Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50
Москва, Гоголевский б-р 8c2

   
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Редкая старинная икона Иверская Божья Матерь в окладе расшитом бисером. Святая Земля, Елеонский монастырь 1906-1914 годы.   Редкая старинная икона Иверская Божья Матерь в окладе расшитом бисером. Святая Земля, Елеонский монастырь 1906-1914 годы.
 
Редкая старинная икона Иверская Божья Матерь в окладе расшитом бисером. Святая Земля, Елеонский монастырь 1906-1914 годы.   Редкая старинная икона Иверская Божья Матерь в окладе расшитом бисером. Святая Земля, Елеонский монастырь 1906-1914 годы.
 
Редкая старинная икона Иверская Божья Матерь в окладе расшитом бисером. Святая Земля, Елеонский монастырь 1906-1914 годы.   Редкая старинная икона Иверская Божья Матерь в окладе расшитом бисером. Святая Земля, Елеонский монастырь 1906-1914 годы.
 

Редкая старинная икона Иверская Божья Матерь в окладе расшитом бисером. Святая Земля, Елеонский монастырь 1906-1914 годы.

AR7846

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Шикарная паломническая старинная икона Иверская Пресвятая Богородица или Богородица «Вратарница» в бисерном окладе монастырской работы. Дерево, холст, грунт, масло; шитье бисером, стеклярусом и стразами. Размеры: 28,7х22,2 см.  На обороте надпись чернилами в виде оттиска овальной печати: "Благословение святой горы Елеонская женская община в Иерусалиме".  Святая земля, конец XIX – первая четверть XX веков.

Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Иверская икона Божьей Матери помогает в первую очередь раскаявшимся грешникам найти в себе силы и путь к покаянию, о них же молятся перед ней их близкие. Как и перед каждой чудотворной иконой, перед нею молятся об исцелении недугов душевных и телесных. Но прежде всего Богоматерь, явив человечеству свой Иверский образ, через него является Заступницей и Хранительницей своих земных уделов и дома, где почитают эту Её икону. Недаром еще одно название этого образа Портаитисса – Вратарница, чудесным образом предупреждавшая монахов Афона и весь мир об угрожающих планетарных событиях. Так что, если в доме есть этот образ, перед ним можно молиться о сохранении своего жилища от бедствий – пожара, потопа, нападения воров и пр.



Икона представляет собой яркий образец культурного и художественного наследия зарубежных русских православных обителей и общин.  Как правило, эти предметы изготавливались в монастырских мастерских, имеющих ремесленно – кустарный характер, силами насельниц и послушниц. И одной из главных задач при изготовлении такого рода продукции был не собственно сбор денежных средств на нужды обители, а миссионерская задача. Сравнительно  небольшой размер и вес доски должны были облегчить распространение образов со Святой земли по всем уголкам православного мира. В подобном контексте оттиск печати на обороте доски с наименованием монастыря (реже – еще и автора – исполнителя) призван послужить своего рода «удостоверением» сконцентрированных здесь святости и благости самой земли Иерусалимской.
Ведь Елеонский женский монастырь в Иерусалиме, утвержденный в качестве Обители Священным Синодом Русской Православной Церкви в 1906 году, расположен  в непосредственной близости от Гефсиманского сада, а также – от места тайного погребения Иоанна Предтечи и, кроме всего, в месте Вознесения Христова. 

Именно об этих местах сказал современный поэт: «Там, на Елеонской горе молился Иисус перед казнью…
Молился один на заре И сердце не знало боязни…».
Соответственно, среди изобразительной продукции, выпускаемой монастырскими мастерскими, наиболее любимым было изображение Богоматери.
Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Ныне она пребывает в Иверской обители на Афоне, а в IХ веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829–842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, ворвались в дом этой христианки, и один воин в безумной ярости мечом ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Пораженный этим, воин пал ниц перед иконой, горько раскаиваясь в своем поступке. Впоследствии он оставил иконоборческую ересь и окончил жизнь монахом.
Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. После их ухода женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком) долго молилась перед святым образом, прося Владычицу о заступничестве и милости. Для сохранения святой иконы вдова опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. В 980 году тремя знатными иверцами на Святой Горе была основана Иверская обитель. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде, однако при приближении иноков икона удалялась.
После молебна о даровании монастырю святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 12 июля), по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме.
Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла
святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами, поэтому святая икона еще называется Портаитиссою, Вратарницею.
История Иверского монастыря сохранила множество случаев заступления и милости Пресвятой Богородицы: избавление обители от варваров, чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеление болящих. Многие чудеса описываются и в современной летописи обители.
На древних списках этой святой иконы в России - Святоозерском, Валдайском и Новодевиченском лик Богоматери нельзя назвать грозным, но выражение его действительно очень серьезно. На других Афонская Иверская икона производит впечатление величия, но не страха; а греческая надпись на списках этой иконы Богоматери в России говорит, что она Портаитисса Иверская милостивая. Судя по знамениям и чудесам от Иверской иконы, Пресвятая Владычица является, милостивою к просящим Ея помощи и заступления и кающимся грешникам, но грозною и наказующею в отношении к врагам святой веры и нераскаянным грешникам. На Руси время ее особого почитания начинается с 17 века, активно строятся храмы, названные в честь сего образа, создаются многочисленные списки и украшаются ризами – коваными, чеканными, украшенными камнями и эмалями, шитые.   
Риза это накладное украшение на православных иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (личного - лица и рук), для которых сделаны прорези; ризы, шитые бисером или жемчугом, назывались «жемчужной обнизью» и «бисерным шитьем».
Сверкающая риза иконы символизирует исходящий от неё небесный невещественный свет: «Одеяйся светом, яко ризою». «Эти ризы, покрывающие на иконах написанные одежды святых, понимались как символическое раскрытие образа спасения души, сияющей одеждой чистоты (серебро) и божественной благодати (золото). Украшение окладов самоцветами, жемчугом, цветными эмалями - „бисером многоценным“ - символ богатства души, украшенной множеством духовных дарований». Цель окладов - создание символа невещественного Света, в котором пребывают святые.
Рассматриваемая икона характеризуется народным началом, ярко проступающем в трактовке «личного», в миловидных округлых ликах, и большой лаконичностью в подборе орнаментов, их ритма  и цветовом построении композиции «ризы». Ритм крупный, мерный, все очень строго и в то же время – максимально четко передана идея сияния, пребывания в потоках света, и воспоминания о звездном небе, о красоте одежд священнослужителей, отголоски представлений о мозаичном украшении храма. Это интересный момент – ведь именно вблиз елеонского монастыря еще в конце 19 века были найдены раннехристианские мозаики, которые затем стали частью декоративного решения вновь отстроенных храмов. Существуют определенные художественные параллели между набором объемного рисунка из отдельных мелких плоских камушков и бисерной обнизью. Все это нашло свое отражение в рассматриваемом памятнике.
Икона  с большой степенью вероятности может быть датирована 1906-1914 годами, периодом расцвета обители, до наступления войн. Она имеет коллекционное, историческое и культурное значение, может представлять антикварно–коллекционный и музейный интерес.