Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Красивейшая старинная икона Рождество Христово в позолоченном серебряном окладе. Россия, Москва 1860 год.   Красивейшая старинная икона Рождество Христово в позолоченном серебряном окладе. Россия, Москва 1860 год.
 
Красивейшая старинная икона Рождество Христово в позолоченном серебряном окладе. Россия, Москва 1860 год.   Красивейшая старинная икона Рождество Христово в позолоченном серебряном окладе. Россия, Москва 1860 год.
 
Красивейшая старинная икона Рождество Христово в позолоченном серебряном окладе. Россия, Москва 1860 год.   Красивейшая старинная икона Рождество Христово в позолоченном серебряном окладе. Россия, Москва 1860 год.
 
Красивейшая старинная икона Рождество Христово в позолоченном серебряном окладе. Россия, Москва 1860 год.   Красивейшая старинная икона Рождество Христово в позолоченном серебряном окладе. Россия, Москва 1860 год.
 
Красивейшая старинная икона Рождество Христово в позолоченном серебряном окладе. Россия, Москва 1860 год.   Красивейшая старинная икона Рождество Христово в позолоченном серебряном окладе. Россия, Москва 1860 год.
 
Красивейшая старинная икона Рождество Христово в позолоченном серебряном окладе. Россия, Москва 1860 год.   Красивейшая старинная икона Рождество Христово в позолоченном серебряном окладе. Россия, Москва 1860 год.
 

Красивейшая старинная икона Рождество Христово в позолоченном серебряном окладе. Россия, Москва 1860 год.

AR7884

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Великолепный образец дорогой домашней иконы «Рождество Христово» в ювелирном окладе из серебра 84 пробы, покрытого позолотой с зеркальной полировкой. Икона изготовлена по индивидуальному заказу и является образцом мастерства столичных иконописцев и серебряных дел мастеров середины XIX века. Икона: дерево, масло; оклад: серебро «84» пробы, чеканка, канфарение, матирование, золочение, зеркальная полировка. Оборот закрыт «рубашкой». Размер:  18,1х14,6 см. На нижней планке оклада имеется полный набор клейм: установленная золотниковая проба для изделий из серебра «84», герб города, в котором предмет проходил опробирование (изображение святого Георгия, герб Москвы, хронологически соответствующий употребляемым в заявленный период времени);  клеймо с инициалами пробирера и годом (Авдеев И., в 1852-1862 году в Москве был одним из пробиреров, с 1862 года стал управляющим московской пробирной палатой), именник неизвестного мастера «АА» (Афанасьев ?).

Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Рождество Христово – один из самых главных праздников годичного церковного круга. В нём заложено начало Нового Завета, который открывается для нас всей земною жизнью Христа, Его Вознесением и через всё – обретенной человечеством возможностью избежать вечного ада, как это было во времена Ветхого Завета, ибо через Боговоплощение и Воскресение Его мы получили возможность вместе с Ним восстать для Царствия небесного. Рождество – начало исполнения лучших пророчеств о приходе Мессии. И молить мы можем об укреплении веры, но лучше перед этой иконой – благодарить и славить Бога-Отца, Младенца Иисуса и Святую Семью – Богородицу и Иосифа Обручника за великий дар Вечной жизни, который начинается для нас с Рождеством Сына Божия – Сына человеческого. Молитва и размышление перед иконой «Рождество Христово» помогает осознать величие той жертвы, которую принесла миру Богородица, родившая Агнца Божия – Младенца Иисуса, судьба Которого уже была определена. О чем бы мы ни помолились, и о чем бы мы не попросили в искренней и сердечной молитве, понимая величие этой спасительной жертвы, которая Его Распятием принесена только из любви к нам, если мы будем молиться со слезами любви и благодарности, то по Господней великой милости, неустанной заботе Богоматери все исполнится и разрешится.



