Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50
Москва, Гоголевский б-р 8c2

   
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона «Огненное Восхождение пророка Илии с житием», небесный покровитель ВДВ. Россия, первая четверть XIX века.   Старинная икона «Огненное Восхождение пророка Илии с житием», небесный покровитель ВДВ. Россия, первая четверть XIX века.
 
Старинная икона «Огненное Восхождение пророка Илии с житием», небесный покровитель ВДВ. Россия, первая четверть XIX века.   Старинная икона «Огненное Восхождение пророка Илии с житием», небесный покровитель ВДВ. Россия, первая четверть XIX века.
 
Старинная икона «Огненное Восхождение пророка Илии с житием», небесный покровитель ВДВ. Россия, первая четверть XIX века.  
 

Старинная икона «Огненное Восхождение пророка Илии с житием», небесный покровитель ВДВ. Россия, первая четверть XIX века.

AR7982

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная намоленная икона с образом Святого Проповедника покаяния Пророка Илии и житийными сценами. Прекрасный коллекционный вариант старинной русской иконы, исполненный мастерами иконописцами Поволжья или Ярославля в самом начале позапрошлого 19 столетия. Размер иконы: 43,5х33,5 см. Икона в отличном коллекционном состоянии, прошла профессиональную расчистку от почерневшей за 200 лет олифы. Живопись закреплена, не требует дополнительных работ и готова к размещению в экспозицию.

Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Илья Пророк считается небесным покровителем Воздушно-десантных войск (ВДВ) России. Святой Пророк Илья всегда почитался как великий чудотворец, которому подвластны силы природы, и особенно гром, молния и дождь. Издревле русский народ взывал к Илье, чтобы в усердной молитве испросить его благословления на возделывание земель. Молятся Святому и о том, чтобы новый урожай выдался богатым, чтобы не было засухи или, напротив, чтобы ливни не затопили поля. Юные девицы на «Ильин день» обращались к Святому с просьбами о помощи в улаживании сердечных дел: просили Пророка о ниспослании достойного мужчины, об удачном замужестве и счастливом браке. Считается также, что перед иконами Святого Илии можно молиться об успешном исходе любого дела, будь то материальные трудности, физические недуги или духовные болезни. Молятся Пророку и о том, чтобы уберечься от внезапной смерти.



