Старинная икона Святой Иоанн Предтеча Ангел Пустыни. Русский Север 1695-1730 год


Цена: 192 000 руб.
Артикул: ar6973
Датировка: 1695-1730 год
Регион: Русский Север
Размер: 27,2х22,5х2,8 см
Распечатать

Сопроводительная документация

Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по оценке культурных ценностей и нематериальных активов, негосударственного судебного эксперта. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА

Старинная икона с образом Святого Иоанна Предтечи. Икона написана на рубеже 17 и 18 веков в одной из мастерских Русского Севера. Общая монохромная землистая колористическая гамма как будто уступает экспрессивным белильным оживкам, моделирующим объем, так что само изображение выглядит рельефным и как бы выступает из изобразительного пространства во вне. В изображении личного сохраняется традиционная технология послойной темперной живописи. Икона в очень хорошем коллекционном состоянии, произведена профессиональная расчистка от почерневшей олифы и локальная реставрация произведена таким образом, что бы общая архаичность памятника осталась ненарушенной. Размеры: 27,2х22,5х2,8 см.

Как помогает чудотворная сила иконы Святого Иоанна Предтечи. Перед иконой Иоанна Крестителя молятся Всевышнему и Святому с просьбами о покаянии и обретении Бога внутри себя. Взывают также и с мольбами о защите от врагов видимых и невидимых, от соблазнов и греховных мыслей. В христианском мире широко известно, что молитва к Святому Иоанну помогает исцелиться от любой головой боли, а также и от более серьёзных заболеваний головы. Сегодня существуют свидетельства и о других исцелениях, случившихся по молитвам Святому перед его светлыми образами – бездетные пары смогли познать радость родительства, а те, кто страдал от ужасных физических недугов, становились здоровыми. Нередко обращаются к Иоанну Предтечи и с просьбами о даровании сил для преодоления жизненных трудностей, просят Святого и том, чтобы успешно справляться со своей работой, чтобы сдерживать данное слово и достойно исполнять свой долг. Молитва к Крестителю и Всевышнему помогает обрести свой земной путь, найти предназначение в жизни, обрести гармонию и счастье.
Сама традиция изображения Иоанна Предтечи является остаточно древней и появилась еще в византийском искусстве, рассматриваемый же вариант изображения возник уже на русской почве, в середине — второй половине XVI века, в эпоху Иоанна Грозного, «любившую» многозначные, символико-дидактические и апокалиптические сюжеты: святой изображен в призывном образе пустынного отшельника, но в руках он держит сосуд (чашу, напоминающую известный сосуд, изображенный к центре стола на «Троице» А. Рублева) с жертвенным Агнцем - Младенцем Христом. Впервые такое изображение было выполнено на миниатюре из «Слова на Зачатие св. Иоанна Предтечи», сохранившегося в составе так называемого Егоровского сборника (РГБ. Ф. 98. № 1844. Л. 186, сер. XVI в.), а позже получило распространение в иконописи (напр., икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, со сценами жития и избранными святыми», 1-я пол. XVII в., ГТГ). В иконах подобного плана Евангельское свидетельство Иоанна Предтечи о Христе: «...вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1. 29), осмысленное в евхаристическом контексте, было наглядно передано - в образе лежащего в чаше Предвечного Младенца. Следует особо отметить, что интерес к Предвечной сущности Иоанна и его символическая связь с Христом были предметом особого интереса именно восточно-христианского, даже конкретней — славянского мира. С 17 века образ Крылатого Предтечи получил широкое распространение в русской иконописи.

Наша икона по своему художественному языку очень лаконичная, предельно лапидарная — все пространство средника, довольно ограниченное и тесное, заполнено изображением фигуры святого — он сам помещен в некие символические границы, подобно тому, как у него в руках оказывается помещенный в границы чаши жертвенный Агнец. Двуперстным жестом Предтеча указует на происходящее — как бы молча свидетельствует, в то время как движение обоих рук выдает желание прижать чашу к себе, обнять, защитить младенца, создать преграду (стену) меж ним и миром (такое движение бывает обычно у Богоматери). Взгляд отвернут и от Чаши, и от зрителя — он погружен внутрь себя и принадлежит иному Миру.
Пожалуй, вся композиция иконы в целом построена на нескольких последовательно проведенных символических контрастах: художник показывает нам крепость тела (округлость мышц плечей) и крепость духа Иоанна (широкие мощные крылья), но эта, казалось бы, могущая все перебороть сила оказывается ничтожной перед значительностью и мощью будущего жертвенного подвига Христова; физическая крепость уступает телесной немощи — подчеркнуто хрупкой плоти Агнца и хрупкому, на вид сосуду. Вся бездна внутренних переживаний Предтечи оказывается сосредоточена в темных, почти космически бездонных провал его глаз, в то время как лик Иоанна в целом оказывается удивительно близок иконографическому типу изображения самого Иисуса Христа, то есть, как бы намек на грядущий подвиг Спасителя повторяется в этом изображении не единожды. Но вот что особенно интересно — общий накал — динамический, экспрессивный, предвестие Жертвы, оказывается настолько внутренне чужд сознанию писавшему сей образ художнику, что он посчитал для себя необходимым ввести в изображение орнаментальные мотивы на нимбе. Теперь, подобно тому, что крылья святого отражают Небесный свет, его светящийся нимб несет в себе отзвуки представлений о растениях райского сада, то есть, несет в себе ликующую нотку, момент утверждения будущего Воскресения и Жизни Вечной. Общая монохромная землистая колористическая гамма как будто уступает экспрессивным белильным оживкам, моделирующим объем, так что само изображение выглядит рельефным и как бы выступает из изобразительного пространства во вне. В изображении личного сохраняется традиционная технология послойной темперной живописи.
Икона написана мастером – иконописцем по индивидуальному заказу для домашнего моления или для пожертвования в храм. Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет антикварный и коллекционный интерес.

