Старинная икона «Святой Дмитрий Солунский, Святой Иоанн Воин, святой Константин, святой мученик Александр, святая Александра, святая Олимпиада». Россия, Ветка XIX век.


Частная коллекция
Артикул : ar6726
Доставка: СДЭК или Почта РФ
Самовывоз: нет
Распечатать

Сопроводительная документация

Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА

Старинная  народная икона с образами избранных святых: Святого Дмитрия Солунского, Святого Иоанна Воина, святого Константина, святого мученика Александра, святой Александры и святой Олимпиады. Икона: дерево, левкас, темпера, резьба по левкасу, фольга,  золочение.  Размеры:  40х34,7х2,3 см. Россия, Ветка – Новозыбков, конец XIX века. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.
Данный памятник в целом отличается традиционной иконографией, но необычным подбором святых, среди которых встречаются исключительно редко представленные на русских иконах. В то же время их всех роднит одна идея – это святые – подвижники, ревнители чистоты православной веры, проповедники целомудрия и милосердия.
Особого разговора заслуживает Святая исповедница Олимпиада – она была диакоииссой, т. е. служительницей, состоящей при храме для крещения женщин, попечения о больных. Родилась она в Константинополе в семье Секунда. Лишилась родителей почти в отроческих летах. Вышла замуж за князя, служившего при дворе Феодосия, который был распутным человеком, и через два года овдовела и решила остаться вдовой. Император Феодосий принуждал ее выйти замуж за своего родственника Елпидия, но Олимпиада писала императору: «Если бы Бог судил мне жить в замужестве, то не взял бы у меня мужа, которого я любила». Тогда оскорбленный отказом Феодосий объяснил этот отказ внушениями священников, жаждавших ее имения, и приказал взять имение в опеку до тридцатилетнего ее возраста. Но Олимпиада просила самого императора, чтобы он приказал употребить ее имение на дела благотворительности, и писала: «Этим ты избавишь меня от опасности преступного тщеславия, которое очень часто сопровождает благотворительность». Император отменил свое распоряжение, и Олимпиада сама начала употреблять имение на церкви, монастыри, странноприимные дома, темницы, места ссылки и на пособие всем бедным и неимущим, которых она видела. Сама же вела жизнь скромную, отказалась от всех удовольствий света, большую часть времени отдавала молитве.
Константинопольский епископ Нектарий принял ее в число диаконисс и сделал даже своей советницей в делах Церкви. То же доверие и еще большее расположение оказывал ей после Нектария святитель Иоанн Златоуст. Олимпиада же служила Златоусту как отцу.
Св. Олимпиаде пришлось потерпеть много клеветы, лишений и гонений. Враги святого Иоанна Златоуста были и ее врагами. Ее оклеветали в поджоге Софийского храма и изгнали из столицы. Долго скиталась святая, не зная, где преклонить главу. Имение ее и продавали, и разграбляли.
Последние дни жизни она провела в обители, став настоятельницей. Но злые люди не переставали преследовать ее и здесь. Скончалась св. Олимпиада в 410 г. Она завещала бросить гроб с ее телом в море. Волны же прибили гроб к берегу, с противоположной стороны Константинополя. Жители сего места погребли тело в церкви св. Фомы. Через два с половиной века чудотворные мощи св. Олимпиады перенесены были в основанный ею при жизни монастырь.
Не менее чудными и угодными Богу деяниями прославились и остальные из изображенных на иконе персонажей. Характерно, что все святые изображены в символическом пространстве храма, осеняемые Господом Саваофом с небес.
Стилистически – народные письма: их отличает условный, несколько наивный характер изображения, приземистые пропорции фигур с большими круглыми головами с преувеличенными лбами, однотипность жестов и поз – как будто отзеркаливающих друг друга, характерные черты ликов – общие и у мужских, и у женских персонажей, условный характер орнаментов цировки и так далее. Преобладающая роль принадлежит линейному рисунку, цвет вариативен, декоративен, но – роль его второстепенно, он служит, скорее, для закрашивания определенного участка поверхности, цветной контур лепит формы и объемы фигур. Расположение фигур – строго симметричное, их группировка не отличается особой сложностью и скорее, напоминает приемы народного искусства. Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет антикварный и коллекционный интерес.

Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна. Подробнее о способах доставки...