Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50
Москва, Гоголевский б-р 8c2

   
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Уникальная подписная монастырская икона «Белобережская Богоматерь Троеручица Хиландарская». Греция, Афон 1863 год.   Уникальная подписная монастырская икона «Белобережская Богоматерь Троеручица Хиландарская». Греция, Афон 1863 год.
 
Уникальная подписная монастырская икона «Белобережская Богоматерь Троеручица Хиландарская». Греция, Афон 1863 год.   Уникальная подписная монастырская икона «Белобережская Богоматерь Троеручица Хиландарская». Греция, Афон 1863 год.
 
Уникальная подписная монастырская икона «Белобережская Богоматерь Троеручица Хиландарская». Греция, Афон 1863 год.   Уникальная подписная монастырская икона «Белобережская Богоматерь Троеручица Хиландарская». Греция, Афон 1863 год.
 
Уникальная подписная монастырская икона «Белобережская Богоматерь Троеручица Хиландарская». Греция, Афон 1863 год.   Уникальная подписная монастырская икона «Белобережская Богоматерь Троеручица Хиландарская». Греция, Афон 1863 год.
 
Уникальная подписная монастырская икона «Белобережская Богоматерь Троеручица Хиландарская». Греция, Афон 1863 год.   Уникальная подписная монастырская икона «Белобережская Богоматерь Троеручица Хиландарская». Греция, Афон 1863 год.
 

Уникальная подписная монастырская икона «Белобережская Богоматерь Троеручица Хиландарская». Греция, Афон 1863 год.

AR7868

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная икона «Белобережская Богоматерь Троеручица Хиландарская» написана по специальному заказу для Белобережской обители - полное наименование Брянская Белобережская Иоанно-Предтеченская мужская пустынь. Икона написана на святой горе Афон в Ново-Русском Свято-Андреевском Общежительном Ските и благословлена в январе 1863 года игуменом Феодоритом. Икона: дерево, грунт, паволока, темпера, масло, золото, цировка. Икона без реставрации, на обороте оригинальная памятная надпись и сургучная печать афонского монастыря. Размер иконы: 19х14,5 см. Для иконы изготовлен современный открывающийся киот с рамкой «под старое золото». В киот поставлено специальное ультратонкое антибликовое музейное стекло. Размер киота: 26,5х22х7 см. Данная старинная икона Белобережской Богоматери Троеручица – уникальный памятник, представляющий огромный научный, историко – культурный и художественно - исторический интерес, а также имеющий безусловное культовое значение.

Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Икона Божией Матери «Троеручица» защитит от врагов, угрожающих благополучию в доме, и всех живущих в нем. Ей молятся, прося об исцелении и желая здоровья близким. Образ способствует росту благосостояния. Целительная икона «Троеручица» помогает вылечить заболевания рук, ног, глаз. По молитве избавляет от тоски и горестных мыслей. Образ Божией Матери «Троеручица» покровительствует тем, кто занимается ремеслами.