Иконографическая справка: изображенный на иконе сюжет восходит к текстам Библии (4 Книга Царств, глава 2, ст. 9-13) и службы пророку Илие. Основой композиции служат, также, библейский рассказ о чуде кормления пророка Илии вороном в пустыне (3 Цар. XVII, 6). В основе иконографии лежит библейский текст о пребывании пророка во время трехлетней засухи в пустыне у потока Хораф. Во время правления царя Ахава народ впал в идолопоклонство, и по приказанию царя было выстроено капище Ваала. Как наказание за эти грехи, на землю была послана трехлетняя засуха. Пророк Илия получил приказание от Господа удалиться к потоку Хораф, из которого мог пить и куда ворон приносил ему пищу: «И пошел он и сделал по слову Господню, пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил». (III Цар. XVII, 2-7).  Это событие истолковывалось как один из важнейших ветхозаветных прообразов причастия, зримо воплощавшего тему «Небесного Хлеба». Именно в этом качестве в ХП-ХШ веках редкая сцена «Илья Пророк в пустыне» вводится в программы восточнохристианских алтарных апсид от Новгорода до Грузии.
С этого времени данный сюжет занимает особое место в системе росписи храма, поскольку он является одним из прообразов Евхаристии (в качестве примера можно привести росписи церкви Спаса Нередицы, где изображение св. Илии помещено в жертвеннике). Древнейшим дошедшим иконным образом пророка в пустыне является псковская икона из села Выбуты XIII века (ГТГ. Каталог 1995. № 26. С. 87-89).
Иконография сцены «Илья Пророк в пустыне» была подробно разработана в 13-14 веках и легла в основу памятников Критской школы.
В общем виде выглядит она так: в центре композиции на фоне черной пещеры представлен сидящий перед пещерой пророк Илия. В левой руке он держит тонкий посох, а правой подпирает голову. Взгляд пророка Ильи обращен к «просфоре» в клюве ворона. Сам пророк облачен в длинную рубашку, имеющую определенное сходство со стихарем архиерея XIII века, то есть  - Илья Пророк изображен священнодействующим.
Его особое право на священство подтверждено библейским рассказом об одном из великих чудес пророка — принесении истинной жертвы на горе Кармил и ниспровержении жрецов Ваала (3 Цар. XVIII, 30-40). Илья Пророк представлен в своем характерном одеянии — плаще из овечьей шкуры, так называемой милоти, которая изображена как важный элемент всей композиции. Милоть играет громадную роль в библейском рассказе об Илье. Ею он закрывает лицо при встрече с Богом, раздвигает воды, передает как знак преемственности пророческого служения своему ученику Елисею во время огненного вознесения (3 Цар. XIX, 13; 4 Цар. II, 8,13-14). Свт. Иоанн Златоуст в своих проповедях говорил о евхаристическом смысле милоти и сопоставлял оставление милоти Елисею с передачей Христом дара благодати апостолам. При этом милоть трактовалась как прообраз монашеской мантии, поскольку сам Илья Пророк воспринимался высшим образцом отшельника и прославленным родоначальником монашества.
На нашей иконе данное изображение также дополнено  изображением других житийных сцен – «Ангел Господень является святому Илие во сне», «Пророк Илия раздвигает плащом - милотью воды реки Иордан», «Пророк Илия сбрасывает милоть ученику Елисею».
Связаны они, в  частности, с такими эпизодами из жития Илии, когда спасаясь от преследований, пророк   Илия вынужденно тайно бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Тогда ему предстал  Ангел   Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел  пророк   Илия  и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени ему явился  Господь "в тихом ветре" (3 Цар. 19, 12) и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу (языческому божеству).  Тогда Господь повелел  пророку   Илии  помазать (посвятить) на пророческое служение ученика Елисея. За свою пламенную ревность о Славе Божией  пророк   Илия  был взят на Небо живым в огненной колеснице, а  пророк  Елисей, который стал свидетелем восхождения  пророка   Илии  на небо в огненной колеснице, получил, как мы уже говорили выше, вместе с его упавшей милотию (плащом) дар пророческого духа вдвое больший, чем имел  пророк   Илия.
По преданию  Святой  Церкви,  пророк   Илия  будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.
Икона Пророка Илии защищает от страстей, от злости и от распрей, помогает преуспеть в любом деле. Согласно древней традиции, к святому с молитвой обращаются те, кто занимается сельским хозяйством. У Ильи-пророка просят дождя во время засухи или ясной погоды при непрекращающихся осадках. Молитва, обращенная к пророку, помогает избавиться от болезней.  С ней в Вашем доме будут царить мир и взаимопонимание.
Стилистическая справка: На данной иконе все исполнено экспрессии и движения, как физического, так и внутреннего, движения молитвенной, духовной энергии. Она проявляется не только в жестах и позах фигур, но в самом рисунке лещадок, движения вод реки, текстуре ангельских крыльев, облачков и т.д.. Другой не менее оригинальной чертой является предельно строгий колорит, весь выстроенный в желто-коричнево-черной гамме, контрастирующий с яркой многокрасочностью большинства икон той же эпохи. Лик Ильи написан почти монохромно в охристых коричневых тонах. Иконописец очевидно стремился создать образ сурового отшельнического подвига и высшего духовного отрешения. Однако сама живопись совершенно лишена аскетизма. Художник добивается рафинированно сложных эффектов, доступных только профессиональному мастеру. Образ пророка исполнен глубокой задумчивости. Черты лика Илии утонченны, с особым изяществом написаны руки. Мягкие изгибы горок повторяются в плавных силуэтах деревьев. Особую теплоту иконе придают неяркие охристые тона.

Икона написана на высоком профессиональном уровне, для личного индивидуального моления, в храме или дома. Представляет культурный, художественный и высокий антикварно – коллекционный интерес.

Молитва перед иконой Ильи Пророка
О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельским житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господу Богу Вседержителю, еще же знамении и чудесы преславными, таже по крайнему благоволению к тебе Божию преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на небо, сподобльшийся беседовати с преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй престолу Небесного Царя! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходотайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими, да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православней вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людий в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобной брани. Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащия власти наша в велицем и многотруднем подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей. Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Богу, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и о послушании своем рачение. Да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.