Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная печатная икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» или «Благоуханный Цвет». Россия, рубеж XIX-XX веков.   Старинная печатная икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» или «Благоуханный Цвет». Россия, рубеж XIX-XX веков.
 

Старинная печатная икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» или «Благоуханный Цвет». Россия, рубеж XIX-XX веков.

AR7798

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Маленькая старинная печатная иконка с одним из самых красивейших образов Божией Матери «Неувядаемый цвет» изготовлена печатным способом (хромолитография) на рубеже XIX-XX веков. Икона спрятана в деревянном ковчеге и закрыта толстым стеклом. На обороте закреплен старинный бронзовый православный нательный крестик. Бумажка на обороте несла на себе какой то текст, но в данный момент читается только "...Москва..". Размер: 10,5х6,5 см.
Образ Божией Матери «Неувядаемый цвет» – иконописное воплощение целомудрия и чистоты, прежде всего, как свойств духовных, поэтому молящимся перед ней Богородица дарует помощь в обретении и сохранении этих чудесных и спасительных для каждого нас качеств. Целомудрие – целостность мудрости, внутренний покой, душевная тишина, смирение и кротость, они даруют женской натуре ту стойкость духа, какую более не найти нигде. Молитва перед этим образом помогает в сохранении брака, укреплении семьи, в разрешении семейных проблем, в преодолении горестей, которые иногда случаются в нашем быту. Девушкам, которые хотят вступить в брак, молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» помогает не ошибиться в выборе спутника жизни, найти того, кто станет заботливым главой семьи, верной и надежной опорой и защитой, и этот брак устоит и останется нерушимым при любых житейских коллизиях. Незамужние девицы отроческого возраста, которых воспитывают в вере с самых ранних лет, вступая во взрослую жизнь, просят Богородицу в Ее образе «Неувядаемый цвет» оградить их от соблазнов мира, помочь взрастить в себе подобие первообразу – Пречистой, чтобы со временем передать этот чудесный опыт своим детям. Искренняя и усердная молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» наставляет на верную дорогу духовно страждущих, помогает найти силы перенести глубокие печали, не обессилеть от разочарования, избавляет от уныния и тяжелых помыслов. Есть свидетельства, что молитва перед образом помогает на долгое время сохранить здоровье и молодость – душевные и телесные. День празднования иконы «Неувядаемый цвет» – 16 апреля (по новому стилю).


