Редкая старинная резная деревянная скульптура Ангела. Россия, Русский Север 1760-1780 год


Частная коллекция
Артикул : ar7815
Доставка: СДЭК или Почта РФ
Датировка: 1760-1780 год
Регион: Россия, Русский Север
Размер: 23х20х9 см
Самовывоз: нет
Индекс: Частная коллекция
Распечатать

Сопроводительная документация

Лот с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этого лота подтверждены сертификатом, заверенным экспертом-искусствоведом специалистом по оценке культурных ценностей и нематериальных активов, негосударственным судебным экспертом. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА

Очень редкая деревянная живописная скульптура Ангела  изготовлена искусным мастером резчиком во второй половине XVIII столетия где то в северной части Российской Империи. Ангел сохранился в прекрасном первозданном состоянии, примечательным фактом является полная сохранность родного живописного слоя. Резная скульптура ангела станет не просто прекрасным украшением интерьера, но и небесным покровителем и защитником дома, в котором она «поселится».
Святой Ангел-Хранитель – представитель сил бесплотных, который всю жизнь с нами, хранит нас, защищает и предупреждает о возможных проблемах, если мы искренне любим Бога, верим Ему, надеемся на него. Молитвы перед иконами Ангела-Хранителя, которые включены, в частности, в утреннее и вечернее молитвенное правило защищают нас весь день, а затем и всю ночь от вторжения в нашу жизнь сил зла.
Молитва перед иконой «Ангела-Хранителя» поможет во всех мирских делах, поскольку после Матушки-Заступницы Богородицы и святых, к которым мы обращаемся за помощью, наш Ангел-Хранитель – главный ходатай. Это, образно говоря, наш незримый телохранитель, наставник от Всевышнего, которому поручено приглядывать за нами в течение земной жизни, молить Бога о нас, когда мы оступимся, и, по возможности, не давать оступиться. Можно сказать, что голос интуиции – это его голос. Когда же мы читаем молитвы Ангелу-Хранителю осознанно, личностно, любовно, разбирая слова, а не формально вычитывая текст, то начинаем понимать свою истинную ответственность за все дела и перед Богом, и перед Его бесплотным воинством. Если вдуматься в ее проникновенные слова, это поможет понять, как тесно связаны мы с ними, с ангелами: огорчаем их своими безответственными перед Господом поступками, а, проявляя добродетели, – радуем. Важно помнить, что официальная церковь рекомендует обращаться к ангелам-хранителям дома, то есть в своих домашних молитвах. Празднования иконы Ангела-Хранителя как такого нет, но раз в год мы празднуем Собор архистратига Михаила (в переводе с еврейского «кто как Бог»), поставленного Господом над всеми чинами ангельскими и прочих сил бесплотных – этот день приходится на 8/21 ноября.

