Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная старообрядческая икона «Богоматерь Всех Скорбящих Радости». Россия, Липоване, начало XX века.   Старинная старообрядческая икона «Богоматерь Всех Скорбящих Радости». Россия, Липоване, начало XX века.
 
Старинная старообрядческая икона «Богоматерь Всех Скорбящих Радости». Россия, Липоване, начало XX века.   Старинная старообрядческая икона «Богоматерь Всех Скорбящих Радости». Россия, Липоване, начало XX века.
 
Старинная старообрядческая икона «Богоматерь Всех Скорбящих Радости». Россия, Липоване, начало XX века.   Старинная старообрядческая икона «Богоматерь Всех Скорбящих Радости». Россия, Липоване, начало XX века.
 

Старинная старообрядческая икона «Богоматерь Всех Скорбящих Радости». Россия, Липоване, начало XX века.

AR7865

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная намоленная старообрядческая икона «Богоматерь Всех Скорбящих Радости со святой Александрой и Ангелом-Хранителем на полях». Икона написана старообрядцами липованами в самом начале XX века, еще до того момента как РККА вытеснила их за пределы Российской Империи. Икона: дерево, грунт, темпера. Размер: 31,2х24,5х3 см.

Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Икона «Всех Скорбящих Радость» – это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Все иконы Божией Матери обладают чудотворной силой, поскольку Ее благодатный первообраз заключен в каждой из них. Но количество свидетельств о чудотворных свойствах этого образа – одно из самых ярких проявлений Ее заботы и попечения о нас. Большинство самых известных изводов обладают даром исцеления в случаях тяжелых, временами непоправимых недугов. «Всех Скорбящих Радость» – само название иконы говорит, что Она, наша Целительница и Заступница перед Господом, призывает нас чаще взывать к Ней о помощи, именно к этому Ее образу, этой Ее ипостаси, прежде всего в скорбях душевных и телесных – за себя, всех родных и близких. Есть много свидетельств о том, что Она сама желает того, ибо как Ей узнать о наших чаяниях иначе, чем из наших молитв к ней? Известно, что молитвы перед иконой «Всех Скорбящих Радость» приносят исцеление от недугов, душевных и телесных, утешение в скорбях и помощь в сложных житейских случаях. Ее брали с собой в торговые поездки купцы и помещали ее в лавках, молясь перед ней Богородице о помощи в делах. Перед образом молятся о даровании всевозможных благ: «нагим-одеяние, больным- исцеление, голодным-кормление, слепым-прозрение, печальным-утешение». Празднование иконы установлено 24 октября/6 ноября в память о дне исцеления Е.П. Папиной после молебна с водосвятием от иконы в 1688 году.



«Липоване» – под этим названием известны старообрядцы, проживающие на сегодняшней территории Румынии, Украины, Республики Молдовы и даже Болгарии. По мнению некоторых ученых, на сегодняшний день это понятие является уже более широким, чем обозначение только конфессиональной принадлежности и говорит, скорее, о принадлежности к определенному этносу.
Соответственно, можно говорить о Липованах как об особом центре старообрядческой художественной культуры, в частности, - иконописной. Вообще, липоване и по сей день очень трепетно относятся к иконам. Так, в их среде существует убеждение, что иконы продавать нельзя, даже если приходит самый черный день. Поэтому, несмотря на бедность владельцев старинных произведений иконописи - многие иконы, переходя по наследству, сохранились в частных коллекциях и поныне.
По преданию, «При Петре I во время гонения на старообрядцев последние носили маленькие иконы на груди (вместе с нательным крестом), написанные на липовых дощечках. По этим иконкам старообрядцы узнавали друг друга». По другой версии: «Перво мы вышли у леса. От царицы Катерины в леса ушли. И там они леса липовые были. И иконы там выписывали – оттого иконы у нас все липовые. И за то говорят, што липованцы. Знали, што нас генерал вывел. А какой генерал? Некрасов. Некрасов пашол туды (в Турцию), а Липен сюды у Рамынию. Мы 400 лет живем».
Перед нами – икона, по стилю близкая к лубочной народной картине на религиозную тему, но в то же время – неукоснительно следующая разработанной иконографической схеме. В основу положен глубоко народный сюжет – молитва во всяких скорбях и нуждах житейских перед Предстательницей ко Спасителю и Заступницей, дополнительно в нашем памятнике можно увидеть и еще один подтекст, основной идеей в котором выступает охранительная, защитная функция  Богоматери именно над российскими землями и среди предстоящих к ней выделяются изображения наиболее чтимых крестьянской Русью святых (Косьма и Дамиан) и местных подвижников (Зосима и Савватий).
Общее композиционное решение – строгое, стройное, ярусное и симметричное. Богоматерь как принадлежащая иному Миру выделена по масштабу и облачена в мандорлу, как в кокон, как будто отделяющий ее от других персонажей пространственно и физически. Ступени, на которых она стоит, решены в виде некоего многослойного цветного облака, жесты тихи и сдержаны, выражение лика тихое и кроткое, взгляд погружен вовнутрь.
В художественном решении преобладают линия, обрисовывающая конкретный силуэт, и ровный, закрашивающий его цвет, все орнаменты и рисованные складки одежд не то что не придают им рельефности, а напротив, распластывают изображение вдоль поверхности доски. Шрифты обладают самостоятельной художественной ценностью, наравне, допустим, с такими деталями, как рисунок ткани одежд или же изображение трав. Общее эмоциональное звучание заставляет вспомнить о древних ростовских иконах, с их милующей, сказочной интонацией. В рассматриваемом памятнике мы встречаем также нечто подобное. Цвета разбеленные, светлые, с преобладанием нехарактерных для других регионов оттенков.
Уровень исполнения – профессиональный (для данной конкретной области). Рассматриваемый памятник обладает коллекционной, антикварной ценностью, может представлять интерес для тематического музейного собрания; имеет художественную и культурную ценность.