Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50
Москва, Гоголевский б-р 8c2

   
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинный православный резной иконный комплекс Образ святого Нила Столобенского, чудотворца. Россия, Осташковская обитель, рубеж XIX-XX вв.   Старинный православный резной иконный комплекс Образ святого Нила Столобенского, чудотворца. Россия, Осташковская обитель, рубеж XIX-XX вв.
 
Старинный православный резной иконный комплекс Образ святого Нила Столобенского, чудотворца. Россия, Осташковская обитель, рубеж XIX-XX вв.   Старинный православный резной иконный комплекс Образ святого Нила Столобенского, чудотворца. Россия, Осташковская обитель, рубеж XIX-XX вв.
 
Старинный православный резной иконный комплекс Образ святого Нила Столобенского, чудотворца. Россия, Осташковская обитель, рубеж XIX-XX вв.   Старинный православный резной иконный комплекс Образ святого Нила Столобенского, чудотворца. Россия, Осташковская обитель, рубеж XIX-XX вв.
 
Старинный православный резной иконный комплекс Образ святого Нила Столобенского, чудотворца. Россия, Осташковская обитель, рубеж XIX-XX вв.   Старинный православный резной иконный комплекс Образ святого Нила Столобенского, чудотворца. Россия, Осташковская обитель, рубеж XIX-XX вв.
 

Старинный православный резной иконный комплекс Образ святого Нила Столобенского, чудотворца. Россия, Осташковская обитель, рубеж XIX-XX вв.

AR8231

Статус: есть в наличии

Местонахождение: г. Москва

146500 руб.  
 

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Уникальный по своей сохранности старинный резной иконный комплекс монастырской работы с образом Святого Преподобного Нила Столобенского Чудотворца. Дерево, резьба, темпера, масло, фольга, бисер, стеклярус.  Размер киота: 47х42х10 см. Россия, конец XIX – начало XX веков. Несколько аналогичных старинных иконных комплексов можно увидеть в музее Ниловой Пустыни в городе Осташков Тверской области. Икона в первозданном нетронутом состоянии, прекрасная коллекционная сохранность. В киот установлено ультрапрозрачное музейное стекло. На современном антикварном рынке подобные комплектные комплексы встречается редко, представляет исторический, культурный, художественный и антикварно–коллекционный интерес!

Икона с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом Министерства культуры РФ. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Молитва Святому Нилу Столобенскому помогает людям при расслаблении суставов, дает возможность избежать или исцелиться от паралича, ревматизма. По молитвам перед иконой или скульптурой святого происходили и происходят чудесные исцеления от различных недугов. Святой Нил Столобенский почитается чудотворцем, поэтому Вы можете молиться ему о самых разных житейских проблемах и проблемах со здоровьем.
 Нил Столобенский – помощник в соблюдении поста, в телесном воздержании. Считается, что святой Нил Столобенский является Небесным покровителем, защитником всех путешественников и тех, кто перемещается по опасным и трудным дорогам. Память святому преподобному Нилу Столобенскому совершается 20 декабря, 9 июня и в Соборе Тверских святых (даты приведены в новом формате летоисчисления).



