Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Редкая старинная икона «Собор Архангела Михаила и прочих бесплотных сил Небесных». Россия XVIII век.   Редкая старинная икона «Собор Архангела Михаила и прочих бесплотных сил Небесных». Россия XVIII век.
 
Редкая старинная икона «Собор Архангела Михаила и прочих бесплотных сил Небесных». Россия XVIII век.   Редкая старинная икона «Собор Архангела Михаила и прочих бесплотных сил Небесных». Россия XVIII век.
 
Редкая старинная икона «Собор Архангела Михаила и прочих бесплотных сил Небесных». Россия XVIII век.   Редкая старинная икона «Собор Архангела Михаила и прочих бесплотных сил Небесных». Россия XVIII век.
 

Редкая старинная икона «Собор Архангела Михаила и прочих бесплотных сил Небесных». Россия XVIII век.

AR7991

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинная икона с крайне редкой иконографией «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных» написана во второй половине 18 века в регионе "русский север". Изначально икона не имела оклада, однако спустя 100 лет (уже в 19 веке) владельцы заказали "латунный покров" для почитаемой иконы, что позволило сберечь живопись практически в идеальном состоянии. Проведена косметическая реставрация, удалены вековые загрязнения, живопись укреплена и покрыта защитным составом. Оклад в комплекте, икона полностью готова к размещению в экспозицию и не требует дополнительных работ и затрат.
Икона: дерево, левкас, темпера, оклад – белый металл, желтый металл, штамп, чеканка.  Размеры:  32,5х26,5 см.

Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Архангел Михаил считается покровителем воинов. Является защитником всех православных христиан от видимых и невидимых врагов и злых духов. Крепка вера православных христиан в его помощь во всех бедах, скорбях, нуждах. К нему обращаются с молитвами об исцелении (это связано с почитанием его как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней), ему также молятся при входе в новый дом и при освящении дома, прося о спасении от воров и стихийных бедствий. В православии он почитается также как покровитель строительства и строителей.
Архангел Гавриил, «Муж Божий», является носителем радостных благовестий – о рождении Иоанна Крестителя, Приснодеве, Назарете. На иконе изображен с зеркалом в руке – оно выступает в качестве знамения о том, что до поры пути Божии не бывают ясны человеку, но постигаются путем изучения Слова Божия и следования голосу внутренней совести. Считалось, что зерцало в руке архангела, освещено светом истины и отражает хорошие и дурные дела народов, а также возвещает людям Святые тайны Божии.
Архангел Уриил, «Огонь Божий», был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама, он считается просветителем потемненных, неверующих и невежд, воспламенителем сердец любовь к Богу и истребителем нечистых земных привязанностей.
Архангел Рафаил, «Помощь Божия, Исцеление Божие», врачеватель недугов человеческих, против обыкновения в нашей иконе изображен не как врач телесам, но на священнический манер, как врачеватель духовный, в молитвенной позе.
Архангел Селафиил, «Молитва к Богу», также изображен необычно, с обнаженным мечом, очевидно, приготовленным к борьбе с силами зла.
Архангел Валахиил, «Благословление Божие», «раздаятель благословлений Божиих» и ходатай, вознаграждающий за труды и молитву, по велению Божию, изображен с чашей – это тоже необычная деталь. Как правило, его изображают в одеждах, украшенных белыми розами, но народный мастер с Русского Севера слегка отошел от канона, с целью сделать изображение, по его понятиям, более реалистичным и доступным для понимания его современникам и землякам. Архангел Иегудиил, «Хвала Божия», в одной руке держит золотой венец, как награду от Бога святым людям за полезные и благочестивые труды, а в другой – бич из веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность в благочестивых трудах.