Превосходный образец дорогой домашней иконы середины XIX века, исключительно хорошей сохранности.  В данном случае, можно с полным правом говорить, что перед нами гармоничный симбиоз – произведения религиозной живописи, исполненного на хорошем профессиональном уровне, со всем необходимым мастерством, тщанием и богобоязненностью,  и произведения декоративно – прикладного искусства («серебряного дела») – оклада,  во всех деталях (включая технологические) отвечающего духу своего времени.
Середина XIX века в русском религиозном искусстве это время так называемой «синодальной иконы», исполненной в традициях, в большей степени отвечающих наследию русской культуры «нового времени» к.XVII-н.XIX вв, нежели в ориентации на более ранние источники.  Так и в рассматриваемом предмете,  вроде бы, подспудно чувствуется академическая, «прозападная» ориентация образца, на который мастер опирался при создании данного конкретного образа, но если прибегнуть к более тщательному рассмотрению, то мы увидим исполненную необыкновенной теплоты и внутреннего лиризма сцену, равно далекую по раскрытию образов, по эмоционально – психологическим характеристикам персонажей, как от холодновато – грубоватого искусства «северных стран» (германо – романских), так и от сладкой сентиментальности «красивых Дев Марий» чешско–польского  ареала. А изображения пастухов, особенно – наиболее близкой к зрителю фигуры, вообще вызывают недвусмысленные ассоциации с русской жанровой живописью в духе традиции, заданной Венециановым и Федотовым. 
По манере исполнения, по технологии – абсолютно российская вещь, очень тонкая, тщательно сгармонированная, решенная, в соответствии со вкусами времени, в ориентации  как на светскую картину религиозной тематики, так и на церковные росписи, исполненные в подобном классицистическом духе и стиле. Особую, символическую роль играет свет – и художник справляется с решением этой задачи. Более того, он ни на минуту не выходит за рамки канона того времени и не утрачивает в ней собственно культового, молитвенного предназначения и начала.
Состояние основы, живописных материалов, манера и особенности исполнения, сохранность, выбор примененных материалов – соответствуют заявленной дате.
Символически перед нами сцена Воплощения, прихода Господа в Мир. В соответствии с очень древней традицией в центре этой композиции помещается лежащий в яслях младенец, подле него восседает Богоматерь, чуть отстранен от них Иосиф Обручник – этой деталью подчеркивается как бы физическая непричастность праведного Иосифа к рождению Иисуса, он как и остальные, присутствует при совершении неизреченного чуда. Перед нами Боговоплощение, рождению плотию Предвечного Бога от Пресвятой Девы. По краям – атрибуты вертепа, животные, намеки на пейзаж и прочие детали обстановки и, конечно же, изображения пришедших поклониться младенцу волхвов, одетых необычно для античного мира – в штаны, фригийские шапочки (ее держит в руках один из персонажей), с дарами.
Оклад иконы соответствует общему высокому профессиональному уровню ее исполнения: перед нами хороший образец работы русских серебряных дел мастеров, второй половины XIX века. Серебро, чеканка, монтировка, канфарение, матирование, золочение, полирование. На нижней планке оклада имеется полный набор клейм: установленная золотниковая проба для изделий из серебра «84», герб города, в котором предмет проходил опробирование (изображение святого Георгия, герб Москвы, хронологически соответствующий употребляемым в заявленный период времени);  клеймо с инициалами пробирера и годом (Авдеев И., в 1852-1862 году в Москве был одним из пробиреров, с 1862 года стал управляющим московской пробирной палатой), именник неизвестного мастера «АА» (Афанасьев ?).
Технологически исполнен мастерски, это не дешевая серийно – поточная продукция, это вполне могло быть изготовлено и по индивидуальному заказу.  Стилистически корреспондирует с живописью, а в художественном плане – гармонично развивает и дополняет ее (достаточно обратить внимание на такие частности, как изображение кованого гвоздями каблука сапога одного из персонажей, тщательно отполированный нимб над головой младенчика и буквы на нем и т.д.), а так же на сам благородный оттенок цвета золоченого покрытия.
Рассматриваемый памятник не вызывает ни малейшего сомнения в его подлинности и аутентичности, а также в том, что он не подвергался вмешательствам и поновлениям. На современном российском антикварном рынке подобного уровня (художественного, технологического), с  таким сюжетом и в замечательной сохранности встречаются крайне редко.
Данная икона в окладе обладает самостоятельной художественной ценностью, а также историческим и антикварно–коллекционным значением, может представлять музейный интерес; является культурной ценностью и по действующему законодательству не подлежит вывозу с территории РФ.