Email: info@1939.ru

+7 910 405-41-50

Москва, м. Кропоткинская
Гоголевский б-р 8 стр 2

пн-вс с 10:00 до 19:00

    
Подписаться на новинки каталога:
 

 

 

Старинная намоленная икона «Домашний иконостас с избранными святыми покровителями и защитниками». Россия, Вологодские земли XIX век.   Старинная намоленная икона «Домашний иконостас с избранными святыми покровителями и защитниками». Россия, Вологодские земли XIX век.
 
Старинная намоленная икона «Домашний иконостас с избранными святыми покровителями и защитниками». Россия, Вологодские земли XIX век.   Старинная намоленная икона «Домашний иконостас с избранными святыми покровителями и защитниками». Россия, Вологодские земли XIX век.
 

Старинная намоленная икона «Домашний иконостас с избранными святыми покровителями и защитниками». Россия, Вологодские земли XIX век.

AR7992

Статус: продан

Местонахождение: г. Москва

 

Способы оплаты   Способы доставки
   

Старинный намоленный домашний иконостас, часто такие иконы называют «трехстрочниками с избранными святыми», написан в Вологодской губернии в середине-второй половине 19 столетия. Икона выполнена в иконописной мастерской по частному заказу и несет на себе миниатюрные образы избранных святых покровителей и избранные иконы. Как это часто бывало, да и бывает сегодня - малогабаритное жилье не может вместить в себя все любимые и особо почитаемые верующим человеком иконы, банально не хватает места для размещения 10-15 икон размера 30х27 см. В таком случае в 19 веке наш предок заказывался именно «Домашний иконостас с избранными святыми покровителями и защитниками». Это икона, на которой собраны наиболее почитаемые (актуальные) святые образы. Такой домашний иконостас можно было и разместить в доме и купеческой лавке и взять с собой в дорогу. Икона выполнена на доске размером: 31х25,5 см. Живопись без малейших современных вмешательств, очищена от загрязнений, закреплена и покрыта защитным составом. Икона не требует дорогостоящей реставрации или иных вмешательств и готова к размещению в экспозицию или красный угол.

Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Иконы святых покровителей преподобных несут в себе первообразы тех, кто всей своей земною жизнью, всеми силами стремились уподобиться духовной высоте, к какой призывает нас Господь. Блаженные тоже, например, стоят в одном ряду с преподобными, только их земная жизнь слагалась иначе. Они вели жизнь юродивых, но, как и преподобные, имея еще при жизни своей дар пророческий и чудотворный.
Святителями мы называем людей, имевших при жизни митрополичий – епископский чин, которые своею жизнью предстоятелей воспитывали паству в христианском духе. Их лики мы видим на иконах Святых покровителей Николая Мирликийского, Спиридона Тримифунтского, Тихона Задонского, Филарета Московского, Феофана Затворника.
Равноапостольные несли людям свет Христова учения, отстаивали, подобно апостолам христианскую веру во всех уголках земли, то есть вели жизнь, равную жизни учеников Его после Вознесения Его, отстаивая истинную веру и ее ценности и расширяя границы христианского мира, но не мечом, а словом и примером. Издревле иконы святых покровителей, где изображены равноапостольные Константин и Елена, княгиня Ольга, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской становились образами домовых церквей и домашних иконостасов.
Тем, у кого в семье есть болящие и кому необходима частая ежедневная молитва об исцелении от недуга, стоит выбрать иконы святых – покровителей целителей и врачей-чудотворцев, например Пантелеймона, или врачей-бессребреников мучеников Косьмы и Дамиана, Кира и Иоанна.
Иконы святых покровителей, их лики, удивительные, светлые сопровождают духовную и мирскую жизнь каждого православного христианина. И когда нам необходима высочайшая помощь самого Господа, а нам кажется, что молитва наша не полна или не сильна, за молитвенной помощью и заступничеством мы обращаемся к ним и, стоя перед иконами святых – покровителей целителей, мучеников, равноапостольных и преподобных, просим их донести моления наши до самого Его Престола.



