Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50
Москва, Гоголевский б-р 8c2

   
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона «Вознесение Господне», музейного уровня. Русский север XVIII век.   Старинная икона «Вознесение Господне», музейного уровня. Русский север XVIII век.
 
Старинная икона «Вознесение Господне», музейного уровня. Русский север XVIII век.   Старинная икона «Вознесение Господне», музейного уровня. Русский север XVIII век.
 
Старинная икона «Вознесение Господне», музейного уровня. Русский север XVIII век.  
 

Старинная икона «Вознесение Господне», музейного уровня. Русский север XVIII век.

AR7859

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Великолепная старинная икона «Вознесение Господне», написанная для праздничного иконостаса в Вологодско–Устюжских землях в XVIII веке. Икона: дерево, паволока, грунт, темпера. Размер:  42х37,5х2,2 см. Прекрасное коллекционное состояние. Икона без реставрации, расчищена от почерневшей олифы, живопись закреплена. Такая икона станет жемчужиной в коллекции старинных икон Русского Севера.

Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Молитва, обращенная к Богу перед иконой «Вознесение Господне», глубокая, полная любви и теплоты, помогает нам найти себя как человека после обожения, единицы человечества, вступившего в Новый Завет. Произносимая с пониманием каждого слова, всего сердечного смысла, она помогает нам в земной жизни правильно расставить приоритеты между духовным и телесным, ибо в ней говорится, что здесь, на земле, мы только странники, «отошедшие из дома Отчего в страну падения». В ней – просьба к Богу о том, чтобы Он помог нам обрести духовные силы следовать за ним еще в земной жизни. Но чтобы, временами отложив всякое земное попечение, мы могли бы, стоя перед иконой, взирать в небеса и наблюдать Его вознесение с молитвой: «Тебе Господу и Богу Нашему служить будем и поработаем; когда же отрешившись от уз плоти и пройдя беспрепятственно воздушные преграды, достигнем небесных обителей Твоих, там, став одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославлять будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом».
Икона Вознесение Господне - икона праздничного чина. Вознесение Господне принадлежит к двунадесятым христианским праздникам, устанавливается в воспоминание о Вознесении Спасителя. Праздник связан с Пасхальным циклом и празднуется на сороковой день после Воскресения Христова (Пасхи). Праздник Вознесения Господня служит введением или приготовлением к празднеству сошествия Святого Духа, ко дню Троицы.



Рассматриваемое произведение является довольно редким памятником – скорее всего, оно происходит из праздничного иконостасного ряда какой-то из церквей Русского Севера. Этим, помимо выбора сюжета, объясняется и не совсем обычный, близкий к квадратному, формат; строго симметричное построение композиции с акцентом на центральной вертикальной оси; рваный масштаб, при котором большие округлые лики находятся как бы в одном формате, а тела персонажей – в ином, уменьшенном; крупный шрифт, деликатно расположенный по краям основного изображения и так далее.
Ритмически композиция построена на повторении округлых линий и полукружий, которые, множась, как бы создают зрительный эффект воспарения к небесам.
Основная богословско – дидактическая идея, выраженная в рассматриваемом памятнике, это идея молитвенного единения церкви Земной и Небесной, представленных, с одной стороны, изображениями  святых и Богоматери, Спасителя и Ангелов, с другой.
Земные молитвенные порывы двух групп, фланкирующих центральную часть изображения, будучи объединенными, как бы порождают порыв, взлет и воспарение к Небу Горнему. Все персонажи находятся в движении, они толпятся, переминаются, жестикулируют, выглядывают друг из-за друга, так, что складки их одежд также не остаются спокойными. Их мелкий дробный ритм и сложный рисунок оказываются схожи с рисунком перьев на ангельских крылах. Такими же беспокойными, острыми, подвижными оказываются и взгляды персонажей, и силуэт гористых холмов, и даже, отчасти, рисунок мелких трав под ногами.
Характерно, что второстепенные персонажи не встречаются взглядом со зрителем – как будто весь их внутренний посыл оказывается символическим образом объединен и выражен в лике Богоматери, как бы усмиряющей земное движение (по окружности) и вместе с тем задающей движение вертикальное, не материальное. Широкий размах ее рук выражает желание объять весь мир и тем самым как бы позволяет предстоящему оказаться приобщенным, включенном в таинство, происходящее на иконе.  В то же время, ее воздетые руки образуют рисунок чаши – Потира – намек на жертвенность искупительного подвига Спасителя.
Стилистически икона наследует традициям как древнерусской иконописи, так и иконописи нового, послепетровского времени. При этом нельзя забывать, что ее стиль и колорит должны были соответствовать общему решению иконостаса и, в конечном счете, художественному решению интерьера храма, для которого он создавался.
Уровень исполнения – профессиональный, высокий (на местном уровне). Представляет определенную редкость и интерес именно как региональный памятник.Как произведение русской иконописи возрастом более ста лет является художественной, исторической и культурной ценностью, может представлять интерес для музейного собрания, имеет высокий антикварный и коллекционный интерес.

Молитва Вознесению Господню.
Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою и возседый одесную Бога и Отца! В сей “ясный и всесветлый день Божественнаго на небеса восхождения” Твоего “земля празднует и ликует, радуется и небо Вознесением днесь Творца твари”, человецы славословят непрестанно, зряще заблуждшее и падшее естество свое на рамо Твое, Спасе, вземлемо и на небеса вознесенное, Ангели же веселятся, глаголюще: Кто Сей, пришедый во славе, силен во брани. Сей воистину Царь Славы?! Сподоби и нам немощным, земная еще мудрствующим и плотоугодия, творити непрестающим, восход Твой на небо страшный помышляющи и празднующе, плотская и житейская отложити попечения и со Апостолы Твоими на небо ныне взирати всем сердцем своим и всеми помышленьми своими, поминающе, яко тамо на небеси горе жительство наше есть, здесь же на земли мы точию странники и пришельцы есмы, отшедшия из дома Отча в страну далечу греха. Сего ради усердно просим Тя, преславным Вознесением Твоим, Господи, оживи нашу совесть, еяже нужнейши ничтоже есть в мире, возведи нас из плена сего греховнаго плоти и мира и сотвори нас горняя мудрствовати, а не земная, яко да не ктому себе угождати будем и жити, но Тебе Господу и Богу Нашему служити будем и поработаем, дондеже отрешившеся от уз плоти и прошедши невозбранно воздушныя мытарства, достигнем небесных обителей Твоих, идеже, ставше одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославляти будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.