Культовая деревянная скульптура – явление в русской религиозной истории особое, сегодня – почти утраченное поэтому к каждый старинный предмет, сохранившийся до наших дней – редкость, настоящий антикварный раритет.
Перед Вами сейчас небольшой фрагмент убранства храма, деревянная резная фигурка Ангела, сохранившаяся, по счастью, очень хорошо, ведь этой резной скульптуре более двухсот лет!
Деревянные скульптуры, несущие сакральный смысл получили особое распространение на Русском Севере, а также за Уралом и этому явлению сопутствовали определенные причины.
Язычество, столь тщательно угнетаемое в Центральной России, необычайно прочно укрепилось в отдаленных территориях,  даже в семнадцатом и восемнадцатом веках люди, крещенные в православную веру, продолжали отмечать языческие праздники, исполняли обряды, а в язычестве деревянная резная скульптура присутствовала в обязательном порядке и в большом количестве. Вспомните деревянного Перуна, опрокинутого в реку после Крещения Руси. На Русском Севере еще в XIX веке можно было встретить в лесах деревянных идолов, которых в начале следующего века исследователи культуры и быта даже перенесли в музей. Деревянные языческие идолы исполнялись грубо, что называется, «топорно», а вот резная религиозная деревянная скульптура, появившаяся в православных храмах, отличалась совсем другими качествами, тут особо ценилась характерность персонажей, тождественность их миру людей, тонкость и динамика в исполнении линий и пропорций. Одним словом, церковная деревянная скульптура требовала от резчиков совершенно иного уровня в качестве исполнения святых образов.
Пользуясь достаточно примитивными орудиями труда, резчики уже в 18-м веке достигают необычайного совершенства в изготовлении как отдельных скульптур, так и многофигурных скульптурных композиций, а население, испытывающее тягу к язычеству, охотно посещает храмы, в которых имеются «деревянные боги».
Икона, даже самая красивая и мастерски исполненная, воспринимается молящимися, как плоскостное изображение, выполненное, к тому же, по строгим и сдержанным канонам, практически исключающим трансляцию зрителю характера или действия, присущих деревянной скульптуре.
Объемная резьба по дереву всегда более выгодна в плане своего воздействия на зрителя, ведь она показывает молящимся святых и Ангелов « в натуральную величину», дает возможность представить их с собой рядом, увидеть и рассмотреть небожителей со всех сторон!
К сожалению, законы, принятые Святым Синодом, запрещали использование деревянной скульптуры в церквях и богослужениях, а потому в некоторых храмах скульптуры из дерева и правда, были полностью изведены. Процесс окончательной утраты произошел уже в постреволюционное время, когда помещения церквей приспосабливались под колхозные склады, МТС или рабочие цеха. Уникальные деревянные резные скульптуры, деревянные иконостасы и иконы бесследно исчезли, были просто-напросто уничтожены!
Судьба резной деревянной религиозной скульптуры в советской России гораздо более трагична, чем судьба икон, ведь иконы имелись в каждом доме, спасали их и из храмов в момент их закрытия и разорения, деревянная же резная скульптура оказалась в этот момент никому не нужной: слишком она была громоздкой, рассчитанной для установки в больших помещениях, а потому подавляющее большинство редчайших произведений деревянной старинной скульптуры и резьбы было утрачено навсегда…
Представленный Вашему вниманию, резной Ангелок, вероятнее всего, принадлежит работе мастеров-резчиков Русского Севера. Особая пухлость щек, курносый нос, крупные глаза – все эти черты характерны для резчиков из Вологодских земель, хотя известно, что мастера перемещались на значительные расстояния и работы одного и того же умельца  можно было встретить в храмах, отстоящих друг от друга на тысячи километров!
Деревянная скульптура имеет и Западные корни, ведь именно там следует искать источник этой «барочности» в Ангеле, который был создан в далеком восемнадцатом столетии.
Тщательно вырезанные черты лица Ангела, впоследствии заглаженные и загрунтованные, были окрашены для придания скульптуре из дерева особого духа живоподобия и выразительности, а вот крылья Ангела мастер умышленно вырезал грубовато, без подробностей. Такой простой прием позволял сконцентрировать внимание зрителя на лике, получать транслируемое нужное эмоциональное ощущение – ведь перед Вами грустный Ангел, Ангел сочувствующий.
Фигурка Ангела очень объемна, мастером ей придано движение, динамика полета. Слегка выровненная оборотная сторона служила для крепления деревянного Ангела к стене или деталям резьбы. В подобной скульптуре очень ценится именно динамизм, ведь в воспроизведении волнистых волос деревянного Ангела, в положении расправленных крыльев, в его наклоне от поверхности вертикали, к которой он должен быть привязан всегда возникает удивительное ощущение полета, того, что Ангел вот-вот оторвется и воспарит над Вами, неслышно взмахивая крыльями, охраняя людей от несчастий и творя свое невидимое Добро!
Можно ли обращаться к деревянному Ангелу за помощью, проводя параллель с иконописным ангельским изображением? Да, конечно! Ведь обращались же люди к резной деревянной скульптуре Христа, установленной в храме, молились и молятся сегодня перед  редкими сохранившимися фигурами «Николы Можая» или резными фигурками преподобного Нила Столобенского!
Подобная деревянная резная скульптура малых форм использовалась в оформлении иконостаса и убранства храма, резные Ангелы и Херувимы дополняли и сообщали необычайную живость храмовому интерьерному комплексу, создавали трогательную душевную атмосферу во время богослужений, являлись логическим придатком к скульптурам крупным, ростовым, среди которых мог быть и «Христос в темнице» и «святая Параскева Пятница» и конечно, «святой Николай Можайский».
Сегодня истинные собиратели религиозных святынь прошлых веков разыскивают подобные резные скульптуры, пытаясь в личных коллекциях сконцентрировать разрозненные, но такие великолепные отголоски старинной резной скульптуры.
У Вас сегодня есть возможность стать обладателем очень редкого предмета, бережно сохраненного прежними владельцами на протяжении нескольких столетий.
Мы уверены, что деревянная скульптура Ангела, созданная в XVIII столетии, обязательно обретет своего Хранителя, для которого и станет также Хранителем, только другим – Небесным!
"Ангелы — реальные духовные существа, обладающие личностью, умом, волей и силой. Они принадлежат сверхчувственному миру и свободны от ограничивающих законов нашего физического бытия. Они пребывают вне времени и вне пространства, то видимые, то не видимые человеку. Принадлежа здешнему миру, мы не можем по своему произволению опознать присутствие рядом с нами этих небожителей. Ангелы сотворены Богом и являются Его посланниками, как бы посредниками Творца в осуществлении Его воли относительно мира в целом и каждой человеческой личности в отдельности. Но, кроме того, Ангелы еще и ходатаи за людей пред Богом. «Смотрите, — говорит Слово Божие, — не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18. 10)."
В резной старинной скульптуре можно встретить не только изображения Ангелов, но и фигуры Херувимов. Однако именно Ангелов принято изображать с двумя крыльями, с человеческой головой. При этом голова и лик Ангела символизируют человеческую душу, а крылья – скорость.
Изображение Ангелов в виде деревянных фигурок вовсе не случайно. Дело в том, в перечень возможностей Ангелов (согласно христианским сказаниям) входит возможность как быть невидимыми для физического восприятия, так и способность к материальному проявлению, причем проявлению в физическом человеческом теле.
Сила Ангелов даруется Богом и Он определяет для каждого из Ангелов присущие только ему способности и возможности. Считается также, что количество Ангелов гораздо больше числа людей, живущих на земле.
Скульптурные изображения Ангелов в виде полуфигур с головой ребенка и крыльями принято отождествлять с Ангелами Хранителями, которые имеются у каждого человека и приставляются к человеку при его рождении.
Любая сохранившаяся с дореволюционных времен, резная скульптура  - это прекрасный образец мастерства самобытных резчиков, черпавших свой талант не только в существовавших, перед ними, образцах, но и наблюдавших окружающий мир, старающихся перенести собственные переживания в свои бессмертные творения.
К сожалению, для многих музеев России время для создания крупных коллекций старинной религиозной деревянной скульптуры безнадежно упущено.
Однако отдельные, чудом уцелевшие, антикварные предметы, подобные представленному деревянному Ангелу, еще можно отыскать и создать из них достойную экспозицию, наглядно демонстрирующую мастерство народных резчиков, удивительный и впечатляющий пласт русской культуры!
Мы искренне хотим помочь Вам сделать вклад в создание такой коллекции древностей, ведь каждый такой резной скульптурный образец – редкость, раритет, второго такого уже не найти.
Деревянная резная скульптура Ангела станет украшением частного собрания, украсит домашний иконостас или может стать хорошим вложением в храм.