Перечислим избранных святых и избранные иконы, написанные на данном иконостасе:

Икона «Святая Троица» - одна из трёх главных икон, которые должны быть в каждом доме, Перед иконой с изображением «Святой Троицы» молятся о прощении грехов. Эта икона считается исповедальной, перед ней хорошо читать исповедальные молитвы – они будут обращены сразу к Тому, перед кем мы исповедуемся в храме. Самые серьезные, самые глубокие и драматические ситуации могут быть разрешены по молитве перед этим троичным образом.
Икона Святой Троицы – удивительное создание человеческого духа. Она являет собой свидетельство того, каких высот соединения с Всевышним может достичь человек, когда его талант поставлен на службу Богу. Рублевская Троица, равной которой нет, несмотря на существование многих других списков иных школ и иных времен, есть и будет самой близкой версией ветхозаветного библейского сюжета. «Святая Троица» – икона высочайшей символики и существует только в православии. В католической конфессии мы не найдем ни одного иконописного изображения такой Божественной полноты, которое дало бы верующему возможность обратиться к Первоисточнику всего – Троице Единосущней и Нераздельней, к Богу во всем Его вездесущем Могуществе и Совершенстве, Который силою Святого Духа защитит любого воззвавшего к Нему, ибо, как сказано Сыном: «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 14, 10).

Иконе Спас Вседержитель или Пантократор верующие молятся о сохранении членов семьи. Кроме этого, икона Спасителя – это образ, которому можно и нужно поверять любые проблемы нашей нелегкой мирской жизни. Кто, как не Он, Христос Спаситель, всегда откликнется на душевную молитву, всегда поможет, подскажет, утешит, выручит, спасет нас в жизни земной, а за невидимой чертой дарует Царствие Небесное!

Иконе «преподобный Сергий Радонежский у гроба родителей» молятся об исцелении от смертельных болезней, от всевозможных телесных недугов, а самому Сергию Радонежскому посвящают молитвы об отроках слабо учащихся, об избавлении от гнева и гордости, молятся о православном воинстве, просят помощи в поиске водных источников.

Икона Архангел Михаил – архистратиг, в переводе с греческого – главнокомандующий, с древнееврейского его имя Ми Ка Эль переводится – «Кто как Бог?», что означает – «Никто не равен Богу». Обращение с молитвой к архангелу Михаилу защитит душу верующего от всех неблагоприятных воздействий со стороны противоборствующих Всевышнему сил. Он – первый защитник и помощник тем, кто свидетельствует о Боге и во всем следует закону Божию. Также он является защитником душ умерших на их пути к Престолу, дабы их не захватили служители антихриста. Ему же молятся о защите воинов и воинства, так как он сам является предводителем всего ангельского войска, как мы уже сказали выше. Молитва перед иконой Архангела Михаила помогает при желании избавиться от сомнений в вере, от духовной некрепости, которые происходят от искушений, преодолеть которые иногда сложно без помощи свыше, их много, и мы часто чувствуем, как вера наша ослабевает. Один из главных помощников здесь – архистратиг Михаил, стоящий на защите Божиих законов. Также он является небесным покровителем военных. Тут уместно вспомнить об особом его покровительстве Жанне д’Арк. Из воинской истории России мы знаем, что одним из первых линейных кораблей с 52 пушками на борту стало судно «Архангел Михаил», спущенное на воду в 1713 году. Название его содержало прошение к архангелу об особом покровительстве новому молодому русскому военному флоту. Корабль строился на верфях Архангельска, также названного в честь архистратига небесного воинства. Также к нему за помощью могут обращаться те, кто занимается строительством, имеет строительные профессии, поскольку он считается и их небесным покровителем. Когда-то он научил мучеников Флора и Лавра управлять лошадьми – так что он – небесный покровитель всех коннозаводчиков, конюхов, жокеев, всех, кто имеет отношение к конному спорту и разведению лошадей или содержит их в частном владении.

