Уникальная подписная монастырская икона «Белобережская Богоматерь Троеручица Хиландарская». Греция, Афон 1863 год.


Частная коллекция
Артикул : ar7868
Доставка: СДЭК или Почта РФ
Самовывоз: нет
Распечатать

Сопроводительная документация

Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА

Старинная икона «Белобережская Богоматерь Троеручица Хиландарская» написана по специальному заказу для Белобережской обители - полное наименование Брянская Белобережская Иоанно-Предтеченская мужская пустынь. Икона написана на святой горе Афон в Ново-Русском Свято-Андреевском Общежительном Ските и благословлена в январе 1863 года игуменом Феодоритом. Икона: дерево, грунт, паволока, темпера, масло, золото, цировка. Икона без реставрации, на обороте оригинальная памятная надпись и сургучная печать афонского монастыря. Размер иконы: 19х14,5 см. Для иконы изготовлен современный открывающийся киот с рамкой «под старое золото». В киот поставлено специальное ультратонкое антибликовое музейное стекло. Размер киота: 26,5х22х7 см. Данная старинная икона Белобережской Богоматери Троеручица – уникальный памятник, представляющий огромный научный, историко – культурный и художественно - исторический интерес, а также имеющий безусловное культовое значение.

Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Икона Божией Матери «Троеручица» защитит от врагов, угрожающих благополучию в доме, и всех живущих в нем. Ей молятся, прося об исцелении и желая здоровья близким. Образ способствует росту благосостояния. Целительная икона «Троеручица» помогает вылечить заболевания рук, ног, глаз. По молитве избавляет от тоски и горестных мыслей. Образ Божией Матери «Троеручица» покровительствует тем, кто занимается ремеслами.