Перед нами образец  художественной продукции, исполненной в монастырских мастерских Осташковской обители – места свершения удивительного молитвенного аскетического подвига столпника отца Нила,  «избранного от пелен в воинство Христово и вписанного от юности в книгу живота вечнаго, дивного в чудесех». Такого рода продукция «монопольно» изготавливалась и продавалась исключительно в монастырских стенах и была рассчитана как на богобоязненных и благочестивых местных жителей, так и на приезжих паломников, которых до революции в обители ежегодно насчитывалось до 50 тысяч.  Все они стремились захватить с собой не просто «сувенир для памяти», но частичку святыни, с которой им довелось соприкоснуться на древней тверской земле. Традиционно как нельзя лучше этой цели отвечали так называемые «иконы на рези», то есть рельефные и скульптурные деревянные изображения святого в молитвенном обличье, застывшего в характерной позе, на ступенчатом пьедестале и без оного.  Двухмерные и объемные изображения Нила Столбенского изготавливались в нескольких размерных вариантах – от небольших, допускавших бытование, например, на  полке шкафа или в углу божницы, и до храмового варианта изображения в полный рост человека.  
Бесспорно, изображение резных деревянных фигур имеет под собой более древнюю историю, но наряду с ними в 19 веке появилась и получила широкое распространение иконная продукция в виде полу-скульптурных, полу-живописных, полу-рукодельных композиций их фольги, бисера и стекляруса, в сочетании с литографическими либо живописными фрагментами, обрамленных под стекло киотов.
Рассматриваемое произведение принадлежит как раз к типу подобных вещей – некогда широко распространенных, а сегодня напротив, крайне редко встречающихся на антикварном рынке в почти полной «комплекции» и хорошей сохранности.
Стилистически в ней уже ощутима поздняя классицистическая традиция: мы видимо тщательно разработанный интерьер храма, попытку придать ему пространственность и объемность, выстроить «натуралистичное» изобразительное пространство, соблюсти точность в  передаче архитектурных элементов и занавесей, в трактовке одеяния святого (Нила Столобенского по традиции изображают в темном монашеском платье, в котором почти исчезает изможденная постом и молитвой человеческая плоть и чья почти осязаемая материальная основа  - плотность, тяжесть складок – резко контрастируют с его озаренным внутренним светом Ликом).
В рассматриваемом произведении так же как нельзя лучше оказывается отражена идея «светоносности» преодолевшего свое грешное, земное человеческое начало столпника. Ведь, по свидетельствам современников, каждый столпник являл из себя светильник, озаряющий наш мир нетварным светом, идущим изнутри лика и тела подвижника.  Использование   серебряной  и   золотистой  гладкой зеркальной поверхности фольги идеально подходило для целей скульптурно – живописного изображения этой идеи. Кроме того, у нашей скульптуры голова и лик оказываются дополнительно окрашены в белый свет, в противоположности санкирю и подрумянке древнерусской иконописной традиции. Автор нашего произведения как будто ставит перед собой цель показать не только уже свершившееся чудо, но чудо длящееся и повторяющееся, происходящее снова и снова – на наших глазах, будучи озаренными светом лампадки или свечи, вся икона «загорится» неземным светом и плоть святого как будто на наших глазах примет «неживую» мраморовидность. В остальном же, данное изображение следует уже устоявшемуся иконографическому типу – святой Нил изображен в характерной позе, полусидя, с согбенной головой, с прикрытыми опущенными глазами…
Сходное изображение опубликовано в книге А.И.Буркина «Престолу Божия предстоя. 450 лет преставления преподобного Нила Столобенского».
Рассматриваемое произведение отличается достаточным изяществом и известной тонкостью исполнения, на современном антикварном рынке встречается редко, представляет исторический, культурный, художественный и антикварно – коллекционный интерес.

