Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50
Москва, Гоголевский б-р 8c2

   
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная московская икона с образом Святого Василия Блаженного и Святой мученицы Анисии Солунской. Россия, Москва 1860-1870 гг.   Старинная московская икона с образом Святого Василия Блаженного и Святой мученицы Анисии Солунской. Россия, Москва 1860-1870 гг.
 
Старинная московская икона с образом Святого Василия Блаженного и Святой мученицы Анисии Солунской. Россия, Москва 1860-1870 гг.   Старинная московская икона с образом Святого Василия Блаженного и Святой мученицы Анисии Солунской. Россия, Москва 1860-1870 гг.
 
Старинная московская икона с образом Святого Василия Блаженного и Святой мученицы Анисии Солунской. Россия, Москва 1860-1870 гг.   Старинная московская икона с образом Святого Василия Блаженного и Святой мученицы Анисии Солунской. Россия, Москва 1860-1870 гг.
 

Старинная московская икона с образом Святого Василия Блаженного и Святой мученицы Анисии Солунской. Россия, Москва 1860-1870 гг.

AR8355

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная намоленная заказная икона с образом Святого Василия Блаженного Чудотворца и Святой Мученицы Анисии Солунской была написана в середине 19 века в иконописных мастерских Москвы. Интересной особенностью данной иконы является то, что Святой Василий и Святая Анисья изображены на фоне крепостных башен и стен очень напоминающих архитектуру Московского Кремля. Икона выполнена по канону с соблюдением всех правил православного иконописания, написана на доске - размер иконы: 22,3х18х2,4 см. Икона в очень хорошем коллекционном состоянии, произведена профессиональная расчистка от потемневшей и грязной олифы, закреплена авторская живопись, икона покрыта новым защитным составом и помещена в новый современный киот, выполненный из массива ясеня. Все эти факторы позволят иконе без каких либо вмешательств прожить следующие сто лет и являться хранительницей и защитницей вашего семейного очага. Размер киота: 32х27,5х7 см

Икона с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом Министерства культуры РФ. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Он жил на улице и разговаривал с небесами. Он умел управлять стихиями и видеть грядущее. Но он так и не смог спасти душу русского самодержца, считавшего его своим близким другом. Василий Блаженный не был ни высокопоставленным вельможей ни высокопоставленным церковным иерархом. Но к его пророчествам прислушивались монархи, а его молитва предотвращала стихийное бедствие и изгоняло прочь нечистую силу. Имя самого знаменитого московского юродивого, увековеченного одного из прекраснейших храмов и сегодня хранит Россия. В чём помогает, и о чем молиться подле иконы Василия Блаженного? Святому Василию Блаженному молятся о том, чтобы смиренно переносить тяготы судьбы – нужду, насмешки или гонения. Обращаются к нему и для того, чтобы избавиться от алкогольной зависимости и найти в себе силы оборотиться к благочестивому пути. Молитва Василию Блаженному помогает укрепиться в вере. Его также просят об излечении недугов, о сохранении дома от пожаров или неприятелей. На Руси святую называют Анисьей-желудочницей, покровительницей домашнего скота и птицы, которой было принято молиться о сохранении и преумножении хозяйства и семейного благополучия.

Святая  Анисья помогала от болезней желудка, если верить и молиться на её. Имя Анисия, как и многие другие имена на Руси, пришло из Древней Греции и переводится как благотворная или, согласно другим источникам, исполнительная, совершенная. Уменьшительными формами этого имени являются: Анисьюшка, Аниса, Аня, Ниса, Оня. Анисия — церковное имя. Святой покровительницей девочек с таким именем является святая мученица Анисия-дева. Именины приходятся на 12 января. В этот день, по поверьям, на Анисию-желудочницу варят желудки свиней и режут гусей. И по требухе, печени и селезенке гадают, какая будет зима. День празднования 12 января по новому стилю.