Роль ангела-хранителя
Ангел–Хранитель это одна из важных сил, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни с момента принятия таинства крещения. Ему молятся, дабы уберечься от злых поступков, от травм и несчастных случаев, чтобы замолил грехи перед Богом, почти во всяком чаянии и в благодарности. В то же время, культовые предметы с его изображением (меднолитые или писанные) встречаются довольно редко.  Древние иконы подобного сюжета сегодня не встречаются (за исключением отдельных музейных памятников), но и среди произведений русской синодальной живописи данный извод также крайне не часто попадается.
«Всякая душа, оставшаяся … во зле без защиты Ангела-Хранителя,
предается на разграбление врагам…» (свт. Василий Великий).
Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский пишет: «Случайно ли, например, что среди недоумения или некоего бездействия ума вдруг как молния просияет чистая, святая и спасительная мысль? Что в смятенном или холодном сердце мгновенно водворяется тишина или возгорается небесный пламень любви к Богу? Если <…> Не действия ли это Ангелов, по изречению пророка Захарии, глаголющих в нас? Как жаль, что мы не замечаем этой ангельской помощи! Ибо, не замечая, не приемлем ее, как должно, и не пользуемся ею; не пользуясь, остаемся неблагодарными и виновными и не приготовляем себя к другим подобным посещениям – и таким образом даже удаляем от себя хранителей наших».
Общение с Ангелом-Хранителем похоже на внутренний голос, интуицию. Но человек, находящийся в страхе, суете, раздражении, не слышит его голоса. Здесь для начала нужно успокоиться. Как встревоженный ребенок, прибегающий к родителям, получает подле них успокоение и чувство защищенности, так и мы, имея веру в своего Ангела-Хранителя, доверяя ему, получаем вначале умиротворение, а потом слышим его ответы на наши вопросы. Слышим мы их в виде приходящих к нам неожиданных мыслей, которые чудодейственным способом вдруг решают, казалось бы, неразрешимую задачу. Сколько раз этот загадочный внутренний голос спасал каждого из нас в трудных ситуациях. Лучший способ соединиться со своим Ангелом – проложить к нему широкую дорогу от своего сердца. Обращайтесь к нему каждый день, ежедневные пять минут – это уже хорошее начало.
Если с Вами случилась беда, большая или маленькая, это означает одно – Вы что-то делаете неправильно. И Ангел-Хранитель дает Вам это понять. Хорошо бы остановиться и обратить на это пристальное внимание, понять, что именно в Вашей жизни сделано не так, что не соответствует Вашему внутреннему «я», где, в какой момент времени Вы отвернулись от Бога внутри Вас: «и не скажут: «"вот оно здесь", или: "вот, там". Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21) «один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4, 6).
 
Молитва Ангелу-хранителю, которую можно повторять во всех случаях, например, перед началом всякого важного дела
Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко всякому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.

Молитва из «Молитв утренних» в молитвослове (читается утром)
Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

Молитва из «Молитв на сон грядущий» в молитвослове (читается на ночь, вечером)
Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.
Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна. Подробнее о способах доставки...