В отличие от большого количества бытовавших на Руси списков с прославленного еще в XVI веке образа, данный памятник был написан на Афоне. Причем, обстоятельства его создания были не совсем обычными, чему имеется неоспоримое документальное подтверждение в виде пространной надписи на оборотной стороне иконной доски, исполненной чернилами и подкрепленной оттиском сургучной печати с эмблемой и названием обители. Сам факт отличной сохранности сургуча является счастливой случайностью – как правило, они доходят в досадном фрагментарном виде, в качестве обломков – в то время как на нашем памятнике состояние печати почти первозданное, что можно объяснить только исключительно хорошими условиями бытования, бережным хранением.
Результаты изучения надписи при помощи увеличительных стекол, в том числе, в УФ-лучах, а также анализ шрифта, манеры написания и стилистики письменной речи не вызывают сомнений в ее аутентичности.  Само же содержание надписи можно прочитать примерно так:
«Удостоверяется приложением печати Ново-Русского Свято-Андреевского Общежительного Скита что на Афонской горе, в том что сия икона, точное подобие чудотворной иконы триручицы Б.М. Хилендарская и действительно писана здесь на Афоне и освящена игуменом Феодоритом вышеупомянутого Скита по просьбе белобережского монаха Мефодия.
1863г. 20 Генваря».
На первый взгляд, эта информация только подтверждает время и место создания рассматриваемой иконы, но на самом деле она раскрывает одну из интереснейших страниц духовной жизни и монастырских связей дореволюционной России.
Русский Свято – Андреевский Скит на Афоне это первое монашеское русское общежитие в данной местности, «славный иноческий питомник», дух, обычаи и уклад которого, по свидетельствам очевидцев XIX века, имели ярко выраженный русский отпечаток. Основан он был двумя московскими выходцами из купеческой среды, которые на своем пути к Афону первоначально прошли через другую обитель - Белобережскую Предтеченскую пустынь, славившуюся в те времена строгостью жизни, куда они поступают в 1825 году и где их руководителем становится старец Серапион. Здесь же происходит знакомство со схимонахом Симеоном, бывшим афонским монахом. Эта встреча окончательно утверждает их в намерении стать святогорцами. И по благословению игумена Моисея и старца Серапиона они отправляются на Святую Гору. Дальше им и последователям предстоял долгий путь по созиданию и обустройству обители  - открытие скита состоялось только 27 октября 1849 года.
В 1862 году скончался первый игумен скита, о. Виссарион, а новым игуменом становится его  ученик, о. Феодорит, упомянутый  в этом качестве в надписи. Родился о. Феодорит (в миру Федор Крестовников) 7 февраля 1822 года в селе Суринском Сызранского уезда Симбирской губернии в семье крестьян Василия и Екатерины Крестовниковых. Уже в молодости, в 1842 году, он прибыл на Афон и 6 мая 1862 года утвержден в должности игумена Ватопедским монастырем. Позже он был возведён Константинопольским патриархом в сан священноархимандрита, что   вполне соответствовало неустанным трудам второго игумена  ради устроения обители.
Таким образом, между двумя далекими монастырями существовала глубокая и древняя связь. Скорее всего, обе обители поддерживали отношения друг с другом – тем более, что Афонский скит имел, если можно так выразиться на современный манер, развитую сеть гостиниц для паломников и гостей.
Особо почиталась в обители Богоматерь – в соборе висели древние и «нового письма» богородичные иконы: Казанская (Табынская), Тихвинская, «Отрада или утешение», «Достойно есть»,  «В скорбех и печалех утешение», «Нечаянная радость», «Скоропослушница Афонская», Касперовская и других. Кроме того, как известно, иконы с изображением Богоматери в различных изводах являются  наиболее характерными для местной, афонской школы. Но Богоматерь Троеручица была создана особо – специально для приехавшего из России монаха.
Дело в том, что сей образ Богоматери был особо чтимым и чудотворным в Бело-Бережской Иоанно-Предтеченской мужской пустыни, куда поступил впервые  в виде списка с иконы, привезенной на Русь в  XVII веке опять же с Афона, из Хиландара, созданного московскими иконописцами Артемием Федоровым и Афанасием Ивановым в начале XVIII века. Он был пожертвован художниками уже упомянутому раньше старцу Серапиону (в схиме Симеон) на устройство новой обители в Белых Берегах под Брянском.
Так вот,   непостижимым образом, эти два далеких монастыря снова оказываются связаны друг с другом незримыми нитями.
В середине XIX столетия белобережский монах  Мефодий отправляется на Афон, в скит, некогда основанный выходцами из его родной обители, лично знавшими и духовно окормлявшимися там у схимонаха Симеона, впервые привезшего в монастырь московский список с древней чудотворной богородичной иконы афонского письма.
В это время в Белобережском монастыре в честь иконы Божьей Матери «Троеручица» был заложен новый пятиглавый храм, а древние обветшалые образа несколько раз починялись и писались заново. Сама же Белобережская пустынь принимала в год до пяти тысяч паломников, стремившихся к чудотворному образу. Даже на записках, подаваемых о здравии паломниками, была изображена чудотворная икона Божией Матери «Троеручица», подающая исцеление всем, к ней прибегающим.
Поэтому неудивительно стремление инока специально заказать и привести с собой с Афона именно образ Белобережской Богоматери Троеручицы, местного, признанного высокохудожественным письма.
По мнению современных исследователей, афонскую икону, воплотившую в себе лучшие традиции греко – византийской и итало – критской художественной культуры, «благоговейно принимали в дар священники и церковные жертвователи, благоговейно приобретали и пускались с нею в дальний путь простые паломники».

Рассматриваемая икона отличается остроиндивидуальным художественным стилем – она выделяется даже среди собственно «афонских писем». Причем отличается своим подчеркнуто греческим и слегка архаизирующим характером. В ней как будто оживает сама древняя византия (то, что в Италии называлось «византийская манера») – с ее подчеркнутым графичным, линейно – орнаментальным началом, повышенной декоративной ролью цвета, скорее условно обозначающего, намекающего, нежели моделирующего форму. Наиболее близкие аналогии ей можно найти в ранних книжных миниатюрах, еще находящихся на стыке западной и восточно-христианской культур. Силуэт прост и монументален, разделка одежд золотом и рисунок складок напоминают о ранних итальянских, до-возрожденческих художественных традициях. Черты ликов лишены острой портретной характеристики, они условны и их условность снова абсолютно не русская – как будто создававший ее мастер ставил своей целью намеренно обратиться к далекому, привезенному в XVII веке из Хиландара прообразу будущей чтимой русской святыни.
Письмо ровное, плотное, гладкое; краски положены непроницаемым слоем, все движения кисти скрыты – ничто не отвлекает внимание от главного, от самого изображения. Манера изображения, особенности технологии – все вторично, а важна лишь символико – семиотическая функция Образа, его роль духовного и зримого «окна в Небо Горнее». Уровень исполнения профессиональный, высокий. Является безусловной культурной ценностью, представляет музейный интерес и коллекционный; не подлежит вывозу с территории РФ.

Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна. Подробнее о способах доставки...