Житие Святого Иоанна Предтечи
Святой пророк Малахия предрек, что, прежде чем в земной мир явится Мессия, придет Его Предтеча, который и укажет на скорое пришествие Спасителя. И проречение это исполнилось с точностью. Предтечей Мессии стал мальчик Иоанн, родившейся в семье священнослужителей. Жизнью своей он в дальнейшем показал, насколько сильна вера в истинного Бога, и что по вере воздаётся человеку на небесах. Образ жизни Крестителя заложил основу для будущего монашества, а также стал христианским подвигом и подлинным образцом смиренного, но твёрдого духа.
Биография Иоанна Предтечи
Более 2000 лет назад в стране Палестине жил благочестивый и праведный священник Захария вместе со своей благоверной супругой Елисаветой. Жизнь их протекала размерено в благих и чистых делах, но печаль томила их сердца, ибо дожив до преклонного возраста, супруги так и не смогли обзавестись потомством. Не теряя надежды, Захария и Елисавета горячо молились Богу о том, чтобы Он послал им долгожданное чадо. И чудо вскоре свершилось.
Однажды, планируя совершить службу в одном из храмов Иерусалима, Захария вошёл в Святилище и увидел там Ангела Божия, который молвил: «Не бойся меня, Захария. Бог услышал твои молитвы. В скором времена жена твоя Елисавета родит тебе сына, и должно его наречь Иоанном». Смущенный Захария выразил своё недоверие этому пророчеству, на что Небесный Вестник ответил ему: «Я Гавриил, посланник Бога. И пришёл, чтобы возвестить тебе Его волю. Но покуда ты не уверовал в слова мои, ты останешься нем вплоть до рождения сына твоего».
А в это время прихожане храма ждали Захарию, который должен был справить службу и произнести проповедь. И когда явился священник народу, то не смог промолвить ни единого слова. Знаками он устал указывать на свою немоту, и люди поняли, что Захарии было дано Божественное видение.
Очень скоро в семье Елисаветы и Захария случилось радостное событие – супруги узнали о наступлении долгожданной беременности. Елисавета в течение 5 месяцев скрывала эту весть от посторонних, ибо смущалась насмешек над своим почтенным возрастом. Но вскоре всё переменилось, когда беременную женщину посетила её дальняя родственница, Сама Дева Мария. Пречистая также носила в своём чреве ребёнка и пришла к Елисавете, чтобы разделить их общую радость от предстоящего материнства. И вместе с приходом Богородицы Елисавета ощутила благодать Святого Духа и стала первой, кто возвестил о том, что Дева Мария есть Матерь Божия. И не рожденный ещё Иоанн Креститель взыграл в материнской утробе, приветствуя Мессию.
Когда подошло время, Елисавета родила сына, это случилось за 6 месяцев до рождения Христа. Мальчика нарекли Иоанном, как о том попросил его отец Захарий, написав это заветное имя на дощечке. И как только первый крик новорождённого младенца разнесся по земле, Захария вновь обрел дар речи. Первыми словами, которые промолвил счастливый отец, было прославление безграничной силы и милосердия Божия. А затем Захария произнес пророческую речь о своём сыне, Предтечи Христа, и о скором пришествии в этот мир Спасителя.
Когда наступил светлый день Рождества Христова, нечестивый деспот, царь Ирод, приказал убить всех младенцев в городе. Услышав эту ужасную весть, Елисавета схватила сына своего Иоанна и убежала в пустыню, где спряталась в тёмной пещере. Захария же остался в городе, ибо долг священника не позволял ему покинуть храм. Люди Ирода пришли к благочестивому мужчине и требовали от него ответа о том, где укрывается его супруга с сыном. И не получив от священника желаемого, они убили его прямо внутри храмовых стен. Елисавета же продолжала жить вместе с Иоанном в пустыне, и именно в этом место она отправилась в свой последний путь.
Иоанн с самого детства вел аскетичный образ жизни – носил грубо пошитую одежду из простой ткани и питался тем, что давала ему природа: саранчой да диким мёдом. Именно этот путь стал прообразом современного монашества, а сам Иоанна Предтеча по праву считается первым в истории христианства монахом. Подобный образ жизни можно вести только в том случае, если безраздельно и полностью вверяешь себя в руки Бога, уповаешь на Его помощь и светлое заступничество. Это подлинный пример крепкой и всепоглощающей веры, который был в будущем перенят самыми ярыми последователями Христа.
Являясь приверженцем аскетизма и пламенным проповедником истинной веры, Иоанн Предтеча, тем не менее, не требовал от других людей следования своему пути. Он просил их лишь о том, чтобы они сохраняли преданность Богу. Однажды Святого посетили воины. Раздираемые внутренним противоречием, они спросили Иоанна о том, как им обрести свой путь, и что делать дальше со своей жизнью. На что мудрец им лишь ответил: «никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем». Иными словами, он наказал им не роптать не судьбу, не совершать дурных дел – грабежей и насилия – и честно выполнять свои воинские обязанности.
