Wamboudin ribeye

Старинная церковная резная скульптура Херувим - носитель божественной мудрости. Россия, Великий Устюг 1750-1790 год


Цена: 49 800 руб.
Артикул: AR8478
Датировка: 1750-1790 год
Регион: Россия, Великий Устюг
Размер: 18,5х23,1х7 см
Индекс: DR0318
Распечатать

Сопроводительная документация

Внимание. Данный лот является культурной и исторической ценностью и не подлежит свободному перемещению через границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА

Старинная резная храмовая скульптура – редкий и долгожданный гость в ассортименте любого антикварного салона, поэтому рады представить Вашему вниманию талантливо исполненную в XVIII веке миниатюрную головку Херувима в обрамлении крыльев. Фигурка не только тонко исполнена в барочной манере того времени, но и облевкашена (покрыта гипсовым грунтом) перед росписью красками и твореным золотом, сохранив свой практически первоначальный образ. Резная скульптура Русского Севера сохранилась в первозданном состоянии и несет на себе закономерные следы двухвекового бытования. Реставрация предмета не проводилась.
Считается, что херувимы появились на свет в 3-й день сотворения мира и стали первыми, кто поселился на Земле среди всех живых существ. В библейском представлении ? небесных существах, вместе с серафимами являются самыми близкими к Богу и считаются поющими в честь Господа ангелами. Херувимы являются носителями божественной мудрости. Они распространяют знания о Боге среди людей, направляют их на правильный путь и помогают развить необходимые богобоязненному человеку качества. Херувимы также занимаются повышением образования других божественных сущностей, когда это необходимо.
Культовая деревянная скульптура – явление в русской религиозной истории особое, сегодня – почти утраченное поэтому к каждый старинный предмет, сохранившийся до наших дней – редкость, настоящий антикварный раритет.
Перед Вами сейчас небольшой фрагмент убранства храма, деревянная резная фигурка Ангела-Херувима, сохранившаяся, по счастью, очень хорошо, ведь этой резной скульптуре более двухсот лет!
Деревянные скульптуры, несущие сакральный смысл получили особое распространение на Русском Севере, а также за Уралом и этому явлению сопутствовали определенные причины.
Язычество, столь тщательно угнетаемое в Центральной России, необычайно прочно укрепилось в отдаленных территориях,  даже в семнадцатом и восемнадцатом веках люди, крещенные в православную веру, продолжали отмечать языческие праздники, исполняли обряды, а в язычестве деревянная резная скульптура присутствовала в обязательном порядке и в большом количестве. Вспомните деревянного Перуна, опрокинутого в реку после Крещения Руси. На Русском Севере еще в XIX веке можно было встретить в лесах деревянных идолов, которых в начале следующего века исследователи культуры и быта даже перенесли в музей. Деревянные языческие идолы исполнялись грубо, что называется, «топорно», а вот резная религиозная деревянная скульптура, появившаяся в православных храмах, отличалась совсем другими качествами, тут особо ценилась характерность персонажей, тождественность их миру людей, тонкость и динамика в исполнении линий и пропорций. Одним словом, церковная деревянная скульптура требовала от резчиков совершенно иного уровня в качестве исполнения святых образов.
Пользуясь достаточно примитивными орудиями труда, резчики уже в 18-м веке достигают необычайного совершенства в изготовлении как отдельных скульптур, так и многофигурных скульптурных композиций, а население, испытывающее тягу к язычеству, охотно посещает храмы, в которых имеются «деревянные боги».
Икона, даже самая красивая и мастерски исполненная, воспринимается молящимися, как плоскостное изображение, выполненное, к тому же, по строгим и сдержанным канонам, практически исключающим трансляцию зрителю характера или действия, присущих деревянной скульптуре.
Объемная резьба по дереву всегда более выгодна в плане своего воздействия на зрителя, ведь она показывает молящимся святых и Ангелов «в натуральную величину», дает возможность представить их с собой рядом, увидеть и рассмотреть небожителей со всех сторон!
К сожалению, законы, принятые Святым Синодом, запрещали использование деревянной скульптуры в церквях и богослужениях, а потому в некоторых храмах скульптуры из дерева и правда, были полностью изведены. Процесс окончательной утраты произошел уже в постреволюционное время, когда помещения церквей приспосабливались под колхозные склады, МТС или рабочие цеха. Уникальные деревянные резные скульптуры, деревянные иконостасы и иконы бесследно исчезли, были просто-напросто уничтожены!
Судьба резной деревянной религиозной скульптуры в советской России гораздо более трагична, чем судьба икон, ведь иконы имелись в каждом доме, спасали их и из храмов в момент их закрытия и разорения, деревянная же резная скульптура оказалась в этот момент никому не нужной: слишком она была громоздкой, рассчитанной для установки в больших помещениях, а потому подавляющее большинство редчайших произведений деревянной старинной скульптуры и резьбы было утрачено навсегда…
Представленный Вашему вниманию, резной Ангелок, вероятнее всего, принадлежит работе мастеров-резчиков Русского Севера. Особая пухлость щек, курносый нос, крупные глаза – все эти черты характерны для резчиков из Вологодских земель, хотя известно, что мастера перемещались на значительные расстояния и работы одного и того же умельца  можно было встретить в храмах, отстоящих друг от друга на тысячи километров!
