Старинная икона «Вознесение Господне», музейного уровня. Русский север XVIII век.


Частная коллекция
Артикул : ar7859
Доставка: СДЭК или Почта РФ
Самовывоз: нет
Распечатать

Сопроводительная документация

Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА

Великолепная старинная икона «Вознесение Господне», написанная для праздничного иконостаса в Вологодско–Устюжских землях в XVIII веке. Икона: дерево, паволока, грунт, темпера. Размер:  42х37,5х2,2 см. Прекрасное коллекционное состояние. Икона без реставрации, расчищена от почерневшей олифы, живопись закреплена. Такая икона станет жемчужиной в коллекции старинных икон Русского Севера.

Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Молитва, обращенная к Богу перед иконой «Вознесение Господне», глубокая, полная любви и теплоты, помогает нам найти себя как человека после обожения, единицы человечества, вступившего в Новый Завет. Произносимая с пониманием каждого слова, всего сердечного смысла, она помогает нам в земной жизни правильно расставить приоритеты между духовным и телесным, ибо в ней говорится, что здесь, на земле, мы только странники, «отошедшие из дома Отчего в страну падения». В ней – просьба к Богу о том, чтобы Он помог нам обрести духовные силы следовать за ним еще в земной жизни. Но чтобы, временами отложив всякое земное попечение, мы могли бы, стоя перед иконой, взирать в небеса и наблюдать Его вознесение с молитвой: «Тебе Господу и Богу Нашему служить будем и поработаем; когда же отрешившись от уз плоти и пройдя беспрепятственно воздушные преграды, достигнем небесных обителей Твоих, там, став одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославлять будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом».
Икона Вознесение Господне - икона праздничного чина. Вознесение Господне принадлежит к двунадесятым христианским праздникам, устанавливается в воспоминание о Вознесении Спасителя. Праздник связан с Пасхальным циклом и празднуется на сороковой день после Воскресения Христова (Пасхи). Праздник Вознесения Господня служит введением или приготовлением к празднеству сошествия Святого Духа, ко дню Троицы.



Рассматриваемое произведение является довольно редким памятником – скорее всего, оно происходит из праздничного иконостасного ряда какой-то из церквей Русского Севера. Этим, помимо выбора сюжета, объясняется и не совсем обычный, близкий к квадратному, формат; строго симметричное построение композиции с акцентом на центральной вертикальной оси; рваный масштаб, при котором большие округлые лики находятся как бы в одном формате, а тела персонажей – в ином, уменьшенном; крупный шрифт, деликатно расположенный по краям основного изображения и так далее.
Ритмически композиция построена на повторении округлых линий и полукружий, которые, множась, как бы создают зрительный эффект воспарения к небесам.
Основная богословско – дидактическая идея, выраженная в рассматриваемом памятнике, это идея молитвенного единения церкви Земной и Небесной, представленных, с одной стороны, изображениями  святых и Богоматери, Спасителя и Ангелов, с другой.
Земные молитвенные порывы двух групп, фланкирующих центральную часть изображения, будучи объединенными, как бы порождают порыв, взлет и воспарение к Небу Горнему. Все персонажи находятся в движении, они толпятся, переминаются, жестикулируют, выглядывают друг из-за друга, так, что складки их одежд также не остаются спокойными. Их мелкий дробный ритм и сложный рисунок оказываются схожи с рисунком перьев на ангельских крылах. Такими же беспокойными, острыми, подвижными оказываются и взгляды персонажей, и силуэт гористых холмов, и даже, отчасти, рисунок мелких трав под ногами.
Характерно, что второстепенные персонажи не встречаются взглядом со зрителем – как будто весь их внутренний посыл оказывается символическим образом объединен и выражен в лике Богоматери, как бы усмиряющей земное движение (по окружности) и вместе с тем задающей движение вертикальное, не материальное. Широкий размах ее рук выражает желание объять весь мир и тем самым как бы позволяет предстоящему оказаться приобщенным, включенном в таинство, происходящее на иконе.  В то же время, ее воздетые руки образуют рисунок чаши – Потира – намек на жертвенность искупительного подвига Спасителя.
Стилистически икона наследует традициям как древнерусской иконописи, так и иконописи нового, послепетровского времени. При этом нельзя забывать, что ее стиль и колорит должны были соответствовать общему решению иконостаса и, в конечном счете, художественному решению интерьера храма, для которого он создавался.
Уровень исполнения – профессиональный, высокий (на местном уровне). Представляет определенную редкость и интерес именно как региональный памятник.Как произведение русской иконописи возрастом более ста лет является художественной, исторической и культурной ценностью, может представлять интерес для музейного собрания, имеет высокий антикварный и коллекционный интерес.

Молитва Вознесению Господню.
Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою и возседый одесную Бога и Отца! В сей “ясный и всесветлый день Божественнаго на небеса восхождения” Твоего “земля празднует и ликует, радуется и небо Вознесением днесь Творца твари”, человецы славословят непрестанно, зряще заблуждшее и падшее естество свое на рамо Твое, Спасе, вземлемо и на небеса вознесенное, Ангели же веселятся, глаголюще: Кто Сей, пришедый во славе, силен во брани. Сей воистину Царь Славы?! Сподоби и нам немощным, земная еще мудрствующим и плотоугодия, творити непрестающим, восход Твой на небо страшный помышляющи и празднующе, плотская и житейская отложити попечения и со Апостолы Твоими на небо ныне взирати всем сердцем своим и всеми помышленьми своими, поминающе, яко тамо на небеси горе жительство наше есть, здесь же на земли мы точию странники и пришельцы есмы, отшедшия из дома Отча в страну далечу греха. Сего ради усердно просим Тя, преславным Вознесением Твоим, Господи, оживи нашу совесть, еяже нужнейши ничтоже есть в мире, возведи нас из плена сего греховнаго плоти и мира и сотвори нас горняя мудрствовати, а не земная, яко да не ктому себе угождати будем и жити, но Тебе Господу и Богу Нашему служити будем и поработаем, дондеже отрешившеся от уз плоти и прошедши невозбранно воздушныя мытарства, достигнем небесных обителей Твоих, идеже, ставше одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославляти будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна. Подробнее о способах доставки...