Икона Святая великомученица Варвара Илиопольская - Великомученице Варваре Господь дал особый дар – молитвы и ходатайства о последнем причастии человека. В своей предсмертной молитве святая великомученица Варвара просила Господа, чтобы Он избавлял всех, прибегающих к ее помощи, от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них Свою благодать. В ответ она услышала голос с Неба, обещавший исполнить просимое. Поэтому святой Варваре молятся о том, чтобы не умереть без исповеди и Святого причастия, просят оградить от тяжких болезней и внезапной и скоропостижной смерти. Святой молятся также о помощи и заступничестве за детей, об избавлении от тяжких недугов и болезней, о помощи в унынии и грусти, утешении в печали. В современном мире у святой мученицы Варвары появились новые области покровительства. 17 декабря 1959 года были образованы Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), поэтому этот день стал профессиональным праздником воинов-ракетчиков. Совпадение дня памяти святой Варвары с днем образования ракетных войск сделало святую Варвару небесной покровительницей ракетных войск. В любой ракетной дивизии на командном пункте есть икона великомученицы. Широко известно, что за горнопромышленников перед Богом отвечает святая мученица Варвара. В новой России возобновление официального почитания горняками святой великомученицы Варвары связано с именем Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, который благословил почитать святую Варвару небесной покровительницей всех горно-добывающих отраслей и их вузов. Благословение Святейшего Алексия II было оглашено на Втором съезде горнопромышленников России в 2002 году. И сегодня горняки, как и все православные христиане, молятся святой великомученице Варваре об избавлении от внезапной смерти, других неожиданных неприятностей и бед.

Икона Воскресение Иисуса Христа – центральное событие христианской веры, ее краеугольный камень. Если бы не было Воскресения Христова, то не только не было бы христианства, но и вера в Бога, в силу добра и правды, возможно, была бы подорвана, утрачен был бы и смысл жизни православного христианина. Светлое Воскресение Христово, Пасха – древнейший христианский праздник, важнейший в богослужебном году. «Праздников Праздник» и «Торжество Торжеств», – поется в пасхальном каноне. На иконах, посвященных великому событию Воскресения Христова, в центральной части композиции изображен Господь наш Иисус Христос. Это значит только одно – в молитвах перед ними мы через образ Его обращаемся к самому Богу, у Которого, по словам Его, чего во имя Его не попросите – получите все, о чем просили (Мф. 21:22, Ин. 14:14). Главное, чтобы молитва была сердечной, и если, конечно, Вы не просите о том, что нарушает Божьи заповеди как Ветхого, так и Нового Завета.

Икона Неопалимая купина – один из ветхозаветных прообразов Богородицы. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богородицей Христа от Духа Святого, а также прообраз Божией Матери, родившейся на грешной земле, но не подвластной греху. Икона «Неопалимая Купина» защищает от пожаров, молний, а также воров и прочих злоумышленников. С древних времен она является покровительницей российских пожарных. Кроме молитв о защите дома от пожара и поджога, а также о помощи тем, кто посвятил себя славному делу спасения от огня людей и их имущества, перед этой иконой Богоматери молятся о спасении души от геенны огненной, чтобы чистый огнь Неопалимой Купины попалил земные душевные страсти. К молитве перед этой иконой прибегают в просьбах о защите от врага рода человеческого и земных недругов и об исцелении души и тела.

Святой Савватий считается в народе покровителем пчел и пчеловодства. Он и святой Зосима (друг и сподвижник Савватия) почитались всеми пчеловодами на Руси. Считалось, что они первыми научили русский народ правильному пчелиному хозяйству. На каждом пчельнике, как правило, находилась икона соловецких святых. "Без Бога - ни до порога, а без Зосимы - Савватия - ни до улья". Пчеловодство считалось делом, которое требует праведной жизни и нравственной чистоты. Зосима и Савватий помогают только благочестивым людям.