Житие Василия Блаженного
Само рождение Василия Блаженного было отмечено Богом – он появился на свет буквально на паперти Елоховского Собора в Подмосковье. Его родителями были простые люди. Как только их сын подрос, они отдали мальчика в подмастерья к сапожнику. Именно учитель и стал первым свидетелем богоизбранности Василия.
Однажды в лавку к сапожнику пришёл купец и попросил сшить ему крепкие сапоги, которые нельзя было бы износить за целый год. Обливаясь горькими слезами, Василий пообещал, что сделает ему сапоги, которых тот никогда не износит. Когда купец ушёл, мастер-сапожник спросил юношу, отчего тот в слезах. На что блаженный поведал ему, что купец в скором времени умрёт, а потому и не успеет сносить своей обуви. Самым поразительным образом пророчество это сбылось через несколько дней.
Когда Василию исполнилось 16 лет, он пришёл в Москву, где всю оставшуюся жизнь смиренно стяжал подвиг юродства. И зимой, и летом блаженный ходил босым и нагим (что отражено на иконах святого). Он удивлял окружающих людей неожиданными поступками – то переворачивал чан с квасом, то рассыпал калачи. А чуть позже выяснялось, что всё это было несъедобным – квас прокисшим, а калачи непропеченными.
По Москве быстро распространилась слава о прозорливом юродивом, народ начал почитать его. Однажды даже к Василию пришёл богатый купец, задумавший устроить храм на Покровке. Но со строительством у него никак не ладилось – каждая новая постройка рушилась. И так произошло три раза подряд! Отчаявшись мужчина обратился к Василию за советом о том, что мешает ему достроить храм. И блаженный направил купца в Киев к убогому Иоанну.
Когда купец прибыл в Киев и отыскал Иоанна, он увидел перед собой безумца – мужчина сидел и, не останавливаясь, качал пустую люльку. На вопрос купца о том, что он делает, Иоанн отвечал: «Родимую матушку качаю, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». И тогда купец осознал, почему храм не желал строиться – свою собственную мать во время ссоры он выгнал из дома и долго с ней не общался. Воротившись в Москву, мужчина слёзно испросил прощения у матери, возвратил её домой, а потом благополучно достроил храм.
Не имея сам ничего, Василий Блаженный, тем не менее, стремился помогать тем, кто действительно нуждался в помощи. Он не смотрел на одежды страждущего – богатые они были или бедные – но чувствовал нужду. Так однажды он помог знатному вельможе, которого обокрали в столице. Тот три дня просидел голодным, но испросить помощи не решался. Сам Василий всегда говорил, что более всего надо помогать тем, что не осмеливается сам попросить помощи, но при этом испытывает голод или иные лишения.
Василий всегда открыто порицал людей за их недобрые помысли, невзирая на происхождение и благосостояние человека. Однажды он даже упрекнул Иоанна Грозного за то, что во время молитвы тот был занят мирскими мыслями. А в другой раз юродивый обличал людей, которые подавали милостыню не из сопереживания к беднякам, а ради того, чтобы приглядно казаться перед Богом.
За жизнь праведную Василий Блаженный был удостоен дара предвидения. Так, в 1547 году он рассказал о пожаре, который действительно вскоре обрушился на Москву. Считается, что юродивый мог видеть Силы Бесплотные: проходя мимо особняков, где народ предавался весёлому пьянству, Василий припадал к стенам и начинал плакать. Объяснял он это тем, что «Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».
Свой земной путь Василий Блаженный окончил 2 августа 1557 года. Захоронили святого подле Троицкой Церкви и пристроенного рядом с ней Покровского собора. Сегодня эта обитель является «визитной карточкой» России и более известная под именем «Собор Василия Блаженного». Сохранившиеся вериги святого бережно хранятся в Московской духовной академии.

