Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50
Москва, Гоголевский б-р 8c2

   
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона Воскрешение Святого Праведного Лазаря Четверодневного. Россия XIX век.   Старинная икона Воскрешение Святого Праведного Лазаря Четверодневного. Россия XIX век.
 
Старинная икона Воскрешение Святого Праведного Лазаря Четверодневного. Россия XIX век.   Старинная икона Воскрешение Святого Праведного Лазаря Четверодневного. Россия XIX век.
 
Старинная икона Воскрешение Святого Праведного Лазаря Четверодневного. Россия XIX век.  
 

Старинная икона Воскрешение Святого Праведного Лазаря Четверодневного. Россия XIX век.

AR7879

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Редкая старинная икона с центральным изображением сцены Чудесного Воскрешения Святого Лазаря Четверодневного, с приписными Ангелом-Хранителем и Святителем Модестом, архиепископом Иерусалимским. В верхней части изображение Бога Отца Саваофа. Центральная часть иконы, собственно само "Чудо Воскрешения Лазаря" - маленькая самостоятельная паломническая иконка, позднее помещенная в специальный ковчег на более крупной иконе. Интереснейший образец размещения паломнической реликвии в старообрядческую икону-ковчег. Размер иконы: 24х18 см. Оборотная сторона несет на себе пометки мастера иконописца. Икона в отличном коллекционном состоянии. Была расчищена от почерневшей олифы, никаких реставрационных вмешательств.

Икона с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом Министерства культуры РФ. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Чудо воскрешения Лазаря воспоминается в Лазареву субботу - субботу перед вербным воскресеньем, шестой седмицы великого поста. Ещё раз празднование в память о святом праведном Лазаре, епископе Китийском, совершается 17/30 октября, в день перенесения его мощей.



Упоминание о воскрешении Лазаря, иначе Елеазара, что с иврита переводится как «Бог мне помог», в Четвероевангелии мы находим только в Евангелии от Иоанна. Лазарь из Вифании – брат Марфы и Марии, в доме которых уже гостил Христос и где Мария помазала Христа миром и отерла Его ноги своими волосами, что было символическим указанием на его искупительную гибель. Христос любил эту семью, а Лазаря считал своим другом. У Иоанна об этом сказано так: «На дороге он был встречен Марфой, которая на его вопрос: ?Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?? ответила: ?Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир?» (Ин. 11:25–27).
Эти евангельские строки, как всегда глубокие и многозначные, содержат обычный для Писания иносказательный, параллельный смысл. Речь идет не только о физическом воскрешении из мертвых. Воскресшее тело без души – живой мертвец, зомби, это страшно, потому что противоестественно. Христос воскрешает Лазаря вместе с его личностью, с его душой и духом, возвращая умершему жизнь во всей ее полноте. Он говорит: «…всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек», ясно подразумевая, что воскрешение телесное – ничто, если мертва душа.
Поскольку событие происходит еще до Воскресения Самого Христа, то тут – параллельный скрытый намек на путь возвращения через физическую смерть в духовную жизнь (и физическую тоже – встреча на пути в Эммаус) и Господа, приоткрытие завесы над тем, что пока является тайной, но уже содержит в себе центральное благовествование о том, что «верующий в Него, если умрет, оживет». Чтобы воскрешение произошло, Иисусу необходимо одно – абсолютная сердечная вера в Него. Он спрашивает Марфу, верит ли она в это. И именно твердое: «Господи! я верую…» сестры Лазаря открывает тому дорогу обратно, в жизнь земную, а в перспективе – в жизнь вечную. Лазарь по воле Божией уже прошел свой собственный путь воскресения. Если хотите – это предвосхищение прообраза личной пасхи каждого из нас, кто сердечно и искренне уверовал – без вопросов и компромиссов.
Господь же воскресил Лазаря именно затем, чтобы явить волю Отца через Него для учеников, чтобы те уверовали в Спасителя как в Того, через Кого действует воля Господня, и пошли за Ним: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11: 41–42). После этого Он произнес, как сказано в Евангелии, громовым голосом: «Лазарь, иди вон!», и Лазарь встал и вышел, погребальные пелены на нем Иисус повелел развязать.
 Воскрешение Лазаря – провозвестие возможности вечности человеческого существования, которое подводит черту под иудейскими представлениями о вечном Рае и вечном Аде и непреодолимости провала, о пути только в одну сторону, отсюда – туда и никоим образом – обратно. Воскрешение Лазаря напомнило сказанное в Книге пророка Осии (13:14): «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя, победа?» Свершенное Христом всенародно явило свидетельство Высшей силы, которая нашла в Нем телесное воплощение. Такое проявление заставило фарисеев убояться явных перспектив утраты их властной силы и социального влияния, ибо именно это пугало: они не могли оценить уровень духовных перемен, которые происходили в тех, кто ступал на путь следования Ему, но они предчувствовали в Нем грядущее окончание ветхозаветных времен. Его нельзя было оставлять здесь, и фарисеи «c этого дня положили убить Его» (Ин. 11:53), не понимая, что этим они приближают время Нового Завета.
После своего чудесного воскресения Лазарь прожил еще 30 лет и принял мирную кончину на острове Кипр, где он был рукоположен в епископство апостолом Варнавой. Находясь в епископском сане, Лазарь, епископ Китийский, по преданию, был посещен Богородицей, Которая вручила ему омофор, сотканный Ее руками. Историки отмечают, что это предание относится к достаточно позднему периоду, поскольку омофор стал частью епископского облачения уже в византийский период, т.е. примерно в IV веке.
Мощи его были обретены в 890 году в Кити – ныне Ларнака, они хранились в мраморной раке с надписью: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». При императоре Льве Мудром в 898 году честные мощи Лазаря перенесли в Константинополь и упокоили в храме во имя Праведного Лазаря. На рубеже IХ – X веков в Ларнаке построили церковь Святого Лазаря, где в 1972 году нашли мощи, которые идентифицировали как мощи Лазаря Четырехдневного.
Часть останков покоится в бывшей Вифании, мусульманском городе, который греки называли Лазарион, а мусульмане зовут Эль-Азария, что происходит от арабского прочтения имена Лазарь.
Такова история этого библейского события, которое, как и каждое, несет в себе пророчества и Божественные символы и теснейшим образом связано с нами через века и эпохи. Мы все, как Лазарь, имеем перспективу воскрешения, прежде всего духовного, не утратив своего физического естества, если уверуем и продолжим свой путь уже в ином качестве – ощущая себя стремящимися к вечной жизни с Ним учениками.