Обращаясь с проповедями к простому народу, Иоанн Креститель просил людей «совершать крещение во оставление грехов». Примечательно, что в ветхозаветной традиции этот обряд имел несколько иной смысл – человек просто совершал ритуальное омовение водой, которое надлежало делать после осквернения своего тела или души (например, после прикосновения к умершему человеку). Но Святой жил на стыке двух эпох – Ветхого и Нового Заветов, и уже в Его времена крещение начало приобретать более привычное для современного человека значение.
Именно Иоанн Предтеча стал подвижником того, что крещение из простого ритуального омовения трансформировалось в головах людей в перемену всего образа жизни и мыслей. Постепенно это действие начинало утрачивать смысл избавления от грехов прошлого, но становилось началом новой жизни в лоне веры в истинного Бога.
Святой учил людей объединяться в вере, и раскрывать свои лучшие черты характера. Тем, у кого было богатство, он советовал делиться с неимущими. Просил давать утешение страдальцам, пребывавшим горести, и молил не отказывать в помощи людям, которые отчаянно нуждались в ней. Иоанн говорил, что лишь праведный путь добра, благочестия и человеколюбия поможет людям, ищущим спасение, обрести божественную благодать. При этом Святой никогда не судил народ, и давал ему полную волю выбирать своё бытие и совершать свои поступки. К Иоанну потянулась вереница людей, некоторые считали его Мессией, но сам Святой не разрешал называть себя даже пророком. Намного позже Иисус Христос скажет, что именно Иоанна Предтечу можно считать пророком Илией, которого так ждали иудеи, и который должен был явиться в земной мир как светлый предшественник Мессии.
Иоанн Креститель прожил в пустыне более 30 лет, вплоть до того момента, когда Иисус Христос призвал Его для чтения проповеди иудейскому народу. Так Святой оказался на берегах реки Иордан, где Он должен был подготовить еврейский народ к встрече с ожидаемым им Мессией. Множество людей собралось на берегах реки, чтобы совершить ритуальное омовение. И именно в этот миг к ним обратился Иоанн Предтеча, говоря о покаянии и о том, что сначала необходимо очиститься нравственно и духовно, и лишь потом принять Евангелие. И хотя это крещение ещё не было таким, как знает его современное христианство, его смысл уже был далек и от ветхозаветного ритуала, ибо теперь люди готовились духовно к предстоящим переменам и совершению особого таинства.
В тот момент, когда наступил апогей в ожидании Мессии, сам Спаситель спустился к берегам Иордана, чтобы принять крещение. И светлое это событие сопровождалось удивительными, чудесными явлениями. Раздался с небес могущественный глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный...», и сошёл на землю Святой Дух в обличии белокрылого голубя. А Иоанн Креститель обратился к народу со словами: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». И в эту минуту у Христа появились первые последователи – апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный.
Крещение Спасителя ознаменовало завершение земной миссии Иоанна Предтечи. После событий на берегу Иордана Ирод заключил Святого в темницу, но и там праведник не утратил силы духа. Иоанн обличал Ирода за то, что тот покинул свою законную жену и жил в греховном союзе с супругой своего брата Филиппа, Иродианой. И женщина эта, отличавшаяся злым и мстительным нравом, затаила гнев на Божьего проповедника. Однажды случилось так, что дочь её, Соломия, танцевала во время ужина, и танец этот невероятно пришёлся по душе Ироду. Раздобревший, он поклялся исполнить любое пожелание Соломии. И тогда её порочная мать, Иродиана, подговорила девушку потребовать у Ирода голову Иоанна Предтечи.
Ирод был в смятении, ибо больше жизни он боялся гнева Божия и гнева собственного народа, который так глубоко чтил Крестителя. Но слово царя закон – и не посмел глупый правитель нарушить своей клятвы, данной перед множеством придворных гостей, и повелел усечь светлую главу Святого и принести её на блюде Соломии. Легенда гласит, что когда приказ был выполнен, и главу Иоанна принесли во дворец, Креститель ещё раз промолвил: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Иродиана, желая осквернить главу Святого, закопала её в землю. Но добрая женщина по имени Иоанна, что работала при дворе Ирода, тайком извлекла главу Крестителя и с великими почестями предала её земле на Елеонской горе.
Вскоре кара Божия настигла Ирода, Иродиану и её дочь Соломию. Юная девушка провалилась под лёд и приняла мученическую смерть. А гордый, но глупый царь вместе со своей порочной женой был сослан в Испанию, где их поглотила внезапно разверзшаяся земная твердь.