Мученица Анисия Солунская
В царствование нечестивого императора Максимиана жила в славном городе Солуни одна отроковица, по имени Анисия, дочь богатых христианских родителей, воспитывавших ее в страхе Божием, так что добродетелями она возрастала скорее, нежели летами, ибо родители вскармливали ее более истинами веры и благочестия, нежели молоком. Когда миновали ее младенческие годы и Анисия выросла прекрасною отроковицею, родители тщательно обучили ее всей книжной премудрости. Одаренная разумом Анисия быстро и легко усвоила всё и являла на деле достойные плоды учения. Исполненная Духа Божия, она обладала воистину ангельским нравом, лицо же ее светилось несравненной красотой. В это время она редко выходила из дому и, скрывая в горнице свою юную красоту, часто с прискорбием говорила себе:
– О обманчивая жизнь юности, погубляющая одних и погубляемая другими! Хороша старость, но, увы мне! Скорбью исполняет меня долгота времени, ибо долгие годы придется дожидаться ее, долгие годы отделяют меня от неба!
И Анисия никогда не переставала призывать на помощь Христа, преклоняя колена и проливая на землю обильные слёзы. Когда родители ее отошли ко Господу и она сделалась наследницей отцовского имущества, то стала размышлять, что бы ей сделать со своим богатством. Ибо родителями ее были собраны великие сокровища серебра и золота, обширные имения, громадные стада, бесчисленное множество рабов и рабынь, многоценные шелковые и златотканные одежды, золотая утварь, украшенная жемчугом и драгоценными камнями и сияющая великолепием. Увидев всё это, святая Анисия сказала:
– Как спастись посреди стольких богатств земных? Как наступить на главу древнего змия-диавола и преодолеть его силу? Но я знаю, что сделать: я употреблю против змия змеиную же хитрость. Как сам он ежегодно обновляется, совлекая с себя свою ветхую кожу, так и я избавлюсь от своих богатств. Ибо они наносят сильный вред употребляющим их во зло и поражают неисцелимым ядом всех собирающих их, скупых же и немилостивых связывают своими оковами и сетями. Обладания поместьями приучает к гневу и накопляет богатства обманом и неправедной мерой, многоценные одежды научают тщеславной поступи и вовлекают в грех; золотые цепи и ожерелья заставляют горделиво поднимать голову, ибо желают, чтобы люди их видели и восхваляли. Вот как я с ними поступлю: буду их естественною госпожою, прежде чем они получат неестественное господство надо мною. Стану воистину госпожою их и расточу их во благо, уклоняясь вместе с тем и от порождаемых ими искушений. Я найду для них крепкую охрану: вложу их, как в сокровищницу, в дома вдовиц, сирот и нищих. И верен поручитель мой, Господь, Который воздаст мне не вдвойне только, но сторицею и соделает меня участницей вечной жизни. Раздам всё, чтобы всё получить в целости, умноженное во сто крат, и, раздавши, возьму крест Христов. Ибо тогда мне легко будет последовать Христу, оставив на земле земное, чтобы пожить с Ангелами на небесах. Лучше избежать жизни пагубной и нечистой и возжелать жизни непреходящей и подвигов духовных. Переменю временное на вечное: почту нетленный брак, пребуду в целомудрии и сохраню для Создателя чистым свое тело. Ныне надобно творить куплю, пока есть торжище. Гонения и преследования пусть исходатайствуют мне награду на небесах. Мучители и муки пусть откроют мне доступ к райским утехам, раны же и темница пусть введут меня в чертог Христов; ибо не одни только мужи получают воздаяния, но и жены сподобляются венцов.
Так говорила она в себе и молилась со слезами:
– Господи, Иисусе Христе! Свет мой! Источник бессмертия! Корень нетления, неизреченно зачатый в девственной утробе, и по рождестве сохранивший нетленной Пречистую Твою Матерь! Благой Господи, соделай, чтобы и я вошла в лик девственниц и не была отлучена от чертога Твоего! Включи меня в число мудрых дев (Мф.25:1–12) и сподоби встретить Тебя с неугасимым светильником, да буду причастницей славы Твоей, непорочно совершивши свой подвиг!
