Древняя намоленная икона Сретение Господне из Праздничного чина иконостаса. Россия, Поволжье XVII век.
Сопроводительная документация
Внимание! Этот лот на данный момент отсутствует в продаже и перенесен в архив магазина 1939.ru. Администрация салона не дает никаких комментариев, пояснений и не отвечает на вопросы, связанные с лотами, находящимися в разделе "архив".КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА
Красивая старинная православная икона с изображением Сретения ГОспода нашего Иисуса Христа, написанная для праздничного чина одного из храмов Поволжья в далеком 17 веке. С тех пор минуло более трех столетий, икона переезжала из одного разрушенного или сгоревшего храма в другой, после наступления революции 1917 года, эта икона тайно хранилась в одном деревенском доме. В конце 20 века икона в сильно пострадавшем от влаги и перепадов температуры состоянии, попала в заботливые руки профессионального реставратора и обрела новую жизнь уже в наши дни. Работы по восстановлению первоначального облика заняли более 4 лет. Прекрасный памятник православной иконописи был полностью восстановлен, дописаны были только утраты живописи (музейная реставрация). В основе лежит авторский слой второй половины 17 века: архитектура, одежды, фигуры святых. В иконе намеренно оставлены небольшие утраты, для того что бы памятник древности смотрелся более целостно и гармонично. Живопись закреплена, покрыта защитным составом, не требует дальнейших вмешательств или реставрационных работ. Мы очень надеемся, что данная старинная икона украсит коллекцию древнерусской живописи и продолжит свою жизнь еще сотни лет в заботливых руках православного коллекционера или в храме. Размер иконы: 54х44х3,2 см. Мы настоятельно рекомендуем после покупки иконы, поместить ее в заказной киот-витрину с музейным стеклом.
Икона с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом Министерства культуры РФ. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
Молитва перед иконой «Сретение Господне», если мы знаем и понимаем смысл евангельского события, изображенного на ней, помогает нам не в каких-то делах, очень важных, конечно, но конкретных, связанных с нашей мирской ежедневностью, но в общих, тех, что касаются наиважнейшей области жизни верующего – духовной. Старец Симеон прожил, по нашим меркам, более трех человеческих жизней, чтобы увидеть Христа. Нам столько не отпущено. И молитва перед этой иконой помогает, осознав величие этого события, увидеть Христа в своей жизни и возблагодарить Бога и Богоматерь, через Которую Он пришел в мир как Солнце Истины. Ведь вся помощь от наших небесных покровителей происходит от их молитв к Нему, а значит, по исполнении своих просьб к ним мы посредством их встречаемся с Богом на каждой молитве, и это тоже – наше, личное сретение с Господом.
Перед иконой «Сретение Господне» мы также можем молиться святому Симеону Богоприимцу, который признал в Младенце Живого Бога и произнес: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…» Живя столько лет в ожидании этой встречи, старец принял с радостью возможность предстать перед Престолом Божиим на небе, раз он уже увидел Бога при жизни, которая стала для него заключением в его старческой плоти. И дух его получил свободу. Поэтому перед этой иконой можно молиться о заключенных, об их отпущении. Была в старину традиция, связанная с празднованием иконы «Сретение Господне» – зажжение личной сретенской свечи на молебне. Подробней об этом – в разделе «Значение иконы», где рассказано об этом обычае и о том, что такое сретенская свеча, освященная в храме в праздник Сретения Господня сегодня, как помогает молитва перед иконами – и Господними, и Богородичными, «Сретения Господня», и святых наших с возжиганием ее исключительно на время молитвы.
Празднование Сретения Господа нашего Иисуса Христа совершается 15/2 февраля.
В 40-й день по рождении, Богомладенец Иисус был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву, родившей женщине в продолжении сорока дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон (память 16/3 февраля). Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки и, благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (эта молитва читается на каждой вечерней службе и после причащения). И Пресвятой Деве старец пророчествовал о том, что предстоит Ей и Ее Сыну. Прославила Младенца и жившая многие годы при храме старица-вдовица Анна-пророчица (память 16/3 февраля). До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию, Спасителя мира и, ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета - Симеон и Анна - удостоились встретить в храме Носитея Нового Завета, в лице Которого уже встретились Божество и человечество.
Обычаи празднования Сретения Господня: о сретенских свечах.
После крещенских обычно на Сретение ударяют сретенские морозы, хотя бывают и сретенские оттепели, так что это – не климатическая аномалия, а исторически известное состояние изнемогшей от зимы природы. Говорят, в этот день зима с весной встречается, потому в народе сохранились приметы: «В Сретенье солнце на лето, зима на мороз поворотила», «Коли на Сретенье метель дорогу заметет, то корм весь подберет».
В православии нередко христианские праздники по времени совпадают с дохристианскими – так сохраняется преемственность национальной культуры. Так, Сретение совпадает с обычаем праздновать громницу, но праздник приобрел более глубокое духовное значение. На праздник Сретения Господня по деревням топили воск и делали одну большую общую свечу, собирая воск по всем дворам, и большие свечи для тех, кто участвовал в этом деле. Свечу общую ставили перед общей иконой «Сретение» и приглашали священника отслужить молебен.
После выносили свечу на улицу крестным ходом и несли свои личные свечи, пели величание. Личная свеча, по поверью, сохраняла земледельческие наделы от порчи урожая во время сева и жатвы. Каждый год отливали для себя новые личные свечи, а прежние свечи перетапливались в общую, прибавляясь год от года. Когда вес ее достигал 16 кг, ее передавали в церковь. Если вдруг по тем или иным обстоятельствам жителю села надо было отслужить молебен в доме, то обращались к священнику и свечу на время молебна передавали в дом.
Сегодня этот обычай трансформировался в замечательный церковный обряд. На Сретение происходит освещение свечей. Они такие же, как обычные церковные свечи, но те освящаются каждый раз, а сретенская свеча – только раз в год, 15 февраля.
Что такое церковная свеча? Это не просто вкусно пахнущая тоненькая или большая свечка. Это огонек, символизирующий горение души верующего перед Богом и ради Него, жертва Богу. В составе ее – елей, символ Божественной милости, медом пахнущий пчелиный воск – символ сладости общения с Господом, воск, мягкий, тающий – готовность смиренно подчиниться воле Божией, потому свеча ставится с молитвой, а не просто формально втыкается в шандал. При этом произносится: «Прими, Господи, жертву сию за рабов Твоих (имя или имена тех, за кого свечу ставят)». Если же ставим свечу какому-либо святому, то говорим: «Святый угодниче Божий (имя), моли Бога о мне (или о нас – и имена тех, о ком молимся и ставим свечу)».
Но в отличие от других, сретенскую свечу нельзя зажигать всуе. Она имеет особую благодатную силу. Ее возжигают на время молитвы, когда того требуют серьезные обстоятельства, важные вопросы – выбрать свою вторую половину, устроиться на работу по душе, сделать важное приобретение, а также в болезнях и скорбях, в душевном недуге.