Редчайшая старинная икона «Святой равноапостольный Николай Японский». Россия-Япония 1912-1925 год


Частная коллекция
Артикул : ar7994
Доставка: СДЭК или Почта РФ
Датировка: 1912-1925 год
Регион: Россия-Япония
Размер: 27,5х22 см
Самовывоз: нет
Распечатать

Сопроводительная документация

Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА

Уникальная в своем роде, старинная икона с образом Святого Отца Николая «Японского» (в миру - Иван Дмитриевич Касаткин), написана на металле, в самом начале 20 века (предположительно 1912-1925 год). С большой долей вероятности можно предположить, что икона написана по индивидуальному заказу для команды одного из русских судов и являлась "корабельной святыней". Икона в первозданном виде, не подвергалась реставрации. Икона помещена в старинную оригинальную раму (стекло современное). В качестве бесплатного бонуса к этой иконе прилагаются 3 номера журнала "Русский Паломник" от 1912 года, в которых имеются статьи, посвященные Святому Николаю Японскому. Икона: металл, масло. Размер иконы:  27,5х22 см. Размер рамки: 33х26 см. Если вы решите купить икону в подарок на день рождения мужчине, то можете быть уверенными в ее подлинности.
Святого Николая Японского почитают как покровителя спортсменов, занимающихся восточными единоборствами. Николай Японский – покровитель самбо и дзюдо. Святитель Николай Японский - покровитель миссионеров, катехизаторов, церковного клира. Ему молятся о помощи в неверии и маловерии сродников и знакомых, о помощи в учебе, изучении языков, о вразумлении  и обращения нехристиан и маловеров, о возвращении в лоно Церкви людей, попавших в секты. День памяти: 3 февраля.

Перед нами – интереснейший артефакт, уникальное в своем роде и очень редкое изображение крайне незаурядной личности:  Николай Японский (в миру - Иван Дмитриевич Касаткин). Годы жизни: 1836 — 1912. Епископ Русской Церкви; миссионер, основатель Православной церкви в Японии.
По собственному желанию вызвался ехать в Японию, где требовался клирик для русской посольской церкви. Проповедь христианства среди японцев была исключительно трудным делом из-за подозрительного, а порой и враждебного отношения в Японии к иностранцам. В течение 8 лет Николай изучал язык, культуру, религии и быт страны и обрел знания, даже по японским меркам, исключительно глубокие и обширные. Первые плоды апостольская деятельность Николая принесла к концу 1860-х гг. В 1869 была организована Миссия с центром в Токио. В 1878, несмотря на гонения, православная японская община насчитывала свыше 4 тыс. человек, а к концу жизни Николая — свыше 33 тыс. Когда разразилась Русско-Японская Война 1904-1905 года, епископ Николай, единственный из русских подданных, остался со своей паствой в Японии и организовал заботу о русских военнопленных, чье общее число достигало 73 тысяч. Деятельность епископа Николая во время войны была высоко оценена и в Японии и в России. Император Николай II наградил святителя орденом св. Александра Невского, а 24 марта 1906 года Святейший Синод возвел его в сан архиепископа Токийского и всея Японии. В Японии же он стал известен всей стране и почитаем многими как святой.
Почитание святителя началось еще при его жизни и проявилось во время беспрецедентных похорон. Щепки от его гроба сохранялись людьми как святыня. Святые мощи архиепископа были приданы земле на кладбище Янака, одном из самых уважаемых кладбищ Японской столицы.
Не только православные чтили память великого пастыря, но и вся Япония знала и почитала святителя. Даже через 58 лет после его кончины, когда во время канонизации верующие хотели перенести святые мощи в собор, им это не разрешили, сказав, что святой Николай принадлежит всему японскому народу, независимо от вероисповедания, и останки его должны остаться на народном кладбище.
В каждом храме Японской Церкви за каждой литургией поется тропарь равноапостолу, в отпусте поминается его имя, а также имеется икона или фреска святого покровителя этой земли.
Как мы уже отметили выше, канонизирован Николай был уже после смерти, в 1970-м году, поэтому наш памятник является вдвойне уникальным: по сути, создан он был еще в жанре портрета священнослужителя («святого отца», как гласит надпись), но с течением времени просто из памятника, имеющего мемориальный характер, превратился в подлинный иконописный образ.
Сохранилось несколько прижизненных фотографий святителя, в разном возрасте, с которыми мы можем сравнить рассматриваемое изображение и которые позволяют нам утверждать, что на нем достаточно точно передано портретное сходство (в первую очередь, в лице). Святитель изображен в праздничном облачении, с посохом - как пастырь и духовный просветитель, за спиной которого – условный пейзаж с видом Японского моря, гор и храма.
Живопись энергичная, уверенная. Фигура свободно расположена в пространстве и вписана в окружающий пейзаж, сразу привлекает к себе внимание благословляющий жест руки. Все  пейзажные детали также написаны достаточно свободно и с некоторой маэстрией. Только в изображении лика письмо становится как будто более робким – похоже, что лик дописывался последним, возможно, копировался с образца, но даже при этом он остается остро выразительным, в изображении четко и недвусмысленно читается индивидуальная психологическая характеристика персонажа.
Манера исполнения – живописная. Материал основы и формат говорят о том, что,  скорее всего, в дальнейшем планировалось закрепление и монтаж этого изображения на дерево либо к стене.  В то же время, использование металлической основы было распространено в России в конце 19 – начале 20 веков и не является чем-то уникальным само по себе.  Поэтому невозможно однозначно ответить, было ли создано данное произведение в России или в Японии, по натурным впечатлениям от встреч со святителем или же только по фото.
Рассматриваемое произведение является крайне редким,  представляет большой коллекционный интерес, антикварный интерес, имеет музейное значение, культовое значение, является исторической и культурной ценностью.

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский.
Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, в миру Иван Димитриевич Касаткин, родился 1 августа
1836 года в Березовском погосте, Вольского уезда, Смоленской губернии, где его отец служил диаконом. Пяти лет он потерял мать. Окончив Бельское духовное училище, а затем Смоленскую духовную семинарию, в 1857 году Иван Касаткин поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 24 июня 1860 года в академическом храме Двенадцати Апостолов епископ Нектарий совершил пострижение его в монашество с наречением имени Николай. В день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня, инок Николай был посвящен во иеродиакона, а 30 июня - в престольный праздник академического храма - в сан иеромонаха. Затем по его желанию отец Николай был назначен в Японию, настоятелем консульского храма города Хакодате.
Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно немыслимой. По словам самого отца Николая, "тогдашние японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи". Восемь лет ушло на то, чтобы изучить страну, народ, язык, нравы, обычаи тех, среди кого предстояло проповедовать, и к 1868 году паства отца Николая насчитывала уже около двадцати японцев. В конце 1869 года иеромонах Николай в Петербурге доложил Синоду о результатах своей работы. Было принято решение: "Образовать для проповеди между японскими язычниками Слова Божия особую Российскую Духовную Миссию". Отец Николай был возведен в сан архимандрита и назначен начальником этой Миссии. Вернувшись в Японию, будущий святитель передал Хакодатскую паству иеромонаху Анатолию, а сам перенес центр Миссии в Токио. В 1871 году в стране началось гонение на христиан, многие подвергались преследованиям (в том числе первый православный японец, знаменитый впоследствии миссионер-священник Павел Савабе). Только к 1873 году гонения несколько прекратились, и стала возможна свободная проповедь христианства.
В тот же год архимандрит Николай приступил к строительству в Токио церкви и школы на пятьдесят человек, а затем и духовного училища, которое в 1878 году было преобразовано в семинарию.
В 1874 году в Токио прибыл Преосвященный Павел, епископ Камчатский, чтобы рукоположить во священный сан рекомендуемых архимандритом Николаем кандидатов из местного населения. К этому времени при Миссии в Токио действовали четыре училища - катихизаторское, семинарское, женское, причетническое, а в Хакодате два - для мальчиков и девочек. Во второй половине 1877 года Миссией стал регулярно издаваться журнал "Церковный вестник". К 1878 году в Японии насчитывалось уже 4115 христиан, существовали многочисленные христианские общины. Богослужение и преподавание на родном языке, издание книг религиозно-нравственного содержания - вот средства, которые позволили Миссии добиться за короткий срок столь значительных результатов.
30 марта 1880 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа. Вернувшись в Японию, святитель с еще большим усердием стал продолжать свои апостольские труды: завершил строительство собора Воскресения Христова в Токио, принялся за новый перевод Богослужебных книг, составил на японском языке особый православный Богословский словарь.
Большие испытания выпали на долю святителя и его паствы в период русско-японской войны. За свои подвижнические труды в эти тяжелые годы он был удостоен возведения в сан архиепископа.
В 1911 году исполнилось полвека с тех пор, как молодой иеромонах Николай впервые ступил на японскую землю. К тому времени в 266 общинах Японской Православной Церкви было 33017 христиан, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 священников, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катихизаторов.
3 февраля 1912 года, на 76-м году жизни, просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу. Священный Синод Русской Православной Церкви 10 апреля 1970 года вынес акт о прославлении святителя в лике равноапостолов, ибо в Японии святой уже давно был чтим как великий праведник и молитвенник пред Господом.

Молитва святому равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому
О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святый святителю, равноапостольный Николае Японский! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися обращенным тобою ко Христу, и всея паствы Христовы людем. Упроси Вышняго: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш, процветание Православия в стране нашей Российстей и в земли Японстей да утвердит. Архиереи благолепием святительства да украсит, монашествующыя к подвигом добраго течения да укрепит: царствующыя грады и вся грады страны добре сохранит. О святителю предивный! Мир весь предстательством твоим умири: от глада, жажды, пагубы и крамолы избави ны, от стихий часто находящих на ны, грех ради наших многих, от тлетворных ветр, губительныя язвы и от нападения иноплеменных сохрани. Старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя и в темнице сидящыя свободи и возврати, немощствующыя исцели, плавающым буди добрый кормчий, и всех везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к тебе, и усердно припадающих, и молящихся тебе от клеветы и всяких напастей, враг видимых и невидимых, бед и всякаго зла твоим ходатайством свободи. Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да простит нам вся грехи, от юности содеянныя нами, и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит, да купно с ними славим Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна. Подробнее о способах доставки...