Старинная икона Иоанна Предтечи из старообрядческого малого Деисусного чина. Россия, Поволжье середина XIX века.


Частная коллекция
Артикул: ar6454
Распечатать

Сопроводительная документация

Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА

Старинная икона Иоанн Креститель из старообрядческого Деисусного Чина. Цена указана за ВЕСЬ ДЕИСУСНЫХ ТРИПТИХ, СОСТОЯЩИЙ ИЗ ТРЕХ ИКОН (показано на дополнительной фотографии). Икона: дерево, ковчег, левкас, темпера, фольга, золочение.  Размеры:  53,6х43,7 см. Икона с документом. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО.
Перед  нами так называемый «малый деисусный чин» - композиция «моления» или «прошения», в которой Богоматерь и Иоанн Предтеча предстоят в молении ко Христу о спасении, за весь род людской. 
Особенно показательно включение в эту композицию образа  Иоанна Предтечи – дело в том, что Церковь славит его непосредственно после Богоматери; почитает не только его кончину, но и зачатие и рождество, а также празднует Собор Святого Иоанна Предтечи. То есть, церковь ставит их вместе, представляя обоих в таинственной связи и непосредственной близости ко Христу Спасителю – «Якоже средством естественным и молитвенным  согласием, едино вы суще, мати всех царя и божественный предтеча, молитву сотворите вкупе». 
Богоматерь и Иоанн Предтеча в композиции «деисуса» предстоят Прославленному Христу, Царю и Первосвященнику, Великому Архиерею, и молят его о человеческом роде. И это же изображение Церковь относит к небесному прославлению Предтечи – то есть, к откровению в небесной славе того, кто всего себя, всю свою суть посвящает другому, грядущему, себя самоотвергающему.  Ведь  именно Иоанн произносит известные слова: «Идет за мною Сильнейший меня, у которого я недостоин наклонившись развязать ремень обуви его».
Кроме того, в этой композиции важен еще один смысловой аспект: Богоматерь родила Спасителя мира в человеческом образе на земле, а Иоанн крестил его для жизни духовной, небесной и вечной. Таким образом, место Иоанна Крестителя рядом со Христом соотносится месту Богоматери одесную Спасителя.
В нашей композиции они предстоят в молитвенном молчании и почтении к центральному образу – об этом говорят характерные развороты фигур, символические жесты и взгляды.
Художественный строй комплекса, во многом, основывается на преобладании подчеркнуто геометризированного прихотливого линейного рисунка – именно контурная линия, жесткая, всегда уверенная, приковывает к себе внимание зрителя, бесконечно повторяясь – сначала в цветных опушах и разгранках полей, лузги, центрального поля, в «описях» медальонов и табличек, затем переходя в нимбы, рисунок складок одежд, свитков и страниц книги. Круглящимся телесным формам – голов, локтей, кистей рук находят свое «отражение» в ниспадающих складках одежд и в подчеркнуто геометризированном распределении «светов» на «личном» (особенно это заметно на изображении ладоней рук и ликах).
Каждый из фрагментов изображения исполнен динамикой движения света – как зримого отражения внутренней духовной энергии персонажей. Ее колорит одновременно содержит в себе и знаменитую цветовую триаду еще рублевского времени: алый как цвет молитвенного горения, рвения; сине-голубой – небесный; зеленый – цвет надежды на будущее спасение, и воспоминания о мажорных, ликующих красках традиционного народного искусства, о расписных «небесах» деревянных церквей Русского Севера, об их тябловых иконостасах. Кроме того, в охристых, зеленоватых и белесых голубоватых оттенках икон содержатся воспоминания о природном колорите Средней и равнинной России.
Выразительный, живой взгляд, символические «говорящие» жесты, «деревянистый рельеф» ликов призваны наглядно передать осененность происходящего божественным Светом. Идее передачи неземной духовности подчинены использованные здесь необычные приемы: преувеличение пропорций отдельных частей тела (как, например, указующий на жертвенную чашу перст Иоанна), характерное изображение краев одежд, напоминающее языки пламени.
Стилистически наш иконный комплекс принадлежит к еще несколько архаизирующей традиции 18 — 19 веков и сочетает в себе два начала — собственно иконописное (станковое) и характерные черты искусства храмовой декорации, церковных стенных росписей, особенно ярко проступившие в жесткой графичности контуров и линий; акцентах, поставленных на условном белильном изображении складок одежд, ярком контрастном противопоставлении пылающего алого и небесных «цветов» - голубого и синего, отсутствии излишней детализации и дробности. 
Яркий образец русской иконы так называемого «синодального периода»; они, безусловно, обладают самостоятельной эстетической ценностью и в то же время, несут определенную смысловую, философскую нагрузку.
Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, представляет антикварный и коллекционный интерес, может представлять интерес для музейного собрания.

Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна. Подробнее о способах доставки...
 

Перезвоните мне

Пожалуйста, заполните краткую контактную информацию,
и наши сотрудники обязательно свяжутся с Вами.

Имя*

Телефон*

+7

Комментарий