Житие Преподобного Нила Столобенского.
Преподобный Нил Столобенский родился во второй половине XV века в одном из селений Деревской Пятины Жабенского погоста в Новгородской земле (в некоторых текстах Жития преподобного его родиной называется самое селение Жабна — центр погоста или волости). Благочестивые родители воспитали его в страхе Божием, в любви к молитве и чтению душеполезных книг. После их кончины около 1505 года преподобный принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Нила Синайского (V; память 12 ноября) в обители преподобного Саввы Крыпецкого (+ 1495; память 28 августа). После принятия иночества святой Нил мужественно вооружился против внутренних страстей диавола. С усердием исполняя все возложенные на него послушания, он беспрекословно повиновался игумену. Во всех поступках преподобный Нил проявлял смирение, кротость и незлобие. Укротив страсти, смирив плоть постом и бдением и омыв душу слезами, он сделался избранным сосудом Святого Духа.
Чтобы избежать мирской славы, преподобный Нил в 1515 году испросил благословение настоятеля и покинул Крыпецкий монастырь для пустынножительства. Полагаясь на указание Божие, преподобный прошел много необитаемых мест и наконец, придя в Ржевскую землю, избрал пустынное лесистое место близ реки Серемхи (или Черемхи). Поставив небольшую келью, святой предался подвигам непрестанной молитвы и воздержания. Пищей служили желуди и другие плоды леса. Бесы, чтобы устрашить святого и прогнать его из пустыни, являлись ему в виде свирепых зверей и гадов. Они с пронзительным свистом и шипением устремлялись на него, но святой подвижник отгонял их молитвой и крестным знамением. Не имея возможности изгнать преподобного из пустыни, бесы научали злых людей причинять ему вред. Однажды к святому отшельнику пришли разбойники, думая найти у него какие-либо сокровища. Узнав об их приходе, преподобный Нил сотворил молитву и вышел им навстречу с иконой Божией Матери в руках. Разбойникам показалось, что с преподобным идет множество вооруженных людей. Они испугались и стали просить у святого прощения. Святой Нил с любовью принял их покаяние и отпустил с миром.
Через 13 лет, по устроению Промысла Божия, имя преподобного Нила стало известно во многих окрестных селениях. Многие стали приходить к нему за благословением, наставлениями и советами. Подвижническая жизнь святого отшельника вызвала мирскую хвалу, и это крайне огорчало смиренного инока. В ночных молитвах он со слезами просил Пресвятую Богородицу наставить его на путь уединенных подвигов.
Однажды в тонком сне преподобный услышал повеление идти на остров Столобный, расположенный на озере Селигер. Переселение преподобного Нила на этот пустынный остров произошло в 1528 году. Первую зиму святой прожил в выкопанной им в горе пещере, а затем построил небольшую деревянную келью и часовню. Враг рода человеческого попытался изгнать святого и из этого места, являясь ему и угрожая бедами. Он научил и окрестных поселян вредить подвижнику. Никому ранее не нужный остров вдруг стал необходим жителям соседних с ним селений, и они решили вырубить на нем лес и распахать пашню. Срубленный же лес подожгли, надеясь, что вместе с ним сгорит и келья святого. Но когда огонь бушевал по острову и приблизился к жилищу преподобного Нила, по молитве святого пламя погасло. Как и в Серемской пустыни, на преподобного Нила напали разбойники, требуя сокровищ. Святой сказал им, что его сокровище находится в углу кельи — там стояла икона Божией Матери. Бросившись туда, разбойники ослепли. Раскаявшись в злых замыслах, они по молитве святого прозрели.
После продолжительной и усиленной борьбы со страстями и диаволом преподобный Нил удостоился от Господа дара духовного прозрения и рассуждения. Благодаря наставлениям преподобного многие люди исправляли свою жизнь, по его молитвам они получали помощь от Бога и утешение. По молитвам святого укрощались волны на Селигере и застигнутые бурей рыбаки спасались от смерти. 27 лет прожил преподобный Нил на Столобном, с великим терпением перенося всякие напасти, скорби и лишения. Особым подвигом святого Нила было то, что он не ложился для сна, но спал сидя, оперевшись на два больших деревянных крюка, вбитых в стену кельи. За несколько лет до кончины преподобный Нил выкопал в часовне могилу и поставил в ней гроб, к которому приходил каждый день и оплакивал свои грехи.
Преподобному Нилу было открыто время его кончины —7 декабря 1554 года. Незадолго пред тем святого посетил его духовник — игумен Раковского Николаевского монастыря Сергий и причастил преподоб-ного Нила Святых Христовых Тайн. Преподобный предсказал возникновение иноческой обители на месте своих подвигов. Перед блаженной кончиной он окадил келью, а затем мирно почил сидя, оперевшись на деревянные крюки. Когда пришли братия Рожковской обители, то в келье святого почувствовали благоухание, а лик почившего сиял необыкновенным светом. Его погребли в приготовленном им гробе.
После кончины преподобного Нила на остров Столобный приходили иноки из разных монастырей, странствовавшие по святым местам, и жили в его келье некоторое время. Игуменом Антонием и иноком Германом над могилой преподобного была устроена гробница, у которой еще до основания обители совершались исцеления болящих. Около 1590 года инок Герман поселился на острове, где в то время жил странник Борис Холмогорец. По благословению митрополита Новгородского Александра (1576-1591) они построили деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (+ 1557; память 2 августа).
Вскоре возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. Первым настоятелем ее был иеромонах Герман.
В 1595 году монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали образ преподобного Нила, который был возложен на гробницу преподобного. В 1598—1600 годах Филофей Пирогов, инок Гефсиманского скита Троице-Сергиевого монастыря, составил стихиры и канон святому и написал его житие.
В 1665 году в монастыре произошел пожар, сгорели все деревянные строения, в том числе и храм. Для совершения богослужений была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года над гробницей преподобного Нила был заложен новый каменный храм. Во время копания рвов для храма земля осыпалась, обнажив гроб; таким образом были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного Нила. По благословению митрополита Новгородского Питирима (на Новгородской кафедре с 1664 по 1672, затем — Патриарх Всероссийский; ( 1673) в этот день было установлено ежегодное празднование обретения святых мощей преподобного Нила. Чудотворные мощи его были переложены в новую гробницу и поставлены в деревянном Покровском храме. 30 октября 1669 года в новом каменном храме были освящены приделы во имя святого апостола Иоанна Богослова и блаженного Василия, Христа ради юродивого. Святые мощи преподобного Нила поставили в первом приделе, а 9 апреля 1671 года перенесли их в главный Богоявленский храм (после его освящения). С 17 мая 1756 года ежегодно стало совершаться торжественное обнесение святых мощей вокруг монастыря, позднее — крестный ход из города Осташкова. Сохранилось описание многочисленных исцелений, совершившихся у гробницы преподобного Нила по его святым молитвам. Ныне святые мощи преподобного Нила почивают в Знаменском храме в городе Осташкове Тверской епархии.
http://days.pravoslavie.ru