В отличие от большого количества бытовавших на Руси списков с прославленного еще в XVI веке образа, данный памятник был написан на Афоне. Причем, обстоятельства его создания были не совсем обычными, чему имеется неоспоримое документальное подтверждение в виде пространной надписи на оборотной стороне иконной доски, исполненной чернилами и подкрепленной оттиском сургучной печати с эмблемой и названием обители. Сам факт отличной сохранности сургуча является счастливой случайностью – как правило, они доходят в досадном фрагментарном виде, в качестве обломков – в то время как на нашем памятнике состояние печати почти первозданное, что можно объяснить только исключительно хорошими условиями бытования, бережным хранением.
Результаты изучения надписи при помощи увеличительных стекол, в том числе, в УФ-лучах, а также анализ шрифта, манеры написания и стилистики письменной речи не вызывают сомнений в ее аутентичности.  Само же содержание надписи можно прочитать примерно так:
«Удостоверяется приложением печати Ново-Русского Свято-Андреевского Общежительного Скита что на Афонской горе, в том что сия икона, точное подобие чудотворной иконы триручицы Б.М. Хилендарская и действительно писана здесь на Афоне и освящена игуменом Феодоритом вышеупомянутого Скита по просьбе белобережского монаха Мефодия.
1863г. 20 Генваря».
На первый взгляд, эта информация только подтверждает время и место создания рассматриваемой иконы, но на самом деле она раскрывает одну из интереснейших страниц духовной жизни и монастырских связей дореволюционной России.
Русский Свято – Андреевский Скит на Афоне это первое монашеское русское общежитие в данной местности, «славный иноческий питомник», дух, обычаи и уклад которого, по свидетельствам очевидцев XIX века, имели ярко выраженный русский отпечаток. Основан он был двумя московскими выходцами из купеческой среды, которые на своем пути к Афону первоначально прошли через другую обитель - Белобережскую Предтеченскую пустынь, славившуюся в те времена строгостью жизни, куда они поступают в 1825 году и где их руководителем становится старец Серапион. Здесь же происходит знакомство со схимонахом Симеоном, бывшим афонским монахом. Эта встреча окончательно утверждает их в намерении стать святогорцами. И по благословению игумена Моисея и старца Серапиона они отправляются на Святую Гору. Дальше им и последователям предстоял долгий путь по созиданию и обустройству обители  - открытие скита состоялось только 27 октября 1849 года.
В 1862 году скончался первый игумен скита, о. Виссарион, а новым игуменом становится его  ученик, о. Феодорит, упомянутый  в этом качестве в надписи. Родился о. Феодорит (в миру Федор Крестовников) 7 февраля 1822 года в селе Суринском Сызранского уезда Симбирской губернии в семье крестьян Василия и Екатерины Крестовниковых. Уже в молодости, в 1842 году, он прибыл на Афон и 6 мая 1862 года утвержден в должности игумена Ватопедским монастырем. Позже он был возведён Константинопольским патриархом в сан священноархимандрита, что   вполне соответствовало неустанным трудам второго игумена  ради устроения обители.
Таким образом, между двумя далекими монастырями существовала глубокая и древняя связь. Скорее всего, обе обители поддерживали отношения друг с другом – тем более, что Афонский скит имел, если можно так выразиться на современный манер, развитую сеть гостиниц для паломников и гостей.
Особо почиталась в обители Богоматерь – в соборе висели древние и «нового письма» богородичные иконы: Казанская (Табынская), Тихвинская, «Отрада или утешение», «Достойно есть»,  «В скорбех и печалех утешение», «Нечаянная радость», «Скоропослушница Афонская», Касперовская и других. Кроме того, как известно, иконы с изображением Богоматери в различных изводах являются  наиболее характерными для местной, афонской школы. Но Богоматерь Троеручица была создана особо – специально для приехавшего из России монаха.
Дело в том, что сей образ Богоматери был особо чтимым и чудотворным в Бело-Бережской Иоанно-Предтеченской мужской пустыни, куда поступил впервые  в виде списка с иконы, привезенной на Русь в  XVII веке опять же с Афона, из Хиландара, созданного московскими иконописцами Артемием Федоровым и Афанасием Ивановым в начале XVIII века. Он был пожертвован художниками уже упомянутому раньше старцу Серапиону (в схиме Симеон) на устройство новой обители в Белых Берегах под Брянском.
Так вот,   непостижимым образом, эти два далеких монастыря снова оказываются связаны друг с другом незримыми нитями.
В середине XIX столетия белобережский монах  Мефодий отправляется на Афон, в скит, некогда основанный выходцами из его родной обители, лично знавшими и духовно окормлявшимися там у схимонаха Симеона, впервые привезшего в монастырь московский список с древней чудотворной богородичной иконы афонского письма.
В это время в Белобережском монастыре в честь иконы Божьей Матери «Троеручица» был заложен новый пятиглавый храм, а древние обветшалые образа несколько раз починялись и писались заново. Сама же Белобережская пустынь принимала в год до пяти тысяч паломников, стремившихся к чудотворному образу. Даже на записках, подаваемых о здравии паломниками, была изображена чудотворная икона Божией Матери «Троеручица», подающая исцеление всем, к ней прибегающим.
Поэтому неудивительно стремление инока специально заказать и привести с собой с Афона именно образ Белобережской Богоматери Троеручицы, местного, признанного высокохудожественным письма.
По мнению современных исследователей, афонскую икону, воплотившую в себе лучшие традиции греко – византийской и итало – критской художественной культуры, «благоговейно принимали в дар священники и церковные жертвователи, благоговейно приобретали и пускались с нею в дальний путь простые паломники».

Рассматриваемая икона отличается остроиндивидуальным художественным стилем – она выделяется даже среди собственно «афонских писем». Причем отличается своим подчеркнуто греческим и слегка архаизирующим характером. В ней как будто оживает сама древняя византия (то, что в Италии называлось «византийская манера») – с ее подчеркнутым графичным, линейно – орнаментальным началом, повышенной декоративной ролью цвета, скорее условно обозначающего, намекающего, нежели моделирующего форму. Наиболее близкие аналогии ей можно найти в ранних книжных миниатюрах, еще находящихся на стыке западной и восточно-христианской культур. Силуэт прост и монументален, разделка одежд золотом и рисунок складок напоминают о ранних итальянских, до-возрожденческих художественных традициях. Черты ликов лишены острой портретной характеристики, они условны и их условность снова абсолютно не русская – как будто создававший ее мастер ставил своей целью намеренно обратиться к далекому, привезенному в XVII веке из Хиландара прообразу будущей чтимой русской святыни.
Письмо ровное, плотное, гладкое; краски положены непроницаемым слоем, все движения кисти скрыты – ничто не отвлекает внимание от главного, от самого изображения. Манера изображения, особенности технологии – все вторично, а важна лишь символико – семиотическая функция Образа, его роль духовного и зримого «окна в Небо Горнее». Уровень исполнения профессиональный, высокий. Является безусловной культурной ценностью, представляет музейный интерес и коллекционный; не подлежит вывозу с территории РФ.