На Руси Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был одним из самых веселых праздников. С этого дня скот загоняли в хлева — на зимний корм. Устраивали широкое застолье, звали в избу гостей. Пекли пироги, подавали к столу свежий мед. Гулянье могло длиться целую неделю — так крестьяне готовились к строгому Рождественскому, или Филипповскому, посту.
За несколько дней до Собора Архистратига Михаила священник с причтом ходили по домам прихожан и служили молебны. Хозяева в благодарность угощали их ковригой хлеба или деньгами — от 5 до 15 копеек со двора. В этой традиции и следует видеть истоки широкого распространения сложного символического сюжета в народной иконе.
Собор Михаила Архангела и бесплотных сил это стройное изображение невидимого воинства и служащего чина, одного из чинов, по небесной иерархии находящегося между более тонкими проводниками Божественной воли (серафимами и херувимами) и Ангелами, которые чаще и непосредственней вступают в общение с земным миром.
Предводитель воинства, Архангел Михаил, первый князь и архистратиг, носит имя «Яко Бог, Кто Равен Богу», он благословлен на участие в духовных бранях в качестве предводителя небесного воинства и он традиционно на иконах изображается в латах, с обнаженным мечом, ногой попирающим пораженного Сатану.
Архангел Гавриил, «Муж Божий», является носителем радостных благовестий – о рождении Иоанна Крестителя, Приснодеве, Назарете. На иконе изображен с зеркалом в руке – оно выступает в качестве знамения о том, что до поры пути Божии не бывают ясны человеку, но постигаются путем изучения Слова Божия и следования голосу внутренней совести. Считалось, что зерцало в руке архангела, освещено светом истины и отражает хорошие и дурные дела народов, а также возвещает людям Святые тайны Божии.
Архангел Уриил, «Огонь Божий», был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама, он считается просветителем потемненных, неверующих и невежд, воспламенителем сердец любовь к Богу и истребителем нечистых земных привязанностей.
Архангел Рафаил, «Помощь Божия, Исцеление Божие», врачеватель недугов человеческих, против обыкновения в нашей иконе изображен не как врач телесам, но на священнический манер, как врачеватель духовный, в молитвенной позе.
Архангел Селафиил, «Молитва к Богу», также изображен необычно, с обнаженным мечом, очевидно, приготовленным к борьбе с силами зла.
Архангел Валахиил, «Благословление Божие», «раздаятель благословлений Божиих» и ходатай, вознаграждающий за труды и молитву, по велению Божию, изображен с чашей – это тоже необычная деталь. Как правило, его изображают в одеждах, украшенных белыми розами, но народный мастер с Русского Севера слегка отошел от канона, с целью сделать изображение, по его понятиям, более реалистичным и доступным для понимания его современникам и землякам.
Архангел Иегудиил, «Хвала Божия», в одной руке держит золотой венец, как награду от Бога святым людям за полезные и благочестивые труды, а в другой – бич из веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность в благочестивых трудах.
Во всех изображениях отражено народное представление о красоте бесплотных духов – головы большие округлые, лики полные и белые, типизированные, волосы кудрявые, длинные и густые, пропорции небольшие, но тела не то, чтобы полные – мастеру–иконописцу удается зримо передать ощущение того, что под оболочкой из одежд тела нет, есть сгустки некоей божественной энергии, благодаря которой они словно разбухают изнутри в ширину и объем.
Ростом и стройностью фигуры, как и положено по иерархии, выделяется центральный образ Архангела Михаила. Над ним, в средней части иконы, помещен сегмент, в котором фрагментарно изображены сразу несколько сюжетов: Явление и Благословение Марии, святая Троица, апостолы Петр и Павел.
Преобладающими цветами на иконе являются зеленый и красный, царственный цвет, цвет пламени и горнего Неба и зеленый – цвет веры и надежды на спасение.
В то же время, применение этих цветов носит и чисто утилитарный характер, ведь они использованы в сочетании с охрами, как это практиковалось в народном искусстве, в росписи по дереву, что косвенно свидетельствует о том, что при написании нашей иконы мастер использовал местные, доступные ему, недорогие красители.
На первый взгляд, все изображения исполнены бурного движения и экспрессии, но они оказываются сглажены и успокоены; общая интонация – плавная, милующая, что свойственно в большей степени именно народным памятникам.
Последнее становится еще более ощутимым при взгляде на оклад иконы, очевидно, подобранный к ней позже, в процессе бытования памятника, возможно даже, по обету: в решении оклада благодаря обильному использованию круглящихся форм как в орнаментах, так и в фигуративных изображениях, движение и порыв еще больше уступили место статике – как молитвенному стоянию, созерцанию и самоуглублению.
Икона исполнена живого народного чувства,  исполнена с большим вниманием и тщанием; как памятник народной иконы является безусловной культурной и исторической ценностью, представляет антикварно–коллекционный интерес.