Деревянная скульптура имеет и Западные корни, ведь именно там следует искать источник этой «барочности» в Ангеле, который был создан в далеком восемнадцатом столетии.
Тщательно вырезанные черты лица Ангела, впоследствии заглаженные и загрунтованные, были окрашены для придания скульптуре из дерева особого духа живоподобия и выразительности, а вот крылья Ангела мастер умышленно вырезал грубовато, без подробностей. Такой простой прием позволял сконцентрировать внимание зрителя на лике, получать транслируемое нужное эмоциональное ощущение – ведь перед Вами грустный Ангел, Ангел сочувствующий.
Фигурка Ангела очень объемна, мастером ей придано движение, динамика полета. Слегка выровненная оборотная сторона служила для крепления деревянного Ангела к стене или деталям резьбы. В подобной скульптуре очень ценится именно динамизм, ведь в воспроизведении волнистых волос деревянного Ангела, в положении расправленных крыльев, в его наклоне от поверхности вертикали, к которой он должен быть привязан всегда возникает удивительное ощущение полета, того, что Ангел вот-вот оторвется и воспарит над Вами, неслышно взмахивая крыльями, охраняя людей от несчастий и творя свое невидимое Добро!
Можно ли обращаться к деревянному Ангелу за помощью, проводя параллель с иконописным ангельским изображением? Да, конечно! Ведь обращались же люди к резной деревянной скульптуре Христа, установленной в храме, молились и молятся сегодня перед  редкими сохранившимися фигурами «Николы Можая» или резными фигурками преподобного Нила Столобенского!
Подобная деревянная резная скульптура малых форм использовалась в оформлении иконостаса и убранства храма, резные Ангелы и Херувимы дополняли и сообщали необычайную живость храмовому интерьерному комплексу, создавали трогательную душевную атмосферу во время богослужений, являлись логическим придатком к скульптурам крупным, ростовым, среди которых мог быть и «Христос в темнице» и «святая Параскева Пятница» и конечно, «святой Николай Можайский».
Сегодня истинные собиратели религиозных святынь прошлых веков разыскивают подобные резные скульптуры, пытаясь в личных коллекциях сконцентрировать разрозненные, но такие великолепные отголоски старинной резной скульптуры.
У Вас сегодня есть возможность стать обладателем очень редкого предмета, бережно сохраненного прежними владельцами на протяжении нескольких столетий.
Мы уверены, что деревянная скульптура Херувима, созданная в XVIII столетии, обязательно обретет своего Хранителя, для которого и станет также Хранителем, только другим – Небесным!
"Ангелы — реальные духовные существа, обладающие личностью, умом, волей и силой. Они принадлежат сверхчувственному миру и свободны от ограничивающих законов нашего физического бытия. Они пребывают вне времени и вне пространства, то видимые, то не видимые человеку. Принадлежа здешнему миру, мы не можем по своему произволению опознать присутствие рядом с нами этих небожителей. Ангелы сотворены Богом и являются Его посланниками, как бы посредниками Творца в осуществлении Его воли относительно мира в целом и каждой человеческой личности в отдельности. Но, кроме того, Ангелы еще и ходатаи за людей пред Богом. «Смотрите, — говорит Слово Божие, — не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18. 10)."
В резной старинной скульптуре можно встретить не только изображения Ангелов, но и фигуры Херувимов. Однако именно Ангелов принято изображать с двумя крыльями, с человеческой головой. При этом голова и лик Ангела символизируют человеческую душу, а крылья – скорость.
Изображение Ангелов в виде деревянных фигурок вовсе не случайно. Дело в том, в перечень возможностей Ангелов (согласно христианским сказаниям) входит возможность как быть невидимыми для физического восприятия, так и способность к материальному проявлению, причем проявлению в физическом человеческом теле.
Сила Ангелов даруется Богом и Он определяет для каждого из Ангелов присущие только ему способности и возможности. Считается также, что количество Ангелов гораздо больше числа людей, живущих на земле.
Скульптурные изображения Ангелов в виде полуфигур с головой ребенка и крыльями принято отождествлять с Ангелами Хранителями, которые имеются у каждого человека и приставляются к человеку при его рождении.
Любая сохранившаяся с дореволюционных времен, резная скульптура  - это прекрасный образец мастерства самобытных резчиков, черпавших свой талант не только в существовавших, перед ними, образцах, но и наблюдавших окружающий мир, старающихся перенести собственные переживания в свои бессмертные творения.
К сожалению, для многих музеев России время для создания крупных коллекций старинной религиозной деревянной скульптуры безнадежно упущено.
Однако отдельные, чудом уцелевшие, антикварные предметы, подобные представленному деревянному Ангелу, еще можно отыскать и создать из них достойную экспозицию, наглядно демонстрирующую мастерство народных резчиков, удивительный и впечатляющий пласт русской культуры!
Мы искренне хотим помочь Вам сделать вклад в создание такой коллекции древностей, ведь каждый такой резной скульптурный образец – редкость, раритет, второго такого уже не найти.
Деревянная резная скульптура Ангела-Херувима станет украшением частного собрания, украсит домашний иконостас или может стать хорошим вложением в храм.
Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна. Подробнее о способах доставки...
 

Перезвоните мне

Пожалуйста, заполните краткую контактную информацию,
и наши сотрудники обязательно свяжутся с Вами.

Имя*

Телефон*

+7

Комментарий