодня с улыбкой, ведь на них нет точного следования художественному подобию. Фигуры либо сплюснуты, либо наоборот, растянуты, большеголовы, имеют непропорционально большие кисти рук и ступни, больше похожие на ласты моржа. Все это сегодня уникальные памятники старины и их упрощенная и даже грубоватая иконография, воспроизведенная арабскими резчиками, может именоваться не иначе, как самобытная. И именно эта наивная самобытность столь высоко ценится теми, кто раньше других осознал всю редкость и неповторимость евлогий и включился в процесс их собирательства и сохранения для будущих поколений.

Только представьте себе, когда будете рассматривать фотографии перламутровых крестов и икон, что предметам этим более ста лет, что они проделали в свое время длинный и тяжелый путь в далекую Россию. Все эти долге годы они бережно сохранялись и передавались из поколения в поколение верующими людьми и просто хранителями семейных реликвий, удивитесь тонкой работе, игре света, прозрачности и невесомости резных изображений, созданных для паломников и приложенных еще в 19 веке к величайшим мировым Святыням христианства!

 

Перезвоните мне

Пожалуйста, заполните краткую контактную информацию,
и наши сотрудники обязательно свяжутся с Вами.

Имя*

Телефон*

+7

Комментарий