Чудеса, связанные с иконой Святого Иоанна Предтечи

Много известно светлых историй, исцелений и даже спасений жизни, полученных после горячей молитвы перед иконами Иоанна Крестителя. Христиане утверждают, что никого Святой не бросает в беде, коли обратиться к Нему искренне, усердно и от всего сердца

Чудеса от иконы Иоанна Предтечи с обручем, хранимой в Иоанно-Предтеченском монастыре в Москве
Монахини монастыря на протяжении последних 5 лет ведут летопись чудес, которые случились по горячим молитвам Всевышнему и Иоанну Предтече подле иконы Святого с обручем. Люди исцелялись от головной боли и излечивались от смертельных опухолей. Вот лишь несколько радостных историй:
Избавление от воспаления мозга

Анастасия со слезами благодарит чудотворца Иоанна Крестителя за исцеление от воспаления мозга. Долгое время девушка мучилась этим страшным недугом, координация её движений была нарушена, зрение сильно страдало, и жизнь виделась в мрачном свете. Но после горячих молитв Иоанну Предтече болезнь отступила. Зрение полностью восстановилось, Анастасия вновь начала ходить и обрела радость и благодать.
Исцеление от опухоли

Валентина поведала ещё об одном чудесном исцелении. Женщина страдала опухолью руки, медики предрекали ей операцию. Но уповая на помощь Господа и Святого Иоанна Предтечи, вместо операционной Валентина отправилась в монастырь, где и справила слёзную и горячую молитву перед иконой Крестителя. И во время нового обследования врачи с удивлением обнаружили, что женщина совершенно здорова – опухоли в её руке как и не бывало!
Исцеление от мигрени

Татьяна Николаевна Васильева рассказала о светлой помощи, полученной от Иоанна Крестителя после молитвы перед его чудотворной иконой. Её сын страдал сильнейшими мигренями и частичной потерей зрения. Впервые приступ настиг молодого человека в 2000 году. Сначала это случалось раз в два месяца, а затем – все чаще и чаще – несколько раз в неделю. Лечение не давало никаких результатов, и Татьяна Николаевна доверила здоровье своего чада в руки Всевышнего и Святого Иоанна Предтечи. После первого визита в Иоанно-Предтеченский монастырь и горячей молитвы подле иконы Святого, мигрени отступили и больше не возвращались. Сегодня юноша учится в МГУ и совершенно не жалуется на своё здоровье.
Чудо спасения от взрыва

В 2000 году Андрей, сотрудник СОБР, отправился в горячую точку на Северный Кавказ. И не смотря на то, что с тех пор минул уже не один год, он говорит, что с предельной ясностью помнит каждую секунду того рокового вечера.

Была ночь, солдаты спали в казарме. И внезапно прогремел взрыв, всюду виднелась кровь, слышались мученические крики, началась паника. Это коварный неприятель слишком близко подобрался к расположению русских войск и выпустил снаряд из гранатомёта. И снаряд этот взорвался прямо около кровати Андрея, всего в 30 сантиметрах от его головы. Вокруг было много мёртвых людей, кто-то получил очень серьёзные травмы – но Андрей не пострадал нисколько, на его теле не было даже ни одной царапины от осколков. И мужчина уверен, что объяснение этому только одно – в изголовье своей кровати он тогда поместил икону Иоанна Предтечи, и именно Святой уберег его от верной смерти.

Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну
Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.
Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна. Подробнее о способах доставки...
 

Перезвоните мне

Пожалуйста, заполните краткую контактную информацию,
и наши сотрудники обязательно свяжутся с Вами.

Имя*

Телефон*

+7

Комментарий