Помолившись так, святая Анисия тотчас же продала всё свое имущество и притом не по той цене, какую оно стоило, и не так, как бывает обыкновенно при рыночных продажах и куплях. Ибо она говорила покупщику:
– Знай, что продаваемые вещи принадлежат нищим и убогим. Поэтому назначь справедливую цену, чтобы получить вместе также и некое воздаяние, ибо праведен Господь и любит правду и воздает по правде.
Когда было продано всё имущество, она стала раздавать вырученные деньги нищим и страждущим в заключении. Входя сама во все темницы, святая не только подавала всё нужное, но и служила собственноручно узникам, в особенности тем, которые после многих мучений и ран не могли послужить себе сами. Таковых она лечила, помазуя мазями и перевязывая их раны, утешала скорбевших, посещала лежавших на одре болезни и помогала им от своих богатств; обходила площади и улицы и щедрою рукою подавала обильную помощь всем нищим и больным, лежащим на гноище, каких только находила. При этом она говорила себе:
– Не буду я искать утех и наслаждений в богатствах, которые в день суда не сравняются даже с каплей воды.
Когда же Анисия истратила всё до последней монеты, ничего не оставив для себя, то она затворилась в некоей горнице и собственноручным трудом стала добывать необходимую для тела пищу, в поте лица своего вкушая хлеб свой, следуя словам Апостола: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Сол.3:10), ибо христианам подобает питаться от труда рук своих. Подвизаясь в молитвах и посте, Анисия жила подобно бесплотной. Привыкнув к подвигам и суровой жизни, она дни проводила в трудах и чтении божественных книг, а ночи в псалмопении и молитвах. Ложем ей служила земля, вместо мягкой постели у нее была единственная тростниковая подстилка, вместо тёплых одеял – худые рубища; спала она очень мало, ибо говорила себе:
– Небезопасно мне спать, когда враг мой бодрствует.
При этом святая проливала обильные слёзы и воздыхания ее были многочисленнее слов, исходивших из ее уст. В такой степени объята была она Божественной любовью, что когда преклоняла колена на молитву, то ей казалось, что она припадает к ногам Спасителя и лобызает их, и волосами своими отирает прах с ног Господних. Эта мысль порождала в ней источники слёз, подобно тому, как некогда плакала та, которая слезами омыла ноги Владыки и власами главы своей отерла их (Лк.7:36–50); и было у нее непрестанное желания освободиться от уз тела и жить со Христом. И она, молясь, ударяла себя в грудь и говорила:
– Всемогущий Господи, Боже, Отче Единородного Сына Твоего Иисуса Христа, Господа и Бога и Спасителя нашего, седящий на престоле славы Твоей! Ты, Которому служат тысячи тысяч Архангелов и Которому предстоят тьмы тем повинующихся повелению Его престолов, господств, начал и властей, которого хвалят херувимы и непрестанно славословят серафимы, вопия трисвятую песнь! Ты, погрузивший в адские бездны возмутившихся против Тебя духов и связавший нерушимыми оковами лишившегося Твоей благодати змия, низвергший престол его на землю, лишивший его небесного служения, и блаженной жизни и позором креста поправший его гордыню! Ты, пославший нам из непорочных недр Твоих Бога Слова, предвечного Спасителя душ наших, рожденного от Духа Свята и Марии Девы и Им взыскавший погибшее, утвердивший немощное, и исцеливший сокрушенное! Тебя призываю всем сердцем моим, смиренная и грешная раба Твоя. Ты, ведающий помышления каждого человека, возжегший в сердце моем горячую любовь к Тебе, прийди и спаси меня, недостойную рабу Твою, ибо Тебя желаю, Тебя ищу и к Тебе прилепляюсь всей крепостью моею. Господи Боже Сын, приими молитву мою, приносимую Тебе сердцем сокрушенным и духом смиренным. Не презри меня, о Иисусе Христе, за которую был Ты пригвожден ко кресту, ударяем по ланитам, и за которую испил желчь с уксусом, вкусил горькую смерть, в третий же день воскрес из мертвых и вознесся на небеса и седишь одесную Отца: не посрами меня и не отринь меня из числа рабынь Твоих, но сподоби