Старинная деревянная Тихвинская икона Божьей Матери «Тихвинская икона Богородицы» из коллекции М.В. Сурова. Россия, XIX век.


Частная коллекция
Артикул : ar7574
Доставка: СДЭК или Почта РФ
Самовывоз: нет
Распечатать

Сопроводительная документация

Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА

Старинная Тихвинская икона Пресвятой Богородицы из собрания М.В. Сурова. Россия XIX век. Краткое техническое описание. Размер: 28,8х23,5х2,2 см. Деревянная доска, прочная, без жучка, идеально ровная. Две врезные торцевые шпонки (полностью сохранились).  Яркая и самобытная народная живопись в смешанной технике по левкасу.  Источник информации: М.В. Суров «Народная икона Вологодчины из личного собрания Михаила Сурова», страница 103.
Внимание! Каждому Покупателю старинных икон из коллекции М.В. Сурова – книга «Народная икона Вологодчины. Из собрания Михаила Сурова» - в подарок!
Иконе Тихвинской Божией Матери молятся об исцелении бесноватых, об излечении и исцелении слепоты. Молитва Богородице Тихвинской   помогает при болезнях детских, при расслаблении суставов, просят перед святым образом исцеления от паралича, падучей болезни. Просят перед иконой и о защите государства Российского от нашествия иноплеменного. Праздник Тихвинской иконы отмечается 26 июня по новому стилю.


Первая книга великого собирателя старины, Михаила Васильевича Сурова «Вологодчина: Невостребованная Древность» вышла в свет в 2001 году и на сегодняшний день является настоящей библиографической редкостью. В ней автор с огромным энтузиазмом начинает рассказ о народном быте, о предметах, которые окружали людей в прошлые века, причем главное, что подчеркивает Михаил Васильевич, это то, что все эти светцы, люльки, замки и ключи, поставцы, шкафы, скобкари, прялки, сарафаны, кокошники, колокольчики, скатерти и полотенца были сделаны самими селянами, мастерами и мастерицами. Но красной нитью проходит мысль, доносимая нам в словах Михаила Сурова о том, что народ не просто делал все эти предметы, но и старался украсить их – где резьбой, где красками, где замысловатым изгибом, дабы сделать их эксклюзивными, отличающимися, как сейчас бы сказали, своим, оригинальным и неповторимым дизайном!
Но уже во второй книге цикла «Вологодчина: Неизведанная Давность» (2002 год) увлеченный коллекционер, каким всю жизнь был Михаил Васильевич, обращается к религиозным предметам, рассказывая о старообрядческой медной пластике, центров производства которой было так много в родном для него, краю – на Русском Севере.
Истинная же привязанность и любовь Сурова раскрывается в двух последующих книгах, ставших, без сомнения, самыми почитаемыми в среде собирателей древностей и главное – в среде коллекционеров русской иконы.
Если в книге «Вологодчина: Неиссякаемая Дивность», вышедшей, кстати, в 2003-м году, Михаил Васильевич отводит значительную часть иллюстрациям и описаниям икон «серьезных», принадлежавших кисти великих мастеров и именитых школ, то заключительная, четвертая книга посвящена исключительно иконе простой, а выражаясь словами автора – народной иконе!
Не зря мастер коллекционирования, человек широких взглядов и огромной души, Михаил Васильевич Суров отвел именно народной иконе целую прекрасно иллюстрированную, книгу: здесь, среди этих неказистых, на первый взгляд, но чрезвычайно талантливых иконных досок и раскрылся полностью его провидческий дар, его удивительная творческая, думающая натура!
Раскроем же книгу на странице 103, чтобы увидеть именно ту икону, которая сейчас предстала перед Вами!
Образ Тихвинской Пресвятой Богородицы – почитаем, как чудотворный, но нельзя сказать, что он часто встречается среди старинных икон. Редкая по изводу и исполнению, старинная икона Тихвинская (под которой всегда понимается исключительно икона Тихвинской Богоматери), написана в 19-м столетии и принадлежит кисти народного умельца, выходца из крестьянской среды.
Днем в поле, а вечером, засветив лучину, простой мужик становился воплотителем Божественных сюжетов, которые он рисовал часто по памяти, пользуясь при этом ограниченным набором красочных средств.
Чтобы создать икону, он часто совершенствовал и оттачивал свое искусство на бытовых предметах, украшая росписью и детскую люльку-зыбку и женину прялку. Расписывал дверки на собственноручно сколоченном шкафчике, или стремился украсить цветочным орнаментом окованный железными полосами, сундук.
Но всегда настоящему мастеру хотелось совершенствоваться, показать предельно возможное умение, выплеснуть душевное состояние свое, отразить в творчестве мысли, надежды, печали. И только икона, написанная долгими вечерами, могла стать для него таким предметом, где все его умения реализовывались предельно и целенаправленно!
В книге приведено множество икон и каждая из них имеет свое особенное свойство, свое родство, место происхождения. Одни из икон определены Суровым с предельной подробностью, но многим из народных икон пока нельзя указать территориальную привязку, однако все они бытовали в крестьянской среде на территории Вологодчины и в округе, на Русском Севере, в местах, которые за годы поисковой экспедиционной деятельности Михаил Васильевич исколесил и изучил очень хорошо.
«Остается неразрешимой очень важная задача для любого исследователя», - пишет Суров на странице 103, - «выявить происхождение по возможности большего количества народных икон, как, в общем, вычленив местные от привозных, так и углубленно – установить, по возможности, конкретное число, время и авторство написания отдельных наивных произведений».
Икона Тихвинская Божья Матерь поражает своим колористическим решением: небесный фон, яркая охра полей, красная обводка иконы и карминовые одежды Богородицы, на которых алые одежды Богомладенца смотрятся контрастно, строгим цветовым пятном.
Четкость в постановке фигур, удивительная пластика ликов, соответствие рисунка нормам иконографии и вообще, общая пропорциональность выдают в иконописце настоящего мастера своего дела, а ведь речь то идет «всего лишь» о крестьянской иконе!
Сегодня интерес к народной живописи вырос многократно и во многом это заслуга Михаила Васильевича, утвердившего положение народной иконы в среде собирателей, на антикварном рынке.
Ревнители канонов сегодня все охотнее «связываются» с народной иконой, проходят выставки народных икон из частных коллекций и даже из музейных собраний!
Народная икона – есть то крестьянское творчество, которое, не придерживаясь церковных канонов (в силу разнообразных причин), сумело найти себя, расшириться, закрепиться и стать востребованным еще тогда, в XIX веке, сегодня шедевры, вышедшие из деревенских изб, становятся востребованными и желанными даже в самых изысканных коллекциях.
Икона Богородица Тихвинская народного письма не зря была помещена Суровым в книгу: среди множества спасенных иконописных объектов он отобрал, безусловно, самые лучшие, самые выразительные образы и на их основе создал свою монографию, дабы посвятить в свое искреннее увлечение тысячи увлеченных поклонников!
Сегодня мы предлагаем Вам купить старинную икону с провенансом, с подтвержденной историей, коей является книга, прилагаемая к иконе бесплатно. Антиквариат всегда был и останется в цене, поэтому подобную коллекционную икону можно рассматривать, как надежную инвестицию в будущее.
Мы искренне верим, что народная икона Пресвятая Богородица Тихвинская обретет своего доброго хранителя, который сможет не просто сохранить этот образ, но и передаст его подрастающему поколению!

Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна. Подробнее о способах доставки...