Святой великомученик Георгий Победоносец – покровитель военных, земледельцев, животноводов. Икона, на которой изображен его образ, защитит всех, кто несет действительную воинскую службу, находится в запасе или уже ушел на заслуженный отдых, отдав воинскому делу годы жизни. Вместе с ними молитва перед иконой защитит и их семьи. Также перед иконой святого Георгия Победоносца молятся о новобранцах срочной службы, о том, чтобы служба была удачной и молодого воина миновали возможные превратности, которые могут происходить в период исполнения им воинского долга. Тем, кто живет на селе, хорошо читать молитвы святому Георгию и иметь в доме икону его, чтобы молитва перед ней защитила от проблем, связанных с ведением сельского хозяйства. Георгий Победоносец изображен на флагах Москвы и Подмосковья в память об основании Москвы князем Юрием (вариант имени Георгий в России – Юрий, Егорий, Егор) Долгоруким и является покровителем и защитником Москвы и Подмосковья. Также святой Георгий почитаем в Грузии, Осетии и в конфессиях Западной Европы. Икона с образом святого Георгия, молитва перед ней помогают также земледельцам и животноводам – ему молятся о сохранении урожая и здоровье скота, защите от стихии в сельском труде.

Святая Надежда - одна из теологических добродетелей. Она есть успокоение сердца в Боге с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство. Надежда выражает идею препоручения себя Богу, эмоциональное переживание состояния нахождения в руках Божиих и убежденности в справедливости и милосердии Божием. К заступлению мучениц прибегали в случае особой нужды и скорби.

Святые апостолы Петр и Павел именуются за пламенную любовь к Христу первоверховными , именно они обращали своим словом в христианскую веру тысячи людей, поэтому иконе с изображением апостолов Петра и Павла молятся об умножении веры.
Но и в отдельности каждый из апостолов помогает верующим по молитве. Апостолу Павлу посвящают молитвы те, кто хочет открыть новое дело, производство, а апостол Петр помогает исцелить недуги телесные, молятся ему при высокой температуре и лихорадке. Апостол Петр еще и покровитель рыбаков, а потому ему принято посвящать молитвы с просьбой о помощи в рыбной ловле.

Заключение искусствоведа:
Рассматриваемая икона была, скорее всего, создана по индивидуальному заказу, для домашнего моления и представляет собой своего рода иконостас в миниатюре. Так, в ее композицию включены такие ключевые образы для христианского мировоззрения как изображения Господа Саваофа как Царя Мира и Демиурга, изображение Святой Троицы и Воскресения Христова, в то же время, намечающие основные вехи в годовом праздничном цикле. Эти сюжеты оказываются дополнены изображением Богоматери Неопалимая Купина, Чудом Святого Георгия о Змие и изображениями святых, в земле российской, в частности, в северных ее землях, просиявших.
Образ подвига Георгия это, безусловно, образ победы над мировым злом; изображение Неопалимой Купины помимо милующей богородичной природы имело в глазах русского крестьянского мира и утилитарное значение – как помощь и спасение от сильных гроз и пожаров; Зосима и Савватий Соловецкие в народе считались покровителями пчеловодов; архангел Михаил – борец с темными силами; мученицы прославляют молитвенный подвиг, а преподобный Сергий Радонежский является скорым помощником во всех нуждах и попечениях как духовных, так и житейских.
Перед этой иконой можно было молиться о защите от врагов и о ниспослании духа молитвенного, умиления и кротости, причем она могла послужить молитвенным попечениям всех домочадцев разных возрастов и полов.
Стилистически рассматриваемая икона целиком выдержана в традиции народных писем 19 века и отличается простотой, ясностью и четкостью композиции, разномасштабностью фигур и приземленностью их пропорций, большими округлыми головами персонажей,  легкой анатомической неправильностью, робким, неуверенным, чуть примитивным рисунком одежд и деталей, некоторой общей наивностью в интонации. Рисунок, линия, графика преобладает над цветом; колорит – что особенно характерно для северных писем – является приглушенным и разбеленным. Все объединяет лазурный голубоватый цвет, цвет неба и надежды на спасение. Он дополнен землистыми охристыми цветами, что также отличает северную народную иконопись.
Ее автором был не очень профессиональный художник, опиравшийся в своей работе традиции русского иконописания.
Данное произведение является культурной ценностью, представляет антикварно – коллекционный интерес.