Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Старинная старообрядческая икона «Святой мученик Антипий со святой мученицей Ириной и святым мучеником Кондратом на полях». Икона: дерево, левкас, темпера, фольга, золочение, цировка. Размеры: 27,5х25,8х3,3 см. Икона с документом. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.
Ветка – традиционный духовный и культурный центр старообрядчества с конца XVII – середины XVIII в. Обособленность региона, наличие духовного центра и авторитетного руководителя, своеобразие среды живших за границей, а затем на окраинах Российского государства, преемственность в передаче из поколения в поколение иконописного мастерства, вплоть до XX в., наличие излюбленных изводов иконографии, характерных стилистических признаков и приемов в технике темперной живописи характеризуют Ветку как крупный иконописный центр, где сохранились традиции православного иконописания. Из письменных источников известно о существовании и монастырских, и слободских мастеров и мастерских, и местных сельских иконописцев, работающих в народных традициях. Иконописание в Ветке было хорошо налажено и снабжало весь старообрядческий поповского согласия мир иконами. На ветковские иконы ориентировались иконописцы других центров поповского согласия на Дону и Волге, в Молдавии и Буковине, на Урале. Таким образом, ветковские иконы отличались как художественно — стилистическим, так и технико-технологическим своеобразием.
Жизнь в пределах Малороссии наложила отпечаток на вкусы ветковцев, иконы которых отличаются повышенной декоративностью, обилием орнаментов растительного характера, различных техник и приемов, применявшихся на Западе и Руси еще в XI – XIII вв. одновременно и затем широко бытовавших в России с XVII в., что не связывалось уже с Западом, а стало традицией. Так создавался образ духовного горения, огненного свечения. Декоративность в цвете, свете и рисунке отражает вкусы и идеологию ветковцев, свидетельствуя о преемственности от мастеров Оружейной палаты, Ярославля и Костромы. Влияние костромичей и царских мастеров сказалось на орнаментальности Ветковских икон.
На нашей иконе — пострадавшие за веру, мученики и проповедники: Святой мученик Антипий жил в конце 3 – начале 4 веков, во времена римского императора Диоклетиана, «царя современника святыхъ апостоловъ», упоминается в «Откровении святого Иоанна Богослова» — «и не отрекаясь от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель мой Антипа». По житию, которое вошло во вторую половину печатного Пролога, изданного Московским печатным двором в 1643 году, Антипий был поставлен архиереем в церкви города Пергама, расположенного на северо-западе Малой Азии. Он прославился проповедями, после которых многие жители города обращались в христианство. Претерпел мученическую казнь и был похоронен в церкви Пергмаской. По преданию, от мощей святого истощался мир и непрестанно совершались чудеса. За мученическую кончину Антипию была дарована благодать целить верующих от всех болезней, а в особенности – от болезни зубной. Мученики Ирина и Кондрат также прославились своей активной проповеднической деятельностью и искренней любовью к вере истинной, христовой. Таким образом, на нашей иконе они выступают как зримое отражение настроение старообрядцев и их представлений о жизни достойной и праведной.
В нашей иконе присутствуют характерные именно для ветковской иконописи черты: опушь на полях (граница земной и небесной тверди), написанная красной и синей краской; и рамка, отделяющая средник (область вечности) от полей (небесной тверди),- писанная красной и тонкой белильной линией (цвета горнего мира), и скользящие по форме, каплевидные белильные оживки, и пылающий золотой фон, и открытые, чистые, локальные цвета. Особенно выразителен лик, окаймленный, как облаком, седыми волосами; так же приковывают к себе внимание тяжелые одежды из драгоценных тканей и обложка Евангелия, с мастерски переданной фактурой материала.
В целом, икона написана на хорошем профессиональном уровне, все детали тщательно проработаны, композиция выстроена, цвета выверены и сгармонированны.Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет большой антикварный и коллекционный интерес, может представлять интерес для музейного собрания.