меня христианской кончины, по образу святого креста Твоего! Соделай меня участницей страданий Твоих, да буду достойна явиться пред лицо Твое. Соблюди меня верной Тебе! «Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь» (Пс.118:120), «Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем» (Пс.118:37), но «открой очи мои», молю Тебя, «и увижу чудеса закона Твоего» (Пс.118:18). Пс.118:37 – . Тебе предана я от чрева матери моей, Ты Господь мой! «ибо отец мой и мать моя оставили меня» (Пс.26:10). Ты же, Господи, воспринял меня. Правыми соделай пути мои, да не исполнится стыда раба Твоя, но «покажи на мне знамение во благо» (Пс.85:17) и исполни прошения мое, ибо «Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя» (Пс.37:10). И снова молюсь Тебе, Боже Отче, помоги мне, да не обрящется греха на мне, рабе Твоей; ибо Тебе приношу себя в жертву. Прими же меня, как всесожжения овец и тельцов, и как тьмы тучных агнцев, да будет жертва моя пред Тобою. И сподоби меня последовать Агнцу Твоему непорочному, Иисусу Христу, с Которым да будет Тебе, со Святым Духом, слава, честь и сила во веки веков, аминь.
Помолившись так, святая Анисия встала и осенила себя крестным знамением. Всё сие видел лукавый враг рода человеческого и не мог вынести ее ангельской и небесной жизни. Он узрел ее уже пребывающей духом на небесах и всем сердцем желающей пострадать за Христа, и скрежетал зубами своими на нее и покушался поколебать и опрокинуть ее горницу: но, видя ее повсюду огражденной крестным знамением, он отбегал, как бы гонимый невидимыми ударами. Однако иногда ему удавалось внушить святой леность и уныние, но она немедленно сокрушала его коварство, ограждаясь, как стеной, непрестанной молитвой. И враг истины скорбел и говорил себе:
– Увы мне окаянному! Ангелов совлек я за собою с небес, многих сильных покорил я, а ныне юноши и отроковицы смеются надо мною. Они любят смерть больше жизни и увенчанные ею текут к небесам и оставляют мне мир сей пустым. Утешала меня кровь убиваемых мучеников, но их вера и подвиги и проповедь их изменили целые города и народы. Храмы мои разрушаются, прорицалища умолкают, жертвенники ниспровергаются, жрецы, веселившиеся раньше, приходят в уныние. На погибель мою, всюду водружается крест и царство мое приходит в упадок, ибо радостные в муках страшны в гробах: они жгут меня, бьют и прогоняют отовсюду; а то, что было мною изобретено против них, обратилось на еще горшую беду мою. Но я знаю, что сделать с ними: я нашел одну новую хитрость.
И тотчас же враг выдумывает следующее: желая похоронить в пыли забвения славу святых мучеников, дабы не помнили о них последующие поколения, сделать безвестными их подвиги и лишить описания, завистник устроил так, чтобы христиане избивались повсюду без суда и испытания, уже не царями и военачальниками, но самыми простыми и последними людьми. Всезлобный враг не разумел, что Бог требует не слов, а только доброго произволения.
Погубив великое множество христиан, Максимиан, по диавольскому наущению, притворился как бы изнемогшим. Вдоволь насытившись кровью неповинных, он уподобился кровожадному зверю, который, когда уже пресытится мясом и более не хочет есть, то кажется как бы кротким и пренебрегает мимо ходящими животными, так и этот нечестивый мучитель, получив отвращения к убийству, притворился кротким. Он говорил:
– Недостойны христиане того, чтобы их умерщвлять перед царскими очами. Какая нужда испытывать и судить их и записывать их слова и деяния? Ибо эти записи будут читаться и передаваться из рода в род теми, кои исповедуют ту же христианскую веру и память их будет праздноваться затем во веки. Почему же мне не повелеть, чтобы их закалали, как животных, без допроса и записей, так чтобы и смерть их была безвестной и память о них заглохла в молчании?
