Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Красивая старинная икона Святая Варвара Великомученица с мечом и потиром. Россия, рубеж XVIII-XIX веков.   Красивая старинная икона Святая Варвара Великомученица с мечом и потиром. Россия, рубеж XVIII-XIX веков.
 
Красивая старинная икона Святая Варвара Великомученица с мечом и потиром. Россия, рубеж XVIII-XIX веков.   Красивая старинная икона Святая Варвара Великомученица с мечом и потиром. Россия, рубеж XVIII-XIX веков.
 

Красивая старинная икона Святая Варвара Великомученица с мечом и потиром. Россия, рубеж XVIII-XIX веков.

AR7981

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Очень красивая старинная икона в стиле барокко - Святая Варвара Великомученица написана в конце XVIII или в начале XIX столетия, лик святой Варвары несет на себе следы "розовощекости" присущей мастерам середины XVIII века, но в живописи уже чувствуется влияние нового прогрессивного времени. Прекрасный образец старинной коллекционной иконы, возраст которой насчитывает уже около 200 лет!!! Стоит отметить и тот факт, что святая Варвара изображена с мечом, этот вариант написания встречается редко. Размер иконы: 19,5х16,2х1,4 см. Без реставрации и поновлений. Эта икона прекрасно подойдет в подарок для девочки Вари или девушки с именем Варвара.

Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Святой Варваре молятся о смягчении родительского гнева, жестокости по отношению к детям, о защите и выздоровлении детей от различных болезней, а также об избавлении от уныния, печали и депрессии. Многие православные верующие также просят помощи у святой, чтобы легко выносить и родить ребенка. Многие православные верующие также просят помощи у святой, чтобы легко выносить и родить ребенка. К Варваре обращаются, чтобы избежать внезапной смерти - без покаяния и причастия, которая в христианстве считается в большинстве случаев небесным наказанием.
В современном мире у святой мученицы Варвары появились новые области покровительства. 17 декабря 1959 года были образованы Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), поэтому этот день стал профессиональным праздником воинов-ракетчиков. Совпадение дня памяти святой Варвары с днем образования ракетных войск сделало святую Варвару небесной покровительницей ракетных войск. В любой ракетной дивизии на командном пункте есть икона великомученицы.
Широко известно, что за горнопромышленников перед Богом отвечает святая мученица Варвара. В новой России возобновление официального почитания горняками святой великомученицы Варвары связано с именем Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, который благословил почитать святую Варвару небесной покровительницей всех горно-добывающих отраслей и их вузов. Благословение Святейшего Алексия II было оглашено на Втором съезде горнопромышленников России в 2002 году. И сегодня горняки, как и все православные христиане, молятся святой великомученице Варваре об избавлении от внезапной смерти, других неожиданных неприятностей и бед.



Особым почитанием святой Варвары на Руси традиционно отличались псковичи - из псковского храма Варвары происходят самые знаменитые иконы псковской школы рубежа XIV—XV веков, на каждой из которых есть изображение этой святой. Ее образ неизменно исполнен глубокого драматизма. Ведь  святая Варвара обладала огромной силой духа, преданностью своим убеждениям, о чем говорит и ее житие. Варвара, дочь знатного язычника Диоскора, вопреки воле отца исповедовала христианство и тайно от него устроила храм в строившейся по его указу башне. Отец сам выдал дочь правителю города Илиополя, где они жили, и после того, как за отказ поклониться идолам ее подвергли пыткам, собственноручно отсек ей голову.
На Руси Варвара стала особо почитаться после того, как в 1108 году дочь византийского императора Алексея Комнина Варвара, ставшая женой князя Михаила Изяславича, привезла в Киев мощи святой. В Москве ее культ особо распространился после того, как в 1533 году от иконы святой, находившейся в храме ее имени на Варварке в Китай-городе, произошло несколько чудотворений. Изображалась Варвара, как и Параскева — в красном мафории, а иногда в белом плате и венце, как на иконе XV века, происходящей из Углича и хранящейся в Третьяковской галерее. Часто одежды святой украшены драгоценными камнями — знак ее знатного происхождения.
Древнее изображение Варвары сохранилось на римской фреске VIII века. В следующем столетии Запад заимствует ее житие из «Месяцеслова» византийского агиографа и летописца святых чудес Симеона Метафраста. Здесь она является одной из Святых Патронесс (всего их 14), избавляющих от неожиданной и незаслуженной смерти. У католиков св. Варвара изображается в короне, с мечом и павлином (как символом бессмертия), а также с потиром (чашей для причастия), символизирующей мирную, христианскую спокойную смерть, а в православной иконописи – с потиром и свитком либо с крестом – символом мученической жертвы.
Рассматриваемой святой, памятуя об обстоятельствах ее жития, молятся об избавлении от болей и травм головы, помощи при различных мозговых заболеваниях. Трагический конфликт с ее отцом позволяет обращаться к ней с просьбами об улучшении взаимопонимания в семье, особенно между родителями и детьми. Святую просят также об избавлении от тоски и печали (депрессий), как перенесшую великую печаль предательства от самого близкого человека — отца. И, конечно, памятуя ее предсмертную просьбу к Господу, ее молят об умерших без последнего причастия и покаяния.
В нашем случае ее образ оказывается близок другому излюбленному изображению эпохи – святой Екатерине, трактован он в духе русского религиозного искусства  периода барокко – рококо, но буквально все – и письмо, и рисунок, и колорит – выдают в данной иконе руку местного, русского художника, которому удалось творчески варьировать изначально западную манеру «живоподобного» письма. Святая изображена на условном темном пейзажном фоне, однако отделена от него зримо и существует в собственном, условно пространстве, заданном изгибом плаща, подобно мандорле, обволакивающем ее со всех сторон так, что при взгляде на икону мы видим три символически самых значимых атрибута – меч, потир и плащ. То есть, орудие мученической смерти и одновременно – символ защиты, чаша для принятия Крови Христовой (Варвара – уникальная святая, единственная святая, которой Церковь доверила на иконе держать святой потир, ведь по канонам его не может касаться никто из мирян – только священник, в православной иконографии только святой Иоанн Кронштадтский изображается с потиром в руке) и плащ, цвет которого вновь напоминает о мученичестве.
Сохранив, таким образом, традиционную символико – дидактическую основу, художник отдает должное и эстетическому канону своего времени: он пытается изобразить святую в полудвижении, придать ей сложную и прихотливую позу, изобразить манерный излом складок плаща, тщательно выписывает драгоценное убранство одежд и потира, так же  с почти натюрмортной точностью изображает меч. Интересно и направление взгляда, и выражение лица святой: она прямо, с достоинством, и в то же время – взыскующе, смотрит на предстоящих молитвенников, как бы желая увидеть реакцию каждого из них на ее подвиг и даже шире – само их отношение к Вере.
Икона написана на профессиональном уровне, соответствует художественному образу и вкусу своей эпохи, представляет художественный, исторический, культурный и антикварно–коллекционный интерес.

Молитва святой великомученице Варваре Илиопольской
Святая славная и всехвальная великомученице Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественном люди, раце мощей твоих поклоняющийся и любовию целующии, страдания же твоя мученическая, и в них самого Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас, умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему — безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь.