Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50
Москва, Гоголевский б-р 8c2

   
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная иконаи знаменитой православной святой Преподобной Ефросинии Полоцкой, Игуменья земли русской. Россия XIX век.   Старинная иконаи знаменитой православной святой Преподобной Ефросинии Полоцкой, Игуменья земли русской. Россия XIX век.
 
Старинная иконаи знаменитой православной святой Преподобной Ефросинии Полоцкой, Игуменья земли русской. Россия XIX век.   Старинная иконаи знаменитой православной святой Преподобной Ефросинии Полоцкой, Игуменья земли русской. Россия XIX век.
 

Старинная иконаи знаменитой православной святой Преподобной Ефросинии Полоцкой, Игуменья земли русской. Россия XIX век.

AR7811

Статус: есть в наличии

Местонахождение: г. Москва

30000 руб.  
 

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная икона с образом Святой Преподобной Ефросиньи Полоцкой написана во второй половине XIX века. Икона не подвергалась реставрации или иным вмешательствам в авторскую живопись. Размер: 26,5х18,5х2,5 см. Хорошее коллекционное состояние.

Икона с документом. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом Министерства культуры РФ. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Святая Преподобная Ефросиния Полоцкая принадлежит к сонму наиболее чтимых Православной Церковью святых. Святая Ефросинья Полоцкая — первая белорусская и, по некоторым данным, восточнославянская просветительница. Святая Ефросиния Полоцкая почитается покровительницей и небесной заступницей земли белорусской, еще Преподобная Евфросиния Полоцкая прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества.



Имя  Ефросиния  было наречено ей при постриге. Первое же было славянское – Предслава, или Предислава. Как будто предвидели, что носить его она будет недолго – перед славой неземной, неотмирной – духовной. Бог предызбрал ее как одну из первых русских игумений, как образец на века, как  покровительницу  женского русского монашества.
Предание сохранило свидетельство о том, что правнучка святого равноапостольного князя Владимира Киевского, дочь  полоцкого  князя Георгия Всеславича княжна Предслава была необыкновенно красива. До сих пор образ, написанный с мощей, поражает правильностью черт: по-монашески сосредоточенный и вместе с тем чистый ангельский лик, в нем нет суровости, напротив – женственность и кротость.
От рождения ей было дано все: приложением к красоте были знатность рода и высокое положение, благочестие. Она была рано обучена грамоте, чтению Священного Писания, Псалтири и других духовных книг. Многие князья просили ее руки. Но она была словно не принадлежащей к миру. Узнав о том, что родители задумали обручить ее с одним из знатных князей, Предслава в 12 лет тайно ушла из дома в обитель, где настоятельницей была ее тетя – игуменья Романия (вдова Романа Всеславича).  Жила Ефросинья  Полоцкая  в 12 веке, в то время девочек выдавали замуж с 10 лет, а женихам было по 12-15 лет. Вот и Ефросиньи было 12 лет, самая пора замужества. Мы не знаем кто должен был быть её мужем, но вполне возможно, что отнюдь не молодой уже князь. И потому, как говорят историки, Ефросинья  Полоцкая  в монастырь в 12 лет пошла не из-за своей набожности, а скорее уходя от нежеланного брака. И потому игуменя, её тётка не желала Ефросинью постригать в монахини, она боялась гнева отца Ефросиньи. А потому было решено всю ответственность возложить на  полоцкого  епископа Илью.. Епископ как духовное лицо имел большое влияние на князей Полоцка и он лично договорился с отцом Ефросиньи отпустить её в монастырь.
По благословению епископа  Полоцкого  Илии юная монахиня стала жить при Софийском соборе, подражая Пресвятой Богородице, в детские годы жившей при Иерусалимском храме. Здесь она изучала книги из библиотечного собрания, занималась их переписыванием, раздавая большую часть денег, полученных за работу, нищим.
По преданию, однажды в сонном видении  Ефросинии  явился ангел, который возвестил ей волю Божию – основать обитель невдалеке от Полоцка, в местечке с названием Сельцо. Видение повторилось дважды. С этим же повелением ангел был послан и к епископу  Полоцкому  Илии. И вскоре  Ефросинии  был передан Преображенский храм в Сельце – для основания при нем женского монастыря. Сборы были недолгими: все имение монахини, кроме немногих личных вещей, составляли книги, которые она взяла с собой для духовных занятий и обучения будущих насельниц.
Удалившись от мира, монахиня  Ефросиния  все же не смогла избежать известности. В первые годы жизнь ее была тихой, сокровенной. Молитва, обучение грамоте сестер, переписывание богослужебных и святоотеческих книг, пение и златошвейное искусство – все то, что заполняет жизнь женских монастырей, проходила и она. Радостью был приход в монастырь двух ее родных сестер, которых она постригла в монахини. В монашестве им были даны имена Евдокия и Евпраксия. Обученные грамоте, искусствам, они стали ее помощницами в устроении дел монастыря. При обители было решено создать школу, и это привлекло под ее покров новых молодых насельниц. Простые и знатные, они встречали со стороны матушки любовь, видели в ней душу просвещенную, светлую, евангельскую. Долгожданным было монашество для игуменьи, и послушницам передавалось то же чувство – высшей радости, равной которой нет на земле. Работа ли пост – все шло с молитвой, все во славу Божию, во спасение.
При игуменье  Ефросинии  в Спасо-Преображенском монастыре понемногу строились храмы. В 1161 году был воздвигнут новый каменный храм во имя Спасителя. Благословение Господне приходило и через святыни. Одной из главных стал крест с частицами мощей многих святых и частью Животворящего Креста Господня.
Позднее предметом особого попечения игуменьи стал и основанный ею Богородицкий монастырь. Для него святая просила Патриарха Константинопольского Луку и византийского императора Мануила прислать ей список чудотворной Ефесской иконы Божией Матери, по преданию, написанной святым апостолом и евангелистом Лукой. Спустя годы Ефесская икона на Руси получила известность под названием «Корсунская». А в 1239 году она была перенесена в собор города Торопца по случаю венчания князя Александра Невского и дочери  полоцкого  князя Брячислава.
Шли годы, и матушка  Ефросиния  становилась все более почитаемой. К ее кроткому увещанию прислушивались князья, не раз удавалось ей предотвратить кровавые столкновения между боярами и простым людом. Игуменя княжеского рода была очень знаменита. Ещё при жизни её почитали в Византии и Царь и Вселенский Патриарх. Игуменя не чуждалась и дел государственных, так в Латвии, в Кокнесе, в то время в  православном княжестве, была даже найдена печать Ефросиньи  Полоцкой , что может говорить о её посещении территории нынешней Латвии .Зная действенность и благодатную силу ее молитвы, к ней приходили за помощью, духовным советом и благословением.
Необычной была ее кончина. На склоне лет преподобная  Ефросиния  пожелала поклониться Животворящему Кресту Спасителя. Поручив монастырь управлению своей сестры Евдокии, она в сопровождении другой сестры – Евпраксии отправилась пешком в Иерусалим. После совершения паломничества к святыням Константинополя матушка прибыла в Иерусалим. И 23 мая 1173 года, после поклонения Честному Животворящему Кресту, она приняла мирную кончину в русском монастыре в честь Пресвятой Богородицы.
Удивительна ее жизнь, удивительна и судьба ее мощей. 3 октября 1187 года захвативший Иерусалим султан Саладин потребовал от христиан покинуть город. И тогда возвращавшиеся на Русь монахи взяли с собой мощи великой русской подвижницы. Первым местом их упокоения была Киево-Печерская Лавра, и только в 1910 году мощи преподобной  Ефросинии    были с почестями перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь.
Вот что тогда в 1910 году писала Российская газета "Новое время": "...ПОЛОЦК. Сегодня последний день торжеств, и преподобная княжна Ефросинья через 700 лет положена на вечный покой в храме, ею созданном в своей обители. Монастырь заполнен народом, который также в поле стоит лагерем в палатках, отпущенных военным ведомством. Заполнены все монастырские и окрестные помещения. Прекрасная погода позволяет паломникам оставаться и на ночь бивуаком под открытым небом. Всю ночь в монастырском соборе прикладывались к мощам. Торжественную литургию в соборе совершал митрополит киевский Флавиан в сослужении с архиепископом Антонием волынским, епископами Серафимом  полоцким , Стефаном и Евлогием, 6-ю архимандритами и монастырским духовенством...."
Интересно, что в то время епископом  Полоцким  был владыка Серафим Мещеряков, тот самый, который осветил в Даугавпилсе (в Латвии) собор святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. И надо сказать, что перенесение мощей Святой Ефросиньи из Киева в Полоцк в 1910 году происходило по рекам Днепр и Даугава через несколько городов, в том числе и через Даугавпилс (Двинск). В три часа ночи, тысячи людей собрались на берег Даугавы. чтобы увидеть корабль на котором через Даугавпилс (Двинск) без остановки проследуют мощи. При виде корабля люди и духовенство служили молебен на берегу реки, во время остановок парохода "Головачев" совершались торжественные богослужения. Из Орши в Витебск, а затем - в Полоцк верующие благоговейно несли святыню на руках.
13 мая 1922 года по постановлению "народного комиссариата юстиции РСФСР" рака с мощами была вскрыта, затем мощи были отправлены на атеистическую выставку в Москву, а оттуда - в Витебск, где демонстрировались на протяжении почти двух десятков лет в местном краеведческом музее.
Во время немецкой оккупации верующие перенесли раку преподобной из музея в Свято-Покровскую церковь, а 23 октября 1943 года нетленные мощи вновь возвратились в  Полоцкий  Спасо-Ефросиньевский монастырь, где почивают и поныне.
В земной жизни ей выпал особый удел – быть миротворцем в своем Отечестве, и сегодня святая соединяет духовно Россию, Белоруссию ,Украину и  восточную Латвию (некогда Витебскую губернию) и одновременно как бы связывает русские земли с центром мира – Иерусалимом. Первая игуменя «матушка русской земли», первая женщина прославленная в лике святых на земле Беларуссии,  и одна из первых наставниц русских женщин в таинствах духовной жизни, она напоминает о том, что дух монашества – это мир, любовь и радость.
Интересная судьба шестиконечного креста с которым Ефросинья  Полоцкая  изображается на иконе. Это крест-мощевик, с частицами святых мощей. Судьба этой исключительной христианской святыни также исключительна. Сначала Крест находился в церкви игумении  Ефросинии . В XIII веке он был перевезен захватившими Полоцк смоленскими князьями в Смоленск. В начале XVI в. после захвата Смоленска московским князем Василием III крест был доставлен в Москву. В 1563 г . был возвращен в Полоцк Иваном Грозным, когда последний замаливал грехи после совершенных по его приказу в Полоцке кровавых преступлений. В 1812 г . во время оккупации города французами крест хранился в стене Софийского собора в замурованной нише. В 1841 году Крест, после пребывания в Москве и Петербурге был доставлен в Полоцк. Крестный ход от Софийского собора в отремонтированный собор Спасо-Ефросиньевского монастыря свидетельствовал, что святая реликвия вернулась на то место, которое определила Кресту игумения  Ефросиния .
В 1921 г . крест среди других церковных ценностей реквизировали большевики. В 1928 году директор Белорусского государственного музея выезжал с экспедицией в Полоцк, с целью найти реликвию. Крест был найден в местном финотделе и перевезен в Минск. В те года намечалось перенести столицу Беларуси в Могилев. Туда и попал в 1929 году Крест преподобной  Ефросинии   Полоцкой  - он находился в комнате-сейфе Могилевского обкома и горкома партии.
Началась Великая Отечественная война. Крест бесследно исчез. Все дальнейшие усилия его разыскать не дали результата.
Преподобная Евфросиния  Полоцкая  прославилась в Русской Церкви как  покровительница  женского монашества. Кроме того, есть ещё один интересный факт. Ефросинья  Полоцкая  жила уже после раскола Церкви на Западную и Восточную. Не смотря на  это, католики тоже признают святость Ефросиньи и тоже причислили её к лику святых!