История происхождения иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» трогательна и одновременно величественна. С давних пор на острове Кефалония, расположенном близ Афона, очень красивого и самого большого острова в Ионическом море, есть традиция – ее сохраняют и теперь: в день Благовещения Пресвятой Богородицы сюда приносят белые цветы, подобные лилии, с которой в руке к Пречистой явился архангел Гавриил, чтобы явить Ей волю Божию о Ней. Цветы трепетно и бережно кладут под киот, к Ее лику, и там они остаются до самого праздника Ее Успения без воды и без солнечного света. Но происходит чудо: спустя почти пять месяцев стебли их, высохшие, находившиеся в полумраке, невероятным образом наполняются влагой, оживают, вместо засохших соцветий возникают новые бутоны и распускаются в белые пышные цветы – вот он, «неувядаемый цвет»!
Предположительно именно этой замечательной традицией были вдохновлены афонские монахи на написание уникального образа, от которого в свою очередь родилось множество иконописных версий, весьма разнящихся между собой, но по типу восходящих к Одигитрии-Путеводительнице. По другим данным, первое появление этого образа произошло в Константинополе, однако к этому склоняется меньшее количество исследователей разнообразнейшей иконографии «Неувядаемого цвета».
Но, наверное, помимо чудесного воскрешения сухих цветов у образа Божией Матери на острове Кефалония, вдохновительной основой для изобразительного воплощения непременного и отличительного атрибута иконы «Неувядаемый цвет» стали эпитеты из текстов богослужений, где Пречистую сравнивали с цветком – «неувядаемым, благоуханным». От второго эпитета возник еще один распространенный список – «Благоуханный цвет», его первое появление считается более поздним. Эпитет же «неувядаемый» взят из «Канона благодарного Пресвятой Богородице» Иосифа Песнописца. Канон вошел в состав действующих богослужебных литературных собраний Православной Церкви, и его духовно возвышенное, восхищающее и трогающее душу искренней любовью к Заступнице содержание стало источником для написания новой иконы.
Преподобным Иосифом Песнописцем создано множество канонов, сохранившихся в молитвенном наследии русского православия. Как пишет о нем в статье «Церковные песнотворцы» (глава «Литургическое наследие преподобного Иосифа Песнописца») монахиня Игнатия : «Каноны преподобного Иосифа отличают продуманность образов, положенных им в основу каждого своего произведения, исключительное изящество выражения, часто особая форма изложения той идеи, которую он хочет подчеркнуть в каноне. Работая над формой, святой Песнописец часто обращался к тем стилистическим приемам, которые были разработаны еще древнегреческой риторикой».
Считается, что от первого афонского списка, который распространился в православном мире, возникло три основных – греческий, русский, болгарский. От них в свою очередь произошли последующие варианты, что и породило это удивительное иконографическое разнообразие. По времени создание первого, греческого оригинала этой иконы относят к XVI–XVII, а появление ее в России – к XVII–XVIII векам. Один из первых почитаемых списков попал через паломников в Московский Свято-Алексеевский монастырь, первое упоминание о котором датировано 1757 годом, и именно в ее честь совершается празднование 3/16 апреля. Откуда пришла иконография образа, доподлинно неизвестно, но есть предположение, что с Балкан.
На российскую иконопись XVII века сдержанно, но тем не менее заметно оказывала влияние западная традиция в течение полутора десятилетий Смутного времени, которое закончилось в 1613 году. Она проникала на Русь со стороны католических Польши и Литвы, где издавна использовались атрибуты, нехарактерные для византийской традиции, – царские венцы, цветы и т.д. Но изображение их в русской иконописи было освящено гимнографией православия, где эпитетом «неувядаемый цвет» награждены в разных молитвенных творениях и Христос, и Матерь Его. К примеру на Алексеевском списке цветущая ветвь в руке Богородицы увита лентой, а на ней прописан ирмос Первой песни «Канона благодарного»: «Цвете Неувядаемый! Радуйся, Едина прозябшая яблоко благовонное: Радуйся, благоухание Единаго Царя!»
Примерно в то же время в Центральной и Южной России появляются другие списки, и разнообразие их просто грандиозно, все они великолепны, и непременный их атрибут – белые, розовые, красные цветы в вазонах, гирляндах, шпалерах, на иных образах это пышно расцветшие жезлы в руке Богоматери. Иногда цветки вплетены в нимбы вкруг главы Младенца Иисуса или составляют постамент, на котором стоит Пречистая с Богомладенцем на руках. В дивных стилизованных в той или мере соцветиях угадываются розы, лилии, бессмертники, обильно растущие по склонам Священной горы Афон и считающиеся символом не только бессмертия, но и чистоты.
Также этот образ возник из православного иконографического наследия: в Музее Бенаки, в Афинах, хранится икона Святой Анны с маленькой Марией, датируемая XV веком. У Пречистой Девы в руке лежит белый цветок, и в этой символике отчетливо читается прообраз белой лилии, которую когда-то вручит Ей архангел Гавриил. В Государственном историческом музее находится икона XVI века «Богоматерь с Младенцем с цветком», где цветок в руке не Богородицы, а Иисуса, как и на иконе первой половины XVII века «Богоматерь с Младенцем», созданной в Белоруссии. Полагают, что этот список стал исходным для изображений короны на головах Богоматери и Богомладенца и органично вписался в канонические принципы православной иконописи.
К XIX веку сложнейшие композиции иконы упрощаются, уходит обилие атрибутов, кроме короны, цветы часто обозначены одной ветвью в руке Богоматери, икона становится менее расцвеченной и по композиции, и по колориту, потому, по мнению историков и искусствоведов церковной живописи, более поздние списки уступают древним. С этой точки зрения икона Божией Матери «Неувядаемый цвет», созданная иконописцем Мариной Филипповой, продолжает изначальную, древнюю традицию, хотя за основу изображения взят поздний, не переполненный атрибутами канон.
Будто сотканные из цветов одеяния Богоматери и Младенца, выстланный тем же орнаментальным цветочным полем ореол вокруг центральной композиции – во всем явно ощущается обращение автора к русской традиции, и так нивелируется, уходит прочь даже намек на исходное влияние западной культуры в иконографии образа «Неувядаемый цвет». Стиль кузнецовского письма опирается на историю русского орнамента, его коренную связь с нашей родной природой, и иконописец Марина Филиппова в полной мере прилагает это замечательное творческое наследие к новому изложению прекрасной православной иконы. С одной стороны, этот образ теперь видится подлинно русским, берущим начало в византийской школе, а с другой – в новом воплощении икона «Неувядаемый цвет» XXI века по-прежнему вдохновенно и восхищенно воспевает Богородицу и Христа как «неувядаемый, благоуханный цвет». В ней возвращается частично утраченный в позапрошлом столетии радостный, жизнеутверждающий смысл первых списков, отражающий чувства преподобного Иосифа, афонского монаха, создателя оригинала, и тех, кто наблюдает из года в год чудо на острове Кефалония…
Эпитеты, характеризующие Богоматерь, источником которых стали присущие Ей качества как Матери Того, Кто придет через Нее, чтобы дать Жизнь Истинную всему человечеству, прекрасные поэтичные и возвышенные сравнения, которые звучат в словах богослужений, слагают полноту духовного значения этого образа. Если глядеть на этот образ, радуясь и любуясь, они просто возникают в душе из молитв, которые мы Ей возносим. Она – «сад живоносный», Она – «корень девства и неувядаемый цвет чистоты», Она – «плодоносная земля, взрастившая Хлеб небесный». Под Хлебом небесным подразумевается образ Христа, Который, как мы помним из евангельского рассказа о Тайной вечере, преломляя хлеб и раздавая его ученикам, сказал: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22, 19, Мф. 26, 26; Мк. 14, 22), поэтому на некоторых изображениях в руке Пречистой мы видим не цветы, а колос.
Благодарение Богу, что волею Его и мы можем теперь припадать в молитве к образам, столь нами любимым, и недаром первой рукотворной иконой, вышедшей из-под кисти апостола, стала икона Пречистой, Которая «взяла в усыновление весь мир». Ее Лик на иконе «Неувядаемый цвет», вся икона – сочетание радости и умиротворения, столь искомого нашей вечно смятенной в ежедневной суете душой, а вся русская православная иконография – это изумительное сокровище, дарованное нам Господом во спасение, вразумление и стяжание духовной радости и благодати.