Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50
Москва, Гоголевский б-р 8c2

   
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Православная старинная икона "Покров Пресвятой Богородицы". Россия, Вологодчина XVIII век.   Православная старинная икона "Покров Пресвятой Богородицы". Россия, Вологодчина XVIII век.
 
Православная старинная икона "Покров Пресвятой Богородицы". Россия, Вологодчина XVIII век.   Православная старинная икона "Покров Пресвятой Богородицы". Россия, Вологодчина XVIII век.
 

Православная старинная икона "Покров Пресвятой Богородицы". Россия, Вологодчина XVIII век.

AR7782

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная икона с образом "Покров пресвятой Богородицы" написана в вологодском регионе во второй половине XVIII века. Проведена профессиональная реставрация живописи. Размер иконы: 23,3х21х2,3см.
Икона с документом, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
Почитание Богородицы как Заступницы, Ходатаицы за людей укоренено в самой глубине христианской традиции и опыта. Именно чудесам Божией Матери мы обязаны таким количеством Ее чудотворных икон, которые во все времена пользовались почитанием православных христиан, и не только православных.
Ее ходатайство сильно облегчает скорбь и беды человеческой жизни. Если же они необходимы во имя спасения души человека, то Божия Матерь облегчает перенесение этих горестей. Ее ходатайство уменьшает меру назначенных страданий, озаряет лучами небесной, не обманчивой радости. «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором», – обращаются люди вновь и вновь к Богородице, зная, что Она всегда простирает Свой молитвенный покров над всеми православными христианами и умоляет Сына Своего о даровании нам вечного спасения. Молитва большинства православных верующих – это еще одна возможность попросить Богоматерь о защите и заступничестве: «Пресвятая Богородица, спаси нас».



Иконография данной иконы восходит сразу к двум знаменательным для верующего человека событиям древности, случившимся в константинопольском Влахернском храме - месте, где хранилась риза Пресвятой Богородицы.  Одно из этих событий это явление Блаженному Андрею и его ученику Епифанию самой Богоматери в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, а второе это так называемое еженедельное влахернское «чудо», происходившее каждую пятницу на всенощном богослужении в том же храме. Суть его в том, что при чтении молитвы, покров, наполовину закрывавший изображение Богоматери, неведомой силой поднимался и оставался парить над иконой во время всей молитвы.
Посередине иконы на фоне условно изображенного базиликального константинопольского храма находится стоящая на облаке, в легком трехчетвертном развороте, с поднятыми в молитвенном жесте руками сама Пречистая Дева, обращенная к небесному образу Бога. Через ее руки перекинут белый плат – Покров – «сверкающий как молния». Внизу, на амвоне, символически изображенном в виде стоящего на возвышении трона, находится святой Роман Сладкопевец со свитком в руках.
По сторонам, в несколько ярусов, - очевидец влахернского чуда святой Андрей Юродивый, указующий своему юному ученику на образ Богоматери, и другие святые.
В нашей иконе происходит как бы сочетание двух древнерусских традиций изображения данного сюжета, новгородской и суздальской, и дальнейшее обогащение их новыми элементами. Так, очень интересно изображен храм – в нем мы отчетливо читаем и древнюю схему базилики, и черты современных иконописцу русских храмов с колокольнями, созданных в стиле классицизма, с активным использованием ордерных элементов (колонн с капителями, широких полос карнизов). В то же время, пропорции изображенной архитектуры как нельзя лучше подчеркивают и максимальное тщание художника в попытке передать правильность в изображении фигур персонажей. Их позы стереотипны, но не шаблонны и не застылы, а напротив, отличаются живостью и одухотворенностью осветившего их внутреннего молитвенного порыва. Сложный рисунок складок фигур второго «яруса» отвечает той же цели – передаче их активного внутреннего состояния.  Темный цвет ликов оказывается активно разбелен положенным сверху «светами», так же высветлен и весь остальной колорит, как будто каждый цвет содержит в себе отголосок цвета неба.
В целом, иконография, стиль, колорит и манера письма характерны для так называемого Русского Севера указанного периода времени.
Культура «оклада» (или «обклада») полей иконы декорированными полосами желтого металла также имеет под собой древнюю традицию и отвечает общей цели  - зримо передать традицию присутствия света Божьего, который через образа, как через окна, проникает в наш мир. Технологически и стилистически оклад наследует той же традиции, что и само изображение в красках и относится к тому же временному периоду. Икона выполнена профессиональным художником, возможно, на заказ, для личного индивидуального моления.