Молитвы преподобному Нилу Селигерскому, Столбенскому чудотворцу

Молитва первая.
О великий угодниче, преславный чудотворче, собранного зде о тебе стада Христова бодрый пастырю и обители сея Богом данный начальниче, Ниле всеблаженне! Душею на небеси Престолу Божию предстояй и Троичныя славы наслаждаяйся, телом же на земли в Божественном храме сем почиваяй и от него данною ти свыше благодатию различная источаяй чудеса, призри милостивым оком на предстоящия честней твоей раце люди и просящия сильныя твоея помощи. Се бо мы в безмерных согрешениях осквернившиися и в тине страстей присно валяющиися, праведный гнев Божий на себе наведохом и всякия милости недостойны сотворихомся; темже и не смеюще возвести очес наших к высоте небесней, ниже вознести молебный глас, сердцем сокрушенным и духом смиренным тебе в ходатайство и пособие призываем. Ты убо, яко стяжавый дерзновение, воздвигни горе преподобныя твоя руце, якоже иногда чудный оный Моисей Боговидец Амалика побеждаяй, и простер к Господу Творцу всех и Богу теплую свою молитву, испроси Церкви благостояние, воздуха благорастворение, земли плодоносие. Избави же всех, верою несумненною к Богу приходящих и многоцелебныя мощи твоя благо-говейно почитающих, от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и прилогов диавольских. Буди печальным утешитель, неду-гующим врач, напаствуемым помощник, нагим покровитель, вдовицам заступник, сирым защитник, младенцем питатель, старым укрепитель, странствующим путевождь, плавающим кормчий и исходатайствуй всем, крепкия помощи твоея усердне требующим, вся яже ко спасению полезная. Яко да твоими молитвами наставляеми, путь на земли маловременнаго жития нашего безбедне совершим, улучим же на небеси нескончаемый покой и прославим купно с тобою всех благих Дателя, единаго в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки исков. Аминь.

Молитва вторая (Пред гробницею преподобного).
О преподобне и богоблаженне, пастырю и начальниче, отче Ниле! Ты убо, яко имея ко Владыце Христу дерзновение и ко Пречистей Его Матери, Пресвятой Богородице, буди молитвенник и помощник и ходатай о нас, недостойных рабех твоих, живущих во святей обители сей, ейже ты начальник богоизбранной дружине братству сему, и о приходящих с верою к цельбоносным мощем твоим. Буди помогая и заступая от злаго нашего сопротивника, яко, да твоими молитвами пребывающии на месте сем и приходящии с верою к раце мощей твоих и на всякомъ месте призывающии тя на помощь невредими будем от бесов и злых человек, славу и благодарение возсылающе Отцу, Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.