Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная икона монастырского письма - Святой Нил Столобенский с Зосимой и Савватием Соловецкими. Россия, XVIII век.   Старинная икона монастырского письма - Святой Нил Столобенский с Зосимой и Савватием Соловецкими. Россия, XVIII век.
 
Старинная икона монастырского письма - Святой Нил Столобенский с Зосимой и Савватием Соловецкими. Россия, XVIII век.   Старинная икона монастырского письма - Святой Нил Столобенский с Зосимой и Савватием Соловецкими. Россия, XVIII век.
 
Старинная икона монастырского письма - Святой Нил Столобенский с Зосимой и Савватием Соловецкими. Россия, XVIII век.   Старинная икона монастырского письма - Святой Нил Столобенский с Зосимой и Савватием Соловецкими. Россия, XVIII век.
 
Старинная икона монастырского письма - Святой Нил Столобенский с Зосимой и Савватием Соловецкими. Россия, XVIII век.  
 

Старинная икона монастырского письма - Святой Нил Столобенский с Зосимой и Савватием Соловецкими. Россия, XVIII век.

AR7877

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Редкая старинная икона «Святые преподобные чудотворцы Нил Столбенский, Зосима и Савватий Соловецкие». Икона: дерево, левкас, темпера, масло.  Размеры:  37х31,4х2,5 см. Икона написана в мужской Вселукской Новосоловецкой пустыне (приписная обитель Нило-Столобенского монастыря) и датируется последней третью XVIII столетия. Икона имеет минимум вмешательств: расчищена от грязи, с сохранением оригинального покрывного слоя олифы, живопись закреплена, мелкие сколы затонированы. Общий объем вмешательств менее 2%. Нижний край иконы спилен еще в XIX веке для подгона под киот.

Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Святой Нил Столобенский Чудотворец и целитель считается покровителем Селигерского края. Преподобному Нилу Столобенскому чудотворцу молятся об исцелении от самых разных недугов телесных и духовных. Еще ему молятся о помощи в соблюдении поста, о помощи в воздержании телесном. Нил Столбенский является небесным покровителем и защитником путешествующих по воде и на трудных дорогах.
Святой Савватий считается в народе покровителем пчел и пчеловодства. Он и святой Зосима (друг и сподвижник Савватия) почитались всеми пчеловодами на Руси. Считалось, что они первыми научили русский народ правильному пчелиному хозяйству. На каждом пчельнике, как правило, находилась икона соловецких святых. "Без Бога - ни до порога, а без Зосимы - Савватия - ни до улья". Пчеловодство считалось делом, которое требует праведной жизни и нравственной чистоты. Зосима и Савватий помогают только благочестивым людям.



В первую очередь, данная икона привлекает внимание необычным подбором святых — как правило, три святителя никогда не изображаются вместе, за несколькими исключениями — они могут изображены в одном ряду избранных святых в предстоянии и молении и могут (уже будучи помещенными на отдельных досках) находиться в одном ряду иконостаса.  Хотя, конечно,  между ними существует прямая духовная параллель — в обстоятельствах жития и молитвенного и монашеского подвига каждого из них.
По сути, перед собирательный образ русских пустынников, только под пустынею в данном случае следует понимать пустошь безлюдных лесистых островов. Острова привлекали святых подвижников прежде всего своей удаленностью от греховного мира, безлюдностью, облегчавшей единение с Богом. В "Житии Зосимы и Савватия" читаем: "Преподобный же Саваите ...уязвися безмолвия любовью"; "Остров рекомый Соловки... отстоит же от земля яко два дни шествия имяще... и езера имяша посреди себе многи, и рыбы в них множество... Остров же той древесы разными цветяше... и по раздодолтям всяко древо имяше, и ягодничия много различны ... и сосния пре-велия к соделанию храмов...." В устоявшейся традиции преподобные Зосима и Савватий всегда изображаются на избранном ими острове в окружении созданной ими обители. Преподобный Нил Столбенский, так же уединившийся от мира на окруженный со всех сторон водою остров, как правило, на иконах и эмалевых образках также всегда представлен стоящим подле леса и храма.
В нашей же иконе мы видим уникальный случай — святители и молитвенники зримо объединены в своем духовном подвиге; они едины — показательно, что их фигуры как бы вписаны в некое умозрительное пространство, они находятся в треугольнике, напоминающим рисунок треугольного нимба Саваофа, образуют его грани, находятся как бы «на пьедестале» и даже колористически выделены — подобным способом, они приближены к расположенному выше образу Господа Саваофа, но отделены от окружающего пустынного мира островной природы, которая присутствует на заднем фоне в виде полоски леса и, в свою очередь, служит границей между пустынью и суетным миром.
Помимо мотива треугольника, в композиции данной иконы несколько раз последовательно проводится мотив полукружия — форме сферы в руках у Господа, очертаниям его лучистого нимба вторят формы нимбов и голов, струящиеся мягкие монашеские одежды и плавные жесты рук и ладоней. В свою очередь, можно углядеть здесь и повторение формы — мотива монашеского клобука — символически три изображенных здесь праведника изображают молитвенное монастырское единение. Они принимают льющийся на них с горних Небес свет веры Христовой — причем, разница жестов и выражений ликов наглядно показывает нам, какой разной может быть молитвенная радость — от тихого сокрушения в сердце своем до желания объять весь окружающий мир.
Рассматриваемая икона очень радостная — по выражению ликов, развитому в ней теплому золотистому свечению, спокойной колористической гамме и очень музыкальна по ритму.
Ее происхождение, вне всякого сомнения, следует связать с монастырской культурой иконописания — известно, что Нило-Столобенская пустынь, как и многие большие монастыри России, имела приписные обители. Это были маленькие, не получавшие с казны никакого содержания монастыри, находившиеся на полном обеспечении у богатых обителей.  С 1701 года по 1920-е годы  приписной к обители преподобного  Нила   Столобенского  являлась мужская Вселукская Новосоловецкая пустынь, расположенная на острове  Зосимы  и  Савватия  на озере Вселук (в сорока километрах от озера Столобное и в двадцати километрах от истока Волги). Возможно, с высокой долей вероятности, что именно эта удивительна деталь и нашла отражение в рассматриваемой иконе. Следует также заметить, что размер ее отличается от так называемых «пядничных образов» - то есть, икон массового письма, которые испонялись для продажи паломникам в качестве своеобразных «духовных сувениров». Возможно, мы имеем дело с иконостасным образом из неизвестного храма.
В нашем случае, писавший икону мастер сознательно работает в стиле нового времени, перед нами настоящая «русская икона синодального периода», и это объяснимо — ведь он изображает практически современников, память о которых еще жива в народе, в отличие от древних христианских первомучеников.  К тому же, мастер уже имеет перед глазами развитую иконографию «портретного» изображения старцев.
Данная икона представляет собой редкий и хороший образец русской иконы 19 века.
Как произведение русской иконописи возрастом более 100 лет является культурной ценностью, имеет историческую ценность, представляет большой антикварный и коллекционный интерес, может представлять интерес для музейного собрания.