Приняв такое решение, нечестивый царь тотчас же издал повсюду повеление, чтобы всякий желающий мог убивать христиан без боязни, не опасаясь ни суда, ни казни за убийство. И стали избивать христиан без числа ежедневно и во всех странах и городах и селах, на площадях и дорогах. Всякий встречавший верующего, как только узнавал, что он христианин, тотчас же не говоря ни слова ударял его чем-либо, или пронзал ножом и разрубал мечом или другим каким-либо случившимся орудием, камнем или палкой и убивал, как зверя, так что исполнились слова Писания: «Но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание» (Пс.43:23).
В это жестокое для христиан время, святая Анисия, горящая в сердце желанием умереть за Христа вышла однажды из своей горницы, побуждаемая духом, и намеревалась идти ко храму Господню. Входя в так называемые Касантриотийские ворота она услышала шум в народе. Нечестивые праздновали в этот день праздник солнца и приносили свои нечистые жертвы. И вот, один из царских воинов, шедший навстречу, увидев прекрасную деву, святую Анисию, остановил ее, наущаемый самим диаволом, и сказал:
– Остановись, девица, и скажи мне, куда ты идешь?
Видя его бесстыдство и дерзость и полагая, что это вражие искушение, она на глазах его оградила себя крестным знамением. Но воин не устыдился целомудренного молчания девы, а почитая его за бесчестие для себя и выражениея презрения, подобно зверю схватил ее, как волк хватает овцу, ибо воистину он был лютее зверя и грозным голосом спросил ее: кто она и откуда идет? Желая освободиться от его рук и дерзких, устремленных на нее взглядов, агница Христова попыталась избавиться от него кротким ответом и сказала:
– Я – раба Христова и иду в церковь.
Но бесстыдный воин, побуждаемый бывшим в нем бесом, возразил ей:
– Не пущу тебя, но поведу тебя в то место, где приносят жертвы богам нашим, ибо сегодня мы почитаем празднеством солнце.
Говоря это, он пытался насильно снять покров, бывший на голове ее, желая совершенно открыть ее лицо, но она мужественно сопротивлялась ему и не позволяла открыть себе главу, но плюнула ему в лицо и произнесла:
– Да запретит тебе, диавол, Господь мой Иисус Христос!
Тогда воин. не вынося имени Христова, обнажил бывший при нем меч, и, ударив ее в бок, пронзил насквозь.
Святая дева упала на землю и вместе с излившеюся кровью предала свою святую душу в руки Христа Бога своего, Которого любила и умереть за Которого усердно желала во все дни своей жизни. Видевшие это прохожие обступили ее уже мёртвую и лежавшую в крови, и одни оплакивали ее юные лета и жестокую кончину, другие же роптали на безбожного царя, издавшего такой суровый закон, чтобы губить невинных людей. Некоторые из верующих взяли ее честные мощи и, с честью убрав их, погребли в двух верстах от врат Касантриотийских, с левой стороны от народного пути. Произошло это в те времена, когда на земле владычествовал Максимиан, над верующими же царствовал в бесконечные веки Господь наш Иисус Христос, Которому со Отцом и Святым Духом честь и слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Впоследствии над местом погребения Анисии в городе Салоники был выстроен молитвенный дом, теперь здесь находится Храм святого Димитрия Солунского, в котором хранятся мощи святой мученицы Анастасии Солунской.

Молитва Святому Василию Блаженному.
О, великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, преблаженне Василие! Услыши ны, многогрешныя (имена), ныне вопиющия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающия днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим, и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов и безгрешно прейти, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получить со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Тропарь мученицы Анисии (глас 4)
Агница Твоя, Иисусе, Анисия,
зовет велиим гласом:
Тебе, Женише мой, люблю,
и Тебе ищущи страдальчествую
и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему,
и стражду Тебе ради,
яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя,
да и живу с Тобою;
но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе.
Тоя молитвами,